ВКР по жанровой и исторической композиции




Введение

Выполнение выпускной квалификационной работы является обязательным завершающим этапом обучения слушателей Факультета дополнительного образования (ФДО) Алтайского государственного института культуры (АГИК) по специальности «Художник-живописец».

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является самостоятельной

работой слушателей, выполнение которой позволяет выявить как теоретическую, так и практическую готовность к решению конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности, т.е. слушатели должны

показать полученные за годы обучения на ФДО знания и профессиональные навыки. Рекомендации призваны рассмотреть весь процесс подготовки ВКР

от выбора темы до публичной защиты. Особое внимание уделено технологии подготовки практической части ВКР, а также оформлению текстового материала (пояснительной записки).

Первый раздел посвящен общим положениям и требованиям к выполнению ВКР и дает некоторые представления о ней (цель, задачи, порядок выполнения, рецензирование).

Второй раздел раскрывает специфику ВКР по специальности «Художник-живописец», некоторые ее особенности, а также ряд требований, определяющих ее состав и содержание.

Третий раздел знакомит слушателей с конкретными требованиями к ВКР в соответствии со спецификой изобразительного искусства и в зависимости от выбранного жанра живописи. В разделе предлагается примерное тематическое направление по специальности «Художник-живописец», а также некоторые примеры содержания и оформления темы по живописи натюрморта, пейзажа, интерьера, портрета и по жанровой исторической композиции. Слушатели знакомятся с общей структурой ВКР, организацией процесса ее выполнения, требованиям к теоретической и практической частям ВКР.

В четвертом разделе рассматривается порядок защиты ВКР, а также критерии оценки ВКР. Особое внимание уделяется тому, что при определении общей итоговой оценки учитываются не только практические навыки выпускника ФДО по специальности «Художник-живописец», но и обоснование, изложение темы в теоретической части ВКР.

В заключении предлагается список литературы, в котором приводятся некоторые источники для более подробного ознакомления и изучения интересующей проблемы. В приложениях приводятся образцы необходимой документации, которая должна быть у каждого выпускника ФДО, а также некоторые примеры оформления теоретической части ВКР. При выполнении ВКР и ее защите слушатель должен показать навыки и умения в области художественного мастерства, знание теории и истории изобразительного искусства, методики выполнения произведения и на основе этого самостоятельно решать учебно-методические и творческие задачи, продемонстрировать высокую культуру и художественный вкус.

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫВЫПУСКНИКА ФАКУЛЬТЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АГИК

Выпускная квалификационная работа подводит итог художественной подготовки слушателя ФДО. При создании ВКР и при ее защите выпускник должен показать навыки и умения в области художественного мастерства, знание теории и истории изобразительного искусства, методики и технологии выполнения живописного произведения, способность наблюдать и анализировать мотивы окружающей действительности и на основе этого самостоятельно решать творческие задачи. Кроме того, он должен проявить необходимые для художника идейно-нравственные качества, продемонстрировать высокий культурный уровень и художественный вкус.

Исходными данными для выполнения дипломного проекта могут быть: наблюдения и материалы (зарисовки, наброски, этюды) пленэрных практик; работы, выполненные на занятиях спецкурсов. Большое значение в выборе тематики имеет склонность слушателя к тому или иному жанру, технике живописи.

Примерная тематика заданий по ВКР разрабатывается на ФДО и доводится до сведения слушателей. Кроме того слушателям предоставляется право самим предлагать темы с последующим утверждением их на ФДО. В любом случае ВКР выпускника ФДО должна иметь тематическую направленность в выбранном жанре живописи.

Творческая работа по одному из жанров живописи включает две части – практическую художественную часть и методическое обоснование (пояснительную записку).

Практическая (изобразительная) часть ВКР может быть представлена в виде тематического натюрморта, пейзажа, интерьера, портрета и жанровой композиции.

Кроме основной работы, слушатель должен представить к защите: - подготовительный материал: этюды, зарисовки, наброски, форэскизы, эскиз в цвете, картон, репродукции, фотографии и т. д. раскрывающие методику выполнения ВКР - творческой работы.

Пояснительная записка должна содержать методическое обоснование всей выпускной квалификационной работы.

При защите каждый слушатель представляет тот объем работы, который отражает его личное участие в теоретической и практической разработке конкретной части ВКР. Это могут быть эскизные поиски решения темы, участие в выполнении картона, создание произведения масляными красками на холсте, а также самостоятельно написанная пояснительная записка. Исходя из вышеизложенного, оценка работы каждого слушателя может быть различной.

Практическая изобразительная часть ВКР представляется на защиту в оформленном виде. Кроме того, с обратной стороны каждого рисунка, планшета, живописного холста наклеивается этикетка или ставится штамп. Где указываются: институт, факультет, название темы, фамилия и инициалы выпускника, руководитель, оценка (вносится после защиты), год.

Независимо от характера творческого задания в теоретической части ВКР (пояснительной записке) должны быть отражены следующие моменты:

Обоснование актуальности выбранной темы. Определение задач, которые ставит выпускник в ВКР. Краткое изложение.

Раскрытие научно-теоретических основ выбранного жанра станковой живописи. Основные положения теории и методики выполнения данного жанра живописи должны быть аргументированы и подкреплены высказываниями педагогов-художников, выдающихся искусствоведов, художников, ученых и т. д. На цитируемый материал дается сноска.

Изложение методики выполнения творческой части ВКР красками на холсте (методики творческого поиска) от возникновения замысла до его конкретного воплощения в материале. Здесь должны найти свое отражение и вопросы методики ведения художественного процесса (в соответствии с выбранной техникой).

Количество глав определяется слушателем и согласовывается с руководителем.

В списке литературы приводится перечень научных источников, используемых автором в процессе выполнения ВКР.

Объем пояснительной записки в зависимости от характера ВКР должен составлять 24 – 30 страниц печатного текста. Она иллюстрируется рисунками, эскизами, этюдами, графиками, диаграммами, репродукциями или фотографиями материалов. Иллюстративный материал можно расположить в тексте, вынести в конец пояснительной записки или оформить отдельным приложением в виде альбома.

Пояснительная записка должна быть снабжена титульным листом, на котором указывается: институт, факультет, тема, фамилия, имя, отчество слушателя, руководитель, рецензент, город и год выполнения (см. приложение 1). Затем помещается оглавление, которое раскрывает логическую структуру ВКР: введение, название глав, параграфов, заключение, список литературы, список иллюстраций, перечень материалов, составляющих практическую часть ВКР.

На выполнение творческой работы на холсте отводится один семестр. Однако еще до этого времени слушатель должен осмыслить и обогатить приобретенный практический опыт, собрать и обработать соответствующий материал.

Распределение тем и закрепление руководителей за слушателями осуществляется в восьмом семестре согласно поданным заявлениям на имя декана ФДО. В заявлении указывается специальность, по которой слушатель желает защищать ВКР, тема и основное (краткое) ее содержание. Кроме того, выпускник представляет свои практические работы, весь собранный материал по теме, включая выполненный углем или графитным карандашом картон в размере холста.

На основании этих материалов, а также учитывая успеваемость и творческую активность слушателя, решается вопрос, справится ли он с поставленной задачей или нет. И кто из преподавателей может быть его руководителем. Утвержденные темы визируются на заявлении слушателя подписью декана факультета дополнительного образования.

После этого руководитель выдает слушателю письменное задание на ВКР и график ее выполнения. Он оказывает слушателю помощь в подборе литературы по теме, выборе рациональных методов исследования и выполнения работы. Эта помощь осуществляется в форме систематических консультаций-собеседований, просмотров материалов ВКР.

Практическая (изобразительная) часть ВКР на холсте выполняется слушателем после того как будет готов картон (рисунок сюжета картины выполненный на бумаге в размере холста), под наблюдением и контролем руководителя.

Завершенная работа (теоретическая и практическая части), подписанная слушателем, представляется руководителю не позднее, чем за две недели до защиты. После просмотра руководитель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывом представляет декану факультета. В отзыве дается характеристика проделанной работы по всем разделам творческого проекта. Декан факультета на основании этих материалов решает вопрос о допуске слушателя к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе ВКР. В случае, если он не считает возможным допустить слушателя к защите, этот вопрос рассматривается деканом ФДО с участием руководителя и слушателя. Протокол решения об отказе в допуске к защите слушателя, представляется деканом на утверждение ректору института.

ВКР, допущенная к защите, направляется на письменную рецензию. С содержанием отзыва слушатель должен быть ознакомлен до защиты ВКР в ГЭК.

График защиты ВКР вывешивается на видном месте для всеобщего обозрения.

Защита происходит на открытом заседании ГЭК. Слушатель в краткой форме должен рассказать о задачах и содержании ВКР. Ему могут быть предложены вопросы. Далее выступают руководитель и рецензент, а затем все, кто желает высказаться по существу проделанной теоретической и практической части ВКР.

После публичной защиты на закрытом заседании ГЭК обсуждаются результаты, и выносится решение об оценке каждой ВКР. Решение ГЭК объявляется слушателям в день защиты.

ВКР, (теоретическая часть) содержащие ценные научно-методические положения и получившие оценку «отлично» и похвалу государственной экзаменационной комиссии, могут быть рекомендованы для внедрения в художественно-творческую практику и опубликования в печати.

ВКР, (практическая часть) могут быть рекомендованы для участия в художественных выставках. После защиты ВКР остаются в методическом фонде ФДО.

2. ВЫПОНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ВКР ПО ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА, ИНТЕРЬЕРА, ПОРТРЕТА, ЖАНРОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

ВКР по живописи может быть выполнена в любом жанре станковой живописи масляными красками. В качестве основы под живопись могут быть использованы: картон, холст или древесно-волокнистая плита (ДВП).

Выбор жанра зависит от склонности и творческих возможностей слушателя, способности наиболее плодотворно и результативно работать в этом жанре. Тяготение к какому-то одному жанру характерно не только для слушателей, но и для мастеров изобразительного искусства.

Помимо основных живописных работ, слушатель представляет к защите поисковые и методические материалы: натурные зарисовки, этюды, лучшие самостоятельные работы по живописи, близкие по содержанию к теме задания по ВКР.

В пояснительной записке обосновывается выбор темы, формулируются задачи по ВКР, коротко освещается история исследуемого вопроса, показывается ход работы, начиная от возникновения замысла, поисков материала и кончая созданием произведения живописи красками на холсте, двп или картоне.

 

Натюрморт

Прежде всего, всего необходимо определить характер работы, задачи, стоящие перед слушателем при выполнении ВКР. Обязательно должна соблюдаться методическая постадийная последовательность создания живописного произведения (все стадии выполнения практической-творческой работы фотографируются и размещаются в приложении ВКР).

Первая стадия – рисунок натюрморта, выполненный углем или графитным карандашом на бумаге (картон, который затем переводится на холст) или сразу на холсте углем или кистью, это зависит от степени профессиональной подготовки слушателя, справится ли он с данной задачей.

Вторая стадия – подмалевок с уточнением тонального решения по выполненному на холсте рисунку.

Третья стадия – прокладка теней, проработка складок, уточнение цветового решения.

Четвертая стадия – завершение работы.

Слушатель может поставить перед собой и задачу декоративного характера. Тогда постановку натюрморта желательно делать по свету (фронтально падающий на предметы свет). Большое значение в декоративном натюрморте имеют сочные цветовые пятна, в целом образующие единый цветовой строй картины.

Наиболее распространено объемно-пространственное решение натюрморта, где обращается внимание не только на передачу цвета, но и на выявление объема предметов и глубины пространства. Такие натюрморты лучше освещать боковым светом, располагая их у окна.

Слушатель должен определить тематику и содержание натюрморта: будет ли это тема труда, урожая (фрукты, овощи, различная снедь), предметы искусства, военная или историческая тема и т.д. Затем ставится постановка натюрморта, и выполняются эскизы, в которых определяются общий колорит и композиция картины.

Поиск предметов для натюрморта часто вызывает затруднения, но здесь необходимо проявить упорство и постараться осуществить свой замысел. Когда постановка уточнена, надо приступить к написанию этюдов, в которых идет поиск наилучшего композиционного и цветового решения. Творческая работа каждого художника начинается с этюдов, без которых нельзя по настоящему глубоко изучить натуру, создать полноценную картину. Они нужны художнику и как источник знаний о натуре, и как постоянное упражнение руки и глаза, которое дает уверенность в работе и легкость в исполнении картины. Этюды необходимо писать и до начала работы над картиной, и в процессе ее создания.

Уточнив в этюдах и эскизах свой замысел, найдя линейную и цветовую композицию, можно приступить к выполнению самой картины.

Допускается выполнение серии натюрмортов, но не более двух-трех. Размер холста примерно 75х100 см. большие размеры брать нежелательно из-за ограниченности во времени. То же самое касается и работы над пейзажем, интерьером, портретом.

 

Пейзаж

Слушатели, избравшие темой ВКР пейзаж, должны быть хорошо подготовлены в области живописи, уметь чувствовать цвет и колорит, видеть и передавать тональные и цветовые отношения. Необходимо много работать самостоятельно на природе и иметь значительный запас этюдного материала, сделанного в разное время года.

Желательно, чтобы содержание картин было заранее увидено, подсмотрено в природе. Во время выполнения ВКР только уточнялось и обогащалось.

Работа над этюдами пейзажами особенно важна и необходима. Как ни в каком другом жанре живописи. Слушатель большую часть времени должен посвятить работе над этюдами на природе. Быстрые этюды – пейзажи передают первое, самое свежее и верное, непосредственное впечатление от натуры. Они могут писаться на состояние природы: грозовая туча, набежавшие облака, освещенные солнцем участки леса и поля, ветер и т. д. – или на цветовые отношения. Кратковременные этюды на состояние природы делаются в течение 5 – 30 минут, размер их 13х18 или 18х24 см. В длительных этюдах (два-три часа) с хорошо проработанным рисунком передаются форма. Цвет и характер пейзажа. Размер их примерно 25х30 см. Более длительные этюды могут писаться в течение нескольких сеансов. В них подробно прорабатываются цвет и тон, общий колорит и детали. Формат этюдов – 30х40, 50х70 см.

Самостоятельно выбранный и написанный мотив природы при дальнейшей работе перерастает в пейзаж – картину. Желательно, чтобы тематика картин была актуальной в наше время. Надо стремиться к тому, чтобы слушатель побывал на стройках нашего времени, увидел грандиозный размах строительства, почувствовал эпический характер современного пейзажа. Увидел и уникальные места нашего края и разнообразие природы нашей Родины.

Темой пейзажной ВКР может быть не только сельский или индустриальный, городской пейзаж. В городском пейзаже интересно отразить как историю города с показом архитектуры прошлого и настоящего, так и кипучую современную жизнь с новостройками, автомобилями, вереницами людей и т.д. допустимо и декоративное решение городского пейзажа, насыщенное цветом и контрастами света и тени. Очень интересно может быть решена тема «Мой родной город», «деревенька моя» и т.п.

 

Интерьер

При работе над ВКР по живописи интерьера слушатель применяет знания законов перспективы, цветового и тонального решения пространства, изучает памятники архитектуры и их стилевые особенности.

Выбор интерьера для изображения и композиция его в картине должны быть тщательно продуманы. Это может быть фрагмент интерьера, в котором показывается часть помещения с неглубоким пространством. С рядом предметов, знакомых по постановкам натюрморта (стол, кресло, скульптура, ваза, фрукты и т.д.), или интерьер с глубоким пространством. Композиция интерьера в картине должна передавать глубину, ширину, высоту помещения, его архитектурный декор. Большое внимание уделяется перспективному построению и передаче в цвете многопланового распределения света на стенах, потолке и полу.

Объектами изображения могут служить анфилады залов, колоннады, лестницы, залы со сложным декором потолков и полов. Желательно, чтобы в работе по живописи интерьера, кроме грамотного перспективного построения, правильной композиции, распределения света и цвета, было отражено художественное содержание интерьера, передан его характер и стилевые особенности.

Задание по ВКР «Живопись интерьера» должно выполняться с соблюдением последовательных, четко разграниченных стадий работы над картиной, эти стадии фотографируются и размещаются в приложении ВКР.

 

Портрет

Реалистический портрет должен быть наполнен глубоким психологическим содержанием и иметь общественное значение. Индивидуальное и общественное в портрете неотделимы.

Слушателю, желающему выполнить в качестве ВКР живописный портрет, необходимо определить свои возможности в осуществлении замысла, поскольку портрет является одним из самых трудных жанров изобразительного искусства. Необходимо помнить, что такие факторы, как передача сходства, характера и тонких психологических нюансов портретируемого, имеют решающее значение в оценке картины. Поэтому создание портрета требует хорошей подготовки слушателя.

Прежде всего, необходимо уточнить с руководителем объем работы. В некоторых случаях целесообразно ограничить его, для того чтобы выполнить задание по ВКР в срок и на высоком художественном уровне. В качестве ВКР может быть представлен один или несколько портретов при разном освещении или ракурсах. Надо уточнить, каким будет формат портрета – голова, подгрудный портрет, полуфигура или фигура целиком. Но в каком бы виде ни выполнялся портрет, главным остается передача характера. Сходства, индивидуальных черт портретируемого.

Также как и в вышеперечисленных жанрах в приложении должны быть представлены фотографии последовательного постадийного выполнения портрета.

ВКР по жанровой и исторической композиции

ВКР по композиции с творческим решением исторической и жанровой темы имеет свои методические особенности. При выполнении этой ВКР слушателю ФДО необходимо проявить способности исследователя, показать знание закономерностей образного обобщения при изучении событий реальной жизни и документальных источников, умение оценивать исторические явления.

ВКР в форме жанровой и исторической композиции выполняются в технике масляной живописи.

Тематика жанровой композиции весьма разнообразна и широка: это труд, учеба и отдых человека. Можно выбрать тему детства, показать дела наших дней, труд рабочих, творчество ученых, конструкторов, художников. Интересно могут быть решены также спортивные и чисто бытовые темы, затрагивающие, например вопросы семьи, отдыха и т.п. Эти многочисленные темы позволят раскрыть важные стороны жизни российского общества, показать отношения людей в быту, в труде, создать образы, типичные для нашего времени.

Каждую из названных тем можно представить в самых разнообразных сюжетах. Задача художника состоит в том, чтобы волнующие явления окружающей жизни раскрыть в особой специфической форме – в форме художественных образов.

К историческому жанру относятся композиционные работы, отображающие значительные события прошлого и настоящего. Историческая тема может быть выражена также в показе эпизодов из жизни выдающихся государственных и общественных деятелей, известных ученых, мастеров литературы и искусства. В этом отношении важно найти ключевую позицию, которая поможет выявить роль отдельной личности в развитии исторических событий.

ВКР в зависимости от поставленной задачи осуществляется в различных композиционных решениях. Живописное произведение в завершенном варианте, как правило, выполняется на холсте и изображает наиболее характерный эпизод того или иного события. Раскрывая сущность событий прошлого, российский художник имеет возможность прямо или косвенно затронуть волнующие проблемы нашего времени, создать образы, способствующие формированию высоких морально-нравственных качеств российских людей. Эти задачи исторической и жанровой композиции находят свое место в учебной и творческой работе слушателей ФДО. Поэтому итоговые результаты при создании ВКР дают возможность судить не только об уровне профессиональной подготовки слушателя, но и о широте его общественно-политического кругозора.

В процессе работы над композицией необходимо:

- определить содержание сюжетно-изобразительной основы произведения;

- разработать в эскизах структурно-композиционное решение темы;

- изучить документальный, литературный и музейный материалы;

- сделать натурные рисунки и этюды в соответствии с поставленной задачей;

- найти цветовое решение темы в эскизах;

- подготовить в размерах окончательного варианта картон углем с тональной проработкой формы и освещения группировок людей, изображенных в интерьере или пейзаже;

- осуществить в материале основной вариант работы;

- отразить в пояснительной записке теоретическую подготовку по данной теме, изложить основные этапы работы над картиной и описать технологию применяемых материалов.

В процессе работы композицией ВКР необходимо строго соблюдать

последовательность ее выполнения.

ВКР по жанровой композиции может иметь следующие виды:

А) станковая картина размером не более 1,5 – 2 м по большой стороне (разрешается особо одаренным слушателям);

Б) законченные эскизы картины (три-шесть эскизов).

ВКР по композиции на историческую тему:

А) станковая картина тех же размеров;

Б) разработанный и завершенный эскиз картины.

В пояснительной записке студент раскрывает цели и задачи ВКР, излагает последовательность разработки темы, методику ее выполнения. В пояснительной записке слушатель должен по возможности полно раскрыть методику работы над композицией.

Осуществление намеченной программы с выполнением перечисленных выше условий требует много времени. Поэтому целесообразно вести подготовку к ВКР на жанровую и историческую тему за год до защиты, заранее спланировав основные этапы творческого процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: