Требуемое число параллельных потоков будет




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению расчетно-графической работы

«Расчёт судовых центробежных насосов»

по дисциплине: «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства»

для студентов дневной и заочной форм обучения

специальности - «Эксплуатация судовых энергетических установок»

 

Севастополь

 

УДК 629

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

Общие организационно- методические указания……………………..4

 

Основные условные обозначения………………………………………5

 

Введение…………………………………………………………………6

 

1 Выбор схемы насоса…………………………………………………….6

 

2 Расчёт рабочего колеса…………………………………………….…....8

2.1 Расчёт рабочих параметров ступени………………………………….. 8

2.2 Расчёт основных размеров рабочего колеса на входе………………..12

2.3 Расчёт основных размеров колёс на выходе………………………….15

2.4 Расчёт и построение меридианного сечения канала колеса…………18

2.5 Расчёт и построение цилиндрической лопасти в плане……………...21

3 Выбор типа отводящего устройства……………………………...…...24

4 Уравновешивание осевой силы..……………………………....….…..32

5 Потери в центробежных насосах. Полный к.п.д. насоса……..……...38

5.1 Гидравлический к.п.д. насоса…………………………………...……...38

5.2 Объёмный к.п.д. насоса…………………………………………..……. 38

5.3 Механический к.п.д……………………………………………….…… 40

6 Определение критической частоты вращения вала…………........….. 42

 

Библиографический список………………………………….………...50

 

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Расчетно-графическая работа по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства» имеет целью выработать у студентов умение применять полученные знания для решения конкретных инженерных задач, научить их самостоятельно работать и пользоваться официальными изданиями, справочниками, ГОСТами и т.п.

Данное пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок».

РГР выполняется студентами в часы, отведённые для самостоятельной работы. Объём и содержание работы определяется заданием и включает в себя следующие разделы:

- выбор схемы насоса;

- гидравлический расчёт рабочего колеса с построением меридианного сечения и профиля лопасти в плане;

- гидравлический расчёт и профилирование подвода и отвода;

- определение осевой силы и расчёт уравновешивающего устройства;

- расчёт потерь и определение полного к.п.д. насоса;

- расчёт вала на критическую частоту вращения;

- выбор конструктивных элементов насоса (уплотнений, подшипников и т.п.);

Объём расчётно-пояснительной записки 20-30 страниц рукописного текста.

Графическая часть проекта должна выполняться на листах формата А4 и включать следующие чертежи (схемы):

- продольный разрез насоса (схема);

- чертёж рабочего колеса (обязательно).

 

ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

a3 -высота входного сечения диффузора лопаточного отвода;

b1 - ширина канала рабочего колеса на входе;

b2 - ширина канала рабочего колеса на выходе;

b3 - ширина входного сечения отводящего устройства;

с – абсолютная скорость жидкости;

с0 - скорость жидкости при входе в рабочее колесо;

с1 - скорость жидкости при входе в межлопаточный канал;

с2 -скорость жидкости при выходе из рабочего колеса;

сm - меридианная составляющая абсолютной скорости;

сu - окружная составляющая абсолютной скорости;

С – кавитационный коэффициент быстроходности;

D0 - диаметр входа в рабочее колесо;

D1 - диаметр окружности, проходящей через средние точки входных кромок лопастей;

D2 - наружный диаметр рабочего колеса;

Q – объёмный расход насоса;

hтр - сопротивление приёмного трубопровода;

Н - напор насоса;

Нвс - геометрическая высота всасывания;

Dh – кавитационный запас энергии;

к12 – коэффициент стеснения потока лопастями соответственно при входе и выходе из колеса;

ns – коэффициент быстроходности;

N – мощность насоса;

Pa – давление в приёмном трубопроводе;

Pос – осевая сила, действующая на ротор;

w - относительная скорость жидкости;

u – переносная скорость жидкости;

r - плотность жидкости;

h - коэффициент полезного действия;

w - угловая скорость вращения;

D - толщина лопасти.

 

ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ

№ варианта Назначение насоса Подача Q,м3 Напор, Н, м Частота вращения, N, об/мин Температура Жидкости, T, 0C Количест-во ступеней
             
Питательный          
Питательный          
Питательный          
Конденсатный          
Конденсатный          
Конденсатный          
Конденсатный          
Конденсатный          
Конденсатный          
Питательный          
Питательный          
Питательный          
Питательный          
Питательный          
Питательный          
Питательный          
Пожарный          
Пожарный          
Пожарный          
Пожарный          
Пожарный          
Циркуляционный          
Циркуляционный          
Циркуляционный          
Циркуляционный          
Циркуляционный          
Осушительный          
Осушительный          
Осушительный          
Осушительный          

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью расчёта насоса является определение геометрических размеров основных элементов проточной части, выбор системы уравновешивания осевого давления, определение полного к.п.д. насоса и критической скорости вращения вала.

При расчете нужно помнить, что в центробежном насосе имеется тесная взаимосвязь между его основными частями. Это предъявляет большие требования к знанию теории и конструкции центробежных насосов.

При выполнении расчёта приходится выбирать ряд коэффициентов и величин, которые затем могут не удовлетворить предъявляемые к проектируемому насосу требованиям. Поэтому в процессе проектирования может возникнуть необходимость проведения повторных расчётов для достижения поставленных требований.

При расчете судовых центробежных насосов нужно исходить из следующих предъявляемых к ним требований.

-высокая надёжность и долговечность;

-минимальная масса и габариты;

-экономичность в возможно более широком диапазоне режимов работы;

-простота конструкции, дающая свободный доступ к деталям, подверженным быстрому износу.

Чем полнее будут выполнены перечисленные требования, тем в большей степени насос будет соответствовать современному высокому уровню судостроительной техники. При этом нужно помнить, что некоторые из этих требований находятся в противоречии друг с другом. Так например, минимальная масса и габариты обеспечиваются, главным образом, за счёт увеличения скорости вращения вала, но при этом усиливается шум и ухудшаются показатели надёжности и долговечности насоса. Поэтому при расчете надо знать назначение насоса и условия его эксплуатации на судне, что позволяет правильно подойти к решению поставленной задачи.

 

ВЫБОР СХЕМЫНАСОСА

 

При расчете центробежного насоса заданными величинами являются:

- производительность насоса, Q ;

- напор насоса Н, ;

- высота всасывания Нвс, м;

- давление в приёмном трубопроводе Рa, Па;

- сопротивление приёмного трубопровода hтр, ;

- температура перекачиваемой жидкости Т,К.

 

Расчёт рекомендуется начинать с определения коэффициента быстроходности:

,

где: - - угловая скорость вращения ротора,рад/с;

рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 1.1.

Полученное значение сравниваем с рекомендуемыми в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

 

Тип насоса , 1/c
Питательный 65-90 300-800
Конденсатный 70-110 104-314
Пожарный 80-120 157-314
Пожарно-напорный 60-80 157-314
Циркуляционный 80-200 157-314
Балластный 100-200 157-314
Бустерный 70-100 157-314
Осушительный 70-90 157-314
Санитарный 40-60 157-314

 

При этом возможны три варианта:

- полученное значение соответствует рекомендованному в таблице 1.1. В этом случае насос будет одноколесным, одноступенчатым, однопоточным. Исходные данные для гидравлического расчета колеса будут:

и .

- полученное значение << рекомендованного. В этом случае насос будет многоколесный, многоступенчатый. Для определения необходимого числа ступеней зададимся и согласно рекомендациям таблицы 1.1 и вычислим какой напор может создать такая ступень:

,

тогда необходимое число ступеней будет

,

При получении для числа ступеней дробного значения округляют до ближайшего целого числа. Исходные данные для гидравлического расчета колеса будут: и .

 

- полученное значение >> рекомендованного. В этом случае насос будет многоколесный, многопоточный. Для определения необходимого числа параллельных потоков задаемся и согласно рекомендациям таблицы 1.1 и вычисляем подачу, которую может обеспечить такое колесо:

,

Требуемое число параллельных потоков будет

Полученное значение округляем до ближайшего целого, желательно четного, числа. Исходные данные для гидравлического расчета рабочего колеса будут:

и .

 

 

2. РАСЧЁТ РАБОЧЕГО КОЛЕСА

 

2.1 Расчёт рабочих параметров ступени.

2.1.1.Вычисляем срывной кавитационный запас энергии.

срывного кавитационного запаса энергии:

,

где – упругость паров жидкости при заданной температуре, Па;

- плотность жидкости при заданной температуре, ;

– ускорение силы тяжести, ;

- коэффициент запаса, который согласно ГОСТ 6134-71 принимается в пределах =1,15-2.

При подстановке в формулы численных значений следует обращать особое внимание на взаимное соответствие их размерностей.

2.1.2 Исходя из условия обеспечения безкавитационной работы, определяем максимальную скорость вращения вала насоса.

,

где – производительность ступени в ;

- кавитационный коэффициент быстроходности, величина которого принимается в зависимости от назначения и требуемых кавитационных качеств насоса. Ориентировочно можно принимать

-для колёс нормальных кавитационных качеств =800-1000;

-для колёс повышенных кавитационных качеств =1200-1500;

-для колёс высоких кавитационных качеств =2000-2300;

 

2.1.3 Допустимая скорость вращения вала лежит в пределах:

,

2.1.4 Рабочая скорость вращения* вала принимается из условия

,

и должна согласовываться со скоростью вращения приводного двигателя и коэффициентом быстроходности.

По коэффициенту быстроходности центробежные насосы делятся на три типа

- тихоходные =50-80;

- нормальные =80-150;

- быстроходные =150-300;

Выбирая величину коэффициента быстроходности, надо помнить, что быстроходные колёса предназначены для создания малых напоров и больших производительностей, а колёса тихоходные используются для создания больших напоров и сравнительно малых производительностей. При постоянных значениях производительности и напора коэффициент быстроходности изменяется пропорционально скорости вращения вала и с увеличением последней увеличивается, что ведёт к уменьшению размеров и массы насоса. С увеличением уменьшается радиальная длина колеса (т.е. отношение ) и увеличивается его осевая ширина (d).

 
 


Тихоходные рабочие колёса имеют длинный и узкий межлопаточный канал и отношение = 2,0-2,5. Лопасти таких колёс выполняются цилиндрическими.

Нормальные колёса имеют более короткий и широкий канал и отношение = 1,8-2,0. Лопасти таких колёс выполняются при ns<100 выполняются цилиндрическими, а при ns³100 на выходе – цилиндрическими, а на входе – двоякой кривизны и выдвигаются в область поворота потока из осевого направления в радиальное.

Быстроходные колёса имеют широкий и короткий канал и отношение = 1,4-1,8. Лопасти таких колёс выполняются двоякой кривизны. Однако в настоящее время уже имеется опыт применения цилиндрических лопастей для колёс ns до 200. Как показывают статистические данные максимальный гидравлический и полный к.п.д. центробежного насоса достигнут для колёс с ns=150-250.

Таким образом с точки зрения экономичности для заданных параметров следует применять колёса, соответствующие наибольшим значениям коэффициента быстроходности, т.к. при этом могут быть получены минимальные габариты и масса насоса. Однако это связано с повышением скорости вращения вала, которая лимитируется опасностью возникновения кавитации и увеличением диаметра вала, а также скоростью вращения приводного двигателя. Так как основным видом привода для судовых центробежных насосов служит в настоящее время электродвигатель, то максимальной скоростью вращения вала насоса при частоте 50Гц будет 314 1/с. Если в качестве привода используется паровая турбина (как правило, для привода питательных конденсатных и бустерных насосов), то скорость вращения может достигать 800 1/с и выше.

 

2.1.5. По выбранной скорости вращения вала и известным значениям и производительности ступени уточняют величину коэффициента быстроходности

,

 

где - производительность ступени, ;

- напор ступени, ;

- скорость вращения вала,1/с.

 

2.1.6. Расчётный расход через рабочее колесо определяется по формуле

,

где - объёмный к.п.д., значение которого находится в пределах .

2.1.7.Для предварительного выбора объёмного к.п.д. можно пользоваться формулой, рекомендованной А.А.Ломакиным

,

 

Определённый таким образом объёмный к.п.д. учитывает лишь утечки через переднее уплотнение колеса. В многоступенчатых насосах имеются дополнительные утечки жидкости на систему разгрузки осевой силы, на смазку и охлаждение подшипников и т.п., которые составляют около 3-5%. Поэтому объёмный к.п.д. рекомендуется принимать предварительно из соотношения

,

 

2.1.8. Приведённый диаметр входа в колесо , м находится из уравнения подобия

,

 

Где - коэффициент, величина которого лежит в пределах = 3,6-6,5 и выбирается в зависимости от кавитационного коэффициента быстроходности по графикам, приведённым на рис.2.1.

Рисунок 2.1.- Графики изменения параметров

, , в зависимости от ,

 

2.1.9. Далее определяется теоретический напор колеса

,

где - гидравлический к.п.д., величина которого в первом приближении может быть определена по формуле, предложенной А.А.Ломакиным

,

где - приведённый диаметр входа колеса в мм.

Значения гидравлического к.п.д. выполненных колёс лежат в пределах

,

 

2.1.10. Мощность, потребляемая насосом, определяется из выражения

,

где - механический к.п.д. насоса, равный

,

Величина к.п.д. , учитывающего потери энергии на трение колеса о воду (дисковое отношение), может быть определена из выражения

,

Величина к.п.д. , учитывающего потери энергии на трение в сальниках и подшипниках, лежит в пределах = 0,95-0,99.

 

2.1.11.Максимальная мощность, потребляемая насосом при перегрузке будет

,

2.2. Расчёт основных размеров рабочего колеса на входе.

Размеры входа рабочего колеса зависят в основном от производительности и рассчитываются из условия обеспечения требуемых кавитационных качеств и минимальных гидравлических потерь.

2.2.1 Скорость на входе в рабочее колесо, соответствующую минимальному динамическому падению давления, можно определить по формуле, предложенной С.С.Рудневым

,

где - коэффициент, величина которого лежит в пределах =0,03-0,09 и может быть выбрана по графикам на рис.2.1 в зависимости от кавитационного коэффициента быстроходности .

 

Рисунок 2.2.-Схема меридианного сечения рабочего колеса

 

2.2.2 Диаметр вала колеса определяется в первом приближении из условий прочности на кручение

,

где , Н/м - допускаемое напряжение на кручение, принимаемое для стальных валов в пределах

=(2000-5000)×104,

Крутящий момент на валу насоса будет

 

,

где - потребляемая мощность в Вт.

Из условия обеспечения достаточной жёсткости вала нежелательно принимать диаметр его менее 20 мм.

 

2.2.3 Диаметр втулки колеса определяется конструктивно и в зависимости от диаметра вала и способа крепления колеса на валу принимается из соотношения

,

или

,

2.2.4 Диаметр входа в рабочее колесо

,

2.2.5 Ширина и расположение входной кромки лопасти зависит от кавитационных качеств насоса и коэффициента быстроходности ns и определяется из уравнения неразрывности

,

где D1 - диаметр окружности, проходящей через средние точки входных кромок лопастей. Этот диаметр выбирается для колёс нормальных и средних кавитационных качеств и низкой быстроходности из соотношения

,

Лопасти таких колёс выполняются цилиндрическими и входные кромки их располагаются либо параллельно оси насоса, либо под углом 15-30° к оси.

В колёсах высоких кавитационных качеств и колёсах высокой быстроходности входная кромка лопасти сильно выдвигаются в область поворота потока из осевого направления в радиальное и диаметр D1 выбирается из соотношения

,

- меридианная составляющая абсолютной скорости на входе в рабочее колесо без учёта стеснения потока лопастями. Значение её принимается из соотношения:

- для колёс низкой быстроходности и нормальных и средних кавитационных качеств.

- для колёс повышенной быстроходности высоких кавитационных качеств.

Для судовых насосов, если нет специальных требований, чаще всего принимают .

 

2.2.6 Меридианная составляющая абсолютной скорости на входе с учётом стеснения потока лопастями будет

,

где - коэффициент стеснения на входе, принимаемый в пределах . Значением этого коэффициента задаются, а после определения угла b1 его уточняют.

 

2.2.7 Окружная скорость жидкости на входе в рабочее колесо

,

 

 

Рисунок 2.3- Треугольники скоростей на входе в рабочее колесо насоса

 

2.2.8 Угол безударного входа потока на лопасти определяется из соотношения скоростей

,

2.2.9 Угол установки лопасти на входе будет

b1=b1,0+d,

где d - угол атаки, принимаемый в пределах

- для колёс нормальных кавитационных качеств

,

- для колёс повышенных и высоких кавитационных качеств

,

а в специальных случаях до 25°. Большие значения принимают также при малых углах b1,0.

На основании анализа размеров колёс насосов, обеспечивающих наиболее высокие значения гидравлического к.п.д. А.А.Ломакин рекомендует принять угол установки лопасти на входе в пределах

,

2.2.10 Относительная скорость на входе

,

 

2.3 Расчёт основных размеров колеса на выходе.

 

2.3.1 Окружная скорость на выходе из рабочего колеса в первом приближении вычисляется по формуле

,

где - коэффициент окружной составляющей абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса, принимаемый в пределах .

 

2.3.2 Наружный диаметр колеса в первом приближении будет

,

2.3.3 Угол установки лопасти на выходе из колеса b2 можно определить следующим образом

,

где - коэффициент стеснения потока лопастями на выходе из рабочего колеса, принимаемый в пределах ; окончательно он принимается после определения угла b2;

- меридианная составляющая абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса без учёта стеснения потока лопастями.

Значение принимается из следующего соотношения

-для колёс нормальных кавитационных качеств ();

-для колёс повышенных и высоких кавитационных качеств ();

Обычно, если нет каких-либо специальных соображений, принимают .

Для обеспечения устойчивого движения жидкости в каналах колеса желательно принимать отношение

,

Среднестатистическое значение оптимального угла b2 на выходе из колеса из условия получения максимального к.п.д. находится в пределах независимо от значения . Для высоконапорных ступеней угол b2 может быть увеличен до 28-30° без существенного ухудшения к.п.д.

Нижним пределом для колеса с точки зрения экономичности и стеснения канала лопатками на входе является угол . В специальных случаях, когда требуется обеспечить получение высокого напора при минимальных размерах колеса, угол b2 может быть увеличен до 45÷50°.

Относительная скорость на выходе

,

 

 

Рисунок 2.4 - Треугольники скоростей при выходе из рабочего колеса

 

2.3.4 Наивыгоднейшее число лопастей по данным обследования колёс с высоким к.п.д. можно получить по формуле

 

,

где 6,5 - опытный коэффициент.

 

Большинство выпускаемых в настоящее время центробежных насосов с высокими технико-экономическими показателями независимо от размеров и коэффициента быстроходности ns имеют рабочие колёса с числом лопастей z= 6÷8. При числе лопаток более 9 производят подрезку лопаток на входе через одну (примерно, на 1/4 длины).

2.3.5 Теоретический напор, создаваемый колесом при бесконечно большом числе лопастей, определяется по формуле

,

где p - поправка Пфлейдерера на конечное число лопастей, вычисляемая по формуле ,

Величину коэффициента находят из выражения

,

Величина первого слагаемого в этой формуле зависит от степени шероховатости проточной части и типа отвода потока от колеса. Для тщательно обработанных колёс и лопаточных отводов эта величина принимается меньше, а для литых колёс и спиральных отводов - больше.

Поправка Пфлейдерера даёт хорошее совпадение с опытными данными для колёс с ns £150 c лопастями загнутыми назад.

2.3.6 Окружная скорость потока на выходе из рабочего колеса во втором приближении определится из выражения, полученного в результате преобразования основного уравнения лопастных насосов

,

2.3.7 Наружный диаметр колеса во втором приближении

,

Если величина наружного диаметра колеса во втором приближении отличается от величины, полученной в первом приближении не более, чем на 5%, то значение D2, полученное во втором приближении, можно считать окончательным. Если же отличие составляет более 5%, то необходимо сделать третье приближение, для чего нужно повторить расчёт, начиная с пункта 2.3.4 и подставляя вместо D2 его численное значение, полученное во втором приближении. Получив значение D2 в третьем приближении, сравнивают его со значением, полученным во втором приближении. Расхождение между двумя соседними приближениями не должно превышать 5%.

2.3.8 Ширина канала на выходе из рабочего колеса определится из уравнения неразрывности

,

Для получения высокого значения к.п.д. необходимо выполнение условия .

2.4 Расчёт и построение меридианного сечения канала колеса.

Профилирование канала в меридианном сечении делается таким образом, чтобы получить плавный переход от величины меридианной составляющей абсолютной скорости на входе к её значению на выходе. Для этого задаются графиком изменения скорости в зависимости от радиуса колеса . При этом, как правило, принимают линейный закон изменения скорости (рис.2.5).

Для каждого значения с этого графика снимают соответствующее значение скорости и по уравнению неразрывности находят для данного радиуса ширину канала bi в меридианном сечении

 

 

Рисунок 2.5- График изменения меридианной составляющей абсолютной скорости в зависимости от радиуса

; ;

 

Расчёт удобно вести в табличной форме

 

Таблица 2.1

 

R1   Ri   R2
   
b1   bi   b2

 

Приращение радиуса при расчёте следует принимать равным 5-10 мм.

Форма меридианного сечения тихоходного колеса вытянута в радиальном направлении. Контур канала колеса по несущему диску от выхода к входу выполняется нормально к оси и плавно округляется при переходе от радиального направления к осевому. Скругление желательно выполнять по квадратичной параболе (рис 2.6).

Контур канала колеса по покрывающему диску строится как огибающая окружностей, описанных радиусами с центрами на соответствующих Ri и касательных к контуру канала по основному (несущему) диску (рис.2.6). Для более плавного изменения контура канала по покрывающему диску в месте перехода из радиального направления в осевое входную кромку под углом 15…30° к оси.

Этим же методом профилируют и меридианное сечение колёс нормальной быстроходности при малом угле наклона основного диска к оси (до 5°).

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: