Техническое обслуживание.




ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Наименование модуля: Выполнение операций по обслуживанию сельскохозяйственной техники Номер урока (пары)  
Тема занятия: Стартеры и генераторы
Дата: 17.03.2020г. Продолжительность: 90 мин.  
Место проведения: Кабинет № 124 (дистанционно)
Целевая аудитория: Т-31
Цель занятий: Образовательная: изучить устройство и работу стартеров и генераторов. Развивающая: развить у обучающихся стремление к изучению предмета. Воспитательная: воспитать чувство ответственности при выполнении самостоятельного задания.
Задачи занятий: Изучить устройство и принцип работы генератора. Изучить устройство и принцип работы стартера. Рассмотреть основные неисправности стартеров и генераторов. Сделать обобщающие выводы.
Ожидаемые результаты: Имеют знания и могут презентовать данные знания по этой теме.
Тип занятия: Комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
Иллюстративно-демонстративный, практическая работа
Учебно-методическое обеспечение: Учебник, конспект, фото и видеоматериал, интерактивная доска, компьютер, презентация ptt.
Ход урока Действия преподавателя Действия студента
Организационный момент 1.Прием рапорта по группе и приветствие обучающихся. 2.Проверка готовности группы к уроку.   1. Студенты рапортуют о составе группы, называют отсутствующих. 2. Дают отчет о наличии тетрадей и письменных принадлежностей
Целевая установка 1. Краткое изложение хода урока. 2. Методы и формы работы на уроке.   Записывают, тему урока. При помощи плана конспекта и презентации изучить устройство и работу генераторов и стартеров.
Актуализация опорных знаний Вспоминаем вводные данные и основные термины по предмету Ищут ответы по конспекту данному по предыдущей теме. При помощи учебных плакатов и макетов показывают знания по данной тематике.
Обобщение по ответам обучающихся и переход к теме урока. Студенты самостоятельно знакомятся с конспектом по новой теме. Делают пометки в рабочих тетрадях. Работают с конспектом.
Систематизация и закрепление После ознакомления с конспектом выполняют задания. В рабочих тетрадях записывают ответы на вопросы. Заполняют таблицы. Решают тесты и заполняют карточки.
Итоги урока 1. Выставление комплексных оценок с последующим комментарием. 2. Выявление вопросов у обучающихся и ответы на них.   Задают вопросы. И работая вместе с группой находят ответы на вопрос. При дистанционной работе отправляют задания на проверку.
Дополнительные источники (литература): В. И. Нерсесян «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сеьскохозяйственных машин».
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Павлютин Алексей Васильевич _________________ (подпись)   Тел.: +77772768696 E-mail: pav.alexei@mail.ru
             

 

 

Генераторы.

На современных тракторах и автомобилях применяют генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением и со встроенными выпрямителями. Мощность их при равных габари­тах и массе выше, чем генераторов постоянного тока, так как они могут работать со значительно большей частотой вращения. Необ­ходимая быстроходность достигается соответствующим подбором диаметров шкивов клиноременного привода, благодаря чему даже при малой частоте вращения двигателя генератор обеспечивает за­ряд аккумуляторной батареи.

Генератор Г-250, устанавливаемый на автомобилях, показан на рисунке 122. Его статор 5 зажат стяжными винтами между алюминиевыми крышками. Лапы, отлитые вместе с крышками, служат для крепления генератора на двигателе. Сердечник статора представляет собой магнитопровод, выполненный в виде пакета

колец из листовой стали, изолированных лаковой пленкой. Совме­щенные внутренние выступы колец образуют 18 зубцов, на которых закреплены катушки обмотки 6 статора.

Внутри статора помещен ротор. Его вал 16 вращается в шарико­вых подшипниках, установленных в крышках. На переднем конце вала шпонкой и гайкой закреплены крыльчатка 2 и шкив 1.

Ротор генератора — это вращающийся электромагнит с магнитопроводами. Сердечником электромагнита служит стальная втулка 15, на которую надета катушка обмотки 14 возбуждения. Втулка напрессована на вал вместе с магнитопроводами полюсных наконеч­ников 4 и 7 и, таким образом, зажата между ними. При этом шесть полюсных наконечников одного магнитопровода расположены между шестью такими же наконечниками другого. Когда по обмотке возбуждения течет постоянный ток, в электромагните создается поле с постоянной полярностью. Поэтому магнитопроводы и их чередую­щиеся между собой полюсные наконечники приобретают разноимен­ную полярность, в результате чего образуется круглый двенадцатиполюсный магнит. Его магнитный поток замыкается через зубцы статора и при вращении ротора пересекает обмотки статора (см. рис. 115), в них наводится переменная ЭДС (см. стр.255).

Каждые шесть катушек обмотки статора, последовательно сое­диненные между собой, образуют три цепи, называемые фазами, Начала фаз соединены в общую нулевую точку, изолированную от «массы», а концы выведены к выпрямителю. Такую связь фаз называют соединением в «звезду», а генераторы с такой схемой соединения обмоток статора называют трехфазными.

Выпрямительный блок 12 (см. рис. 122) расположен в полости задней крышки и собран по трехфазной схеме. В нем имеются по три кремниевых диода прямой и обратной проводимости, запрессо­ванные в пластины-теплоотводы. Теплоотвод диодов прямой про­водимости изолирован от «массы» и соединен с винтовым выводом «+» на крышке генератора, а теплоотвод диодов обратной прово­димости соединен с «массой» и с выводом «—».

Диоды разноименной проводимости сгруппированы попарно. Выводы каждой пары вместе с концом соответствующей фазы присоединены к одному из трех винтовых зажимов. Таким образом, все фазы через выпрямитель выведены к общему выводу «+ », к которому подключены потребители. Такая схема соединения умень­шает изменение силы выпрямленного тока и в то же время в 3 раза увеличивает частоту пульсации, что благоприятно отражается на работе потребителей. Концы обмотки возбуждения припаяны к медным контактным кольцам 11, находящимся на изоляционных втулках, которые, з свою очередь, напрессованы на вал ротора. Пружинами 8 к кольцам прижаты графитовые щетки 10, установленный в пластмассовом щеткодержателе 9. Одна щетка соединена с «массой», а другая — со штекерным выводом «Ш» в щеткодержателе. При пуске двига­теля обмотка возбуждения включается в цепь аккумуляторной батареи, а после пуска, когда генератор начнет отдавать выпрямленный ток во внешнюю цепь, часть его ответвляется и в обмотку возбуждения.

Генератор охлаждается воздухом, нагнетаемым крыльчаткой. Поступая через окна задней крышки, воздух сначала обдувает диоды выпрямителя, а затем обмотки и выходит через окна в перед­ней крышке.

Подобные генераторы, у которых обмотка возбуждения помеще­на в роторе, а ток в нее идет через скользящие контакты, образо­ванные щетками и кольцами, установлены на всех автомобилях и тракторах К-701. На остальных изучаемых тракторах применяют бесконтактные генераторы, т. е. без вращающихся обмоток. Это в сочетании с закрытым исполнением обеспечивает необходимую надежность в условиях повышенной запыленности и тряски. Мощ­ность их при равных габаритах и массе меньше, чем у генераторов с контактными кольцами.

 

 

Рис. 123. Генератор Г-306:

1 — шкив; 2 — крыльчатка; 3 — диод выпрямителя; 4 — корпус выпрямителя; 5 и 12 крышки; 6 — лапы; 7 — обмотка возбуждения; 8 — статор; 9—ротор; 10 — обмотка ста­тора; 11 и 13 — колодки выводов; 14 — стяжной болт; 15 — втулка; 16—ушко.

 

Генератор Г-306—бесконтактный, показан на рисунке 123. Его передняя 5 и задняя 12 стальные крышки, а также помещенный между ними статор 8 стянуты болтами 14 и образуют корпус гене­ратора. С помощью лап 6 генератор закреплен на кронштейне дви­гателя, а к ушку 16 присоединена планка для регулировки натяже­ния ремня, который надевается на шкив 1 и передает вращение от шкива коленчатого вала или вентилятора.

Вал ротора 9 вращается в шариковых подшипниках, установ­ленных в гнездах крышек. На валу посажена шестилучевая звез­дочка, набранная из листовой электротехнической стали.

К передней крышке притянут винтами алюминиевый корпус 4 выпрямителя вместе с резиновым уплотнительным кольцом. Ребрис­тая поверхность корпуса, обдуваемая воздухом, обеспечивает охлаждение выпрямителя.

Сердечник статора набран из листовой стали и имеет девять зубцов, на которых закреплены катушки обмотки 10. Передняя крышка 5 тоже служит магнитопроводом. На привинченной к ней стальной втулке 15 надета катушка обмотки возбуждения 7. Один конец этой обмотки соединен с «массой», а другой — с выводом «Ш» в пластмассовой колодке 11. В этой же колодке имеются еще два вывода, помеченные буквами «В» и «М».

Принцип действия бесконтактного генератора разберем по упро­щённой схеме (рис. 124). На ней один зуб статора и часть передней крышки показаны в виде общего П-образного манитопровода 4, который вместе с втулкой 6, валом 5 и звездочкой 8 образуют маг­нитную цепь. На магнитопроводе находится обмотка 10 статора. Один конец ее через диод 11 прямой проводимости соединен с выводом- В, а другой через диод 9 обратной проводимости — с «массой». К выводу В подключены потребители, а также начало обмотки 7 возбуждения.

При работе генератора по обмотке возбуждения проходит посто­янный ток, поэтому электромагнит создает магнитное поле с посто­янной полярностью. При этом звездочка тоже намагничивается, и хотя все ее зубья приобретают одинаковую полярность, проходя­щие через нее магнитные силовые линии при различных положениях ротора будут замыкаться по-разному. В процессе движения зуба ротора магнитный поток в магнитопроводе сначала нарастает, а в положении, показанном на рисунке, достигает наибольшего значе­ния, после чего он снова уменьша­ется. При этом магнитные силовые линии пересекают обмотку 10 ста­тора сначала в одном направле­нии, а затем в противоположном. В результате в ней наводится переменная ЭДС.

Рис. 124. Упрощенная схема бесконтакт­ного генератора переменного тока: 1 — лампа; 3 — аккумуляторная батарея; 3 — выключатель «массы»; 4 — магнитопровод; 5 — вал; 6 — втулка; 7 — обмотка возбуж­дения; 8 — звездочка ротора; 9 и 11 —диоды обратной и прямой проводимости; 10 — обмот­ка статора.

Когда под магнитопроводом проходят следующие зубья звездоч­ки, процессы наведения ЭДС в обмотке статора повторяются, и если к ней подключить потребитель (например, лампу), то по обмотке статора и во внешней цепи пойдет ток.

При пуске двигателя и при малой частоте вращения ток в обмот­ку возбуждения течет по цепи: вывод «+ » аккумуляторной бата­реи — обмотка возбуждения — «масса»— вывод «—» батареи. Когда напряжение генератора возрастет, в обмотку возбужде­ния пойдет выпрямленный ток генератора. При неработающем двига­теле аккумуляторную батарею нужно обязательно отключить от «массы» выключателем 3 во избежание разряда на обмотку возбуж­дения. Генератор может возбуждаться и без аккумуляторной батареи благодаря остаточному магнетизму железа генератора. В этом случае ЭДС, наводимая в обмотке статора, сначала очень мала, поэтому, чтобы под ее действием в обмотке возбуждения проходил ток, необходимо отключить от генератора все потребители.

Рис. 125. Упрощенная схема контактно-транзисторного регулятора напряжения: 1 — обмотки статора генератора; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — выключатель «мас­сы»; 4 — транзистор; 5 — вибратор; 6 — обмотка возбуждения; 7 — диодный мост.

 

 

В генераторе Г-306 обмотка статора — трехфазная. Каждая фаза образована тремя последовательно соединенными обмотками 10 (см. рис. 123). Начало каждой фазы соединено с концом следу­ющей.

 

Такую связь фаз называют соединением в «треугольник». Концы фаз соединены с выпрямителем, а также с тремя выводами на пластмассовой колодке 13, помеченными знаком

В выпрямителе имеются шесть кремниевых диодов. Схема их соединения между собой и с фазными обмотками показана на ри­сунке 125. Три диода 3 (см. рис. 123) обратной проводимости (черного цвета) запрессованы в гнезда корпуса 4 выпрямителя и, следовательно, соединены с «массой». Три диода прямой проводи­мости (красного цвета) запрессованы в пластину теплоотвода и, таким образом, соединены между собой. Теплоотвод 'изолирован от «массы» и проводом соединен с выводом В в колодке 13.

Регуляторы напряжения.

Общие сведения. Частота вращения коленчатого вала двигателя, а, следовательно, и ротора генератора изменяется в широких пределах. Поскольку при этом пропорционально изменя­ется и скорость пересечения обмоток статора магнитными силовыми линиями, то, согласно закону электромагнитной индукции, соответ­ственно изменяется и ЭДС, наводимая в обмотках, а значит, и напряжение генератора. Из этого же закона следует, что сохранить постоянное напряжение (а это необходимо для нормальной работы потребителей) можно, изменяя магнитную индукцию обратно про­порционально частоте вращения. Достигается это автоматическим изменением силы тока в обмотке возбуждения с помощью регулято­ра напряжения. Например, если частота вращения увеличивается, регулятор напряжения соответственно уменьшает силу тока в обмот­ке возбуждения, и поэтому напряжение генератора не возрастает.

В генераторных установках применяют преимущественно кон­тактно-транзисторные и транзисторные регуляторы напряжения.

Возросшая сила электромагнита преодолеет сопротивление пружины ПР и, притягивая пластинку, называемую якорьком, замкнет кон­такты ПК и НК. В результате положительный вывод «В» соединит­ся с базой Б транзистора, ее потенциал станет равен потенциалу эмиттера, и транзистор перейдет в состояние «закрыт». Ток в обмот­ку возбуждения 6 теперь сможет проходить только через резистор

поэтому сила тока резко уменьшится, что вызовет соответству­ющее уменьшение магнитного потока в генераторе, а следователь­но, и ЭДС в обмотках статора. В результате напряжение на выво­дах генератора понизится, контакты вибратора разомкнутся, транзистор перейдет в состояние «открыт», и весь процесс повторится.

Таким образом, при высокой частоте вращения подвижный кон­такт все время вибрирует, а напряжение генератора колеблется от некоторого среднего значения. Однако эти колебания вследствие большой их частоты не отражаются на накале ламп и работе других потребителей. Чем сильнее натянута пружина Пр, тем продолжи­тельнее время разомкнутого состояния контактов и тем выше регу­лируемое напряжение генератора.

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР362-Б, показанный на рисунке 126, а, применяют в генераторных установках большин­ства изучаемых тракторов. Его корпус 1 разделен перегородкой на два отсека. В одном из них на панели 2 закреплен регулятор 4 напряжения и реле 5 защиты. На обратной стороне панели смонти­рованы резисторы. В другом отсеке помещены транзистор и два диода. Для охлаждения транзистор закреплен на латунной пластине-теплоотводе 6, а в крышке 3 над отсеком полупроводников сделаны отверстия. Выводы, помеченные буквами «В», «Ш» и «М», соединяют с одноименными выводами генератора, а к выводу В присоединяют еще и провод от потребителей.

Регулятор напряжения имеет изолированный от «массы» изогну­тый магнитопровод (ярмо) с электромагнитом посредине. К одной стойке ярма с помощью упругой пластины прикреплен якорек, а к другой — две пластины с неподвижными контактами. Между ними расположены подвижные контакты, припаянные с обеих сторон якорька. Реле защиты по устройству подобно регулятору напряже­ния, но имеет лишь одну пару контактов.

Проследим по схеме (рис. 126, б) пути тока в цепях реле-регуля­тора. Цепь обмотки ОРН электромагнита: вывод «+ » батареи или В генератора — диод Д3 — резистор Ry — обмотка ОРН — резистор RT к — «масса»— вывод «—» источника.

Пока напряжение генератора ниже регулируемого, контакты К разомкнуты, поэтому транзистор открыт. В этом случае ток в обмот­ку 16 возбуждения генератора течет по цепи: вывод «+ » источни­ка — вывод «В» — диод Д3 — переход эмиттер-коллектор транзисто­ра 7 — выводы Ш реле-регулятора и генератора— обмотка 16 возбуждения—«масса»— вывод «—» источника.

Когда напряжение генератора превысит регулируемое и под действием возросшего магнитного притяжения разомкнутся контак­ты К1 и замкнутся контакты К2, транзистор перейдет в состояние «закрыт», так как его база соединится с выводом «+» источника и сила тока управления станет равна нулю. При этом диод Д3, называемый запирающим, увеличивает скорость и надежность запирания транзистора. Поскольку теперь ток в обмотку возбужде­ния проходит лишь по параллельной транзистору цепи через два последовательно соединенных резистора Ry и Кд, то сила тока в обмотке возбуждения, а значит, и напряжение генератора умень­шаются, и весь процесс повторяется. Обратим внимание: при этом через ускоряющий резистор Ry ток проходит и в обмотку ОРН, что увеличивает частоту колебаний якорька до 20...30 Гц.

С нагреванием обмотки ОРН, выполненной из медного провода, сопротивление ее увеличивается, в результате чего регулятор позже вступит в действие и будет поддерживать более высокое напряже­ние генератора. Чтобы уменьшить влияние температуры на регули­руемое напряжение, последовательно обмотке ОРН включен резис­тор RT к температурной компенсации. Он выполнен из нихрома, сопротивление которого мало зависит от температуры.

Напряжение, поддерживаемое регулятором, можно изменять винтом посезонной регулировки. Когда его вывинчивают до упора (положение «Лето»), контактный диск, изображенный на схеме как переключатель 12, подсоединяет резистор Rrl с параллельно резистору RT к. В результате сопротивление в цепи ОРН уменьшает­ся, и напряжение, поддерживаемое регулятором, снижается с 14,0...15,2 до 13,2...14 В. В реле-регуляторе РР362, устанавливаемом на автомобилях, устройства для посезонной регулировки нет.

В процессе работы регулятора напряжения происходит замыка­ние и размыкание лишь нижних контактов К2, а верхние К1 остаются разомкнутыми, так как амплитуда колебаний якорька мала. Кон­такты К1 замыкаются и размыкаются лишь в моменты перехода напряжения генератора от пониженного к нормальному и наоборот. На схеме видно, что при замкнутых контактах К1 резистор обратной связи Roc оказывается включенным параллельно обмотке ОРН, и поэтому якорек начинает притягиваться к сердечнику при повышен­ном напряжении генератора. В момент размыкания контактов К1 ток в обмотке ОРН резко увеличивается, благодаря чему достигается надежное притяжение якорька и предотвращается дребезжание контактов в переходном режиме.

В момент запирания транзистора вследствие резкого уменьшения силы тока в обмотке возбуждения наводится ЭДС самоиндукции. Чтобы под действием этой силы не произошло пробоя транзистора, параллельно обмотке возбуждения подключен диод Дг, который вместе с обмоткой образует контур, где гасится энергия самоин­дукции.

Реле защиты предохраняет транзистор от разрушения большой силой тока в случае короткого замыкания в цепи обмотки возбуж­дения генератора. При таком повреждении напряжение генератора падает до нуля, и хотя по обмотке ОРН проходит ток от аккумулятор­ной батареи, контакты К2 разомкнутся, так как напряжение батареи меньше напряжения генератора, при котором происходит замыкание контактов. Поэтому транзистор останется в состоянии «открыт», и если не предпринять мер для закрытия, то через него будет проходить ток короткого замыкания по цепи: «+ » батареи — вывод В — диод Д — переход эмиттер-коллектор — вывод Ш — место короткого за­мыкания — «масса» — «—» батареи.

С помощью реле защиты транзистор переходит в состояние «закрыт» следующим образом. После размыкания контактов К2 замкнутся контакты КЬ и пойдет ток по цепи: «+ » батареи — ярмо реле защиты — соединительный провод — ярмо и якорек регулятора напряжения — контакты К1 — обмотка ОРЗ — зажим Ш — место короткого замыкания — «масса» — «—» батареи. Проходя по обмот­ке ОРЗ, ток создает сильное магнитное поле, якорек реле защиты притягивается к сердечнику, и вследствие замыкания контактов база транзистора оказывается соединенной с выводом «+ » батареи, транзистор «закрыт» и остается в этом состоянии, пока включа­телем 14 не отсоединят «—» батареи от «массы». Включать его можно только после устранения неисправности.

Транзисторный регулятор напряжения действует подобно кон­тактно-транзисторному, с той лишь разницей, что силой тока в обмотке возбуждения генератора управляют не с помощью электро­магнитного вибратора, а стабилитроном 5 (рис. 127, а). Когда напря­жение генератора превысит регулируемое, происходит электрический (но не тепловой) пробой стабилитрона. База транзистора оказыва­ется соединенной с выводом «+ » источника, транзистор закры­вается, и ток течет лишь через резистор Яд. Напряжение генератора снижается, стабилитрон закрывается, транзистор переходит в состоя­ние «открыт», и через него проходит увеличенный ток возбуждения. В результате напряжение снова нарастает до пробоя стабилитрона, процесс вновь повторяется.

Рис. 127. Упрощенная схема транзисторного регулятора напряжения (а) и инте­гральный регулятор напряжения Я-112Б (б):

1 — генератор; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — выключатель «массы»; 4 — транзистор; 5 — стабилитрон; 6 — обмотка возбуждения генератора; 7 — выпрямитель генератора; 8 — контактные площадки; 9 — ориентирующий выступ; 10 — основание; 11 —крышка.

 

Схема транзисторного регулятора напряжения, показанная на рисунке 127, а — упрощенная. В действительности в него входят два или три транзистора, большое число резисторов, диодов и неко­торые другие составные элементы. Несмотря на это, габариты тран­зисторного регулятора напряжения в несколько раз меньше, чем контактно-транзисторного реле-регулятора, и в эксплуатации не требуется регулировка.

Габариты регулятора напряжения Я412-Б (рис. 127, б), выполнен­ного в виде интегральной микросхемы, позволяют монтировать его на крышке генератора.

Техническое обслуживание.

Обслуживание генераторных установок. Генераторная установка работоспособна, если обеспечивает работу подключенных к ней потребителей и нормальный заряд аккумуляторной батареи. Призна­ки нормальной работы: после пуска двигателя сразу же гаснет конт­рольная лампа, а амперметр показывает достаточно большую силу зарядного тодса; спустя некоторое время стрелка амперметра прибли­жается к нулевому делению и так остается при дальнейшей работе; включение фар при средней частоте вращения двигателя не вызывает отклонения стрелки в сторону разрядки. Обслуживание генераторов и реле-регуляторов сводится к перио­дическому осмотру их, проверке крепления, соединений проводов и натяжения приводного ремня и наружной очистке щеткой или влажной ветошью.

Промывать генератор дизельным топливом, бензином или струей воды нельзя.

Протирая генератор, деревянной шпилькой одновременно прочи­щают дренажные отверстия в крышках. Особо важно проверять состояние провода и надежность его соединения с выводами «В» («+ ») генератора и реле-регулятора. Пуск двигателя при нарушении этой цепи приводит к резкому повышению напряжения на выпрями­теле и к повреждению его диодов.

Через 50000 км пробега автомобилей или 2000 м о точасов работы трактора проверяют состояние щеток и контактных колец генератора. Для этого отсоединяют провода от аккумуляторной батареи, снимают генератор, извлекают щеткодер­жатель со щетками и измеряют их высоту. Она должна быть не менее 8 мм. Сила давления пружин, когда щетка погружена в щеткодер­жатель так, что ее торец не доходит на 22 мм до кромки, должна быть 1,8...2,6 Н.

При необходимости комплект щеток заменяют, а контактные кольца протачивают.

При TО-3 тракторов и через одно TО-2 автомо­билей проверяют и, если нужно, регулируют реле-регулятор, ис­пользуя для этого соответствующее оборудование.

При сезонном обслуживании тракторов переклю­чатель посезонной регулировки реле-регулятора устанавливают в положение, соответствующее предстоящему сезону.

Возможные неисправности. При отсутствии зарядно­го тока в первую очередь проверяют исправность амперметра: во время включения фар при неработающем двигателе амперметр должен показать разрядный ток. Затем проверяют натяжение при­водного ремня и отсутствие повреждений в проводке и контактных соединениях зарядной цепи, обращая особое внимание на чистоту и надежность соединения проводов с выводами аккумуляторных батарей.

В такой же последовательности проверяют генераторную уста­новку при систематическом недозаряде батареи.

Если во время работы амперметр непрерывно показывает боль­шую силу зарядного тока, то это свидетельствует о неисправности аккумуляторной батареи или о ненормально большом напряжении генераторной установки. В последнем случае происходит постоянный перезаряд батареи, сопровождаемый усиленным кипением элек­тролита.

Одной из причин повышенного напряжения может быть плохое соединение реле регулятора с «массой», поэтому нужно убедиться в исправности провода и надежности контактов его с выводами «М» на генераторе и реле-регуляторе.

Если указанными способами не удается восстановить нормальную работу, то генераторную установку необходимо проверить с исполь­зованием специальной контрольно-измерительной аппаратуры.

 

Задания для выполнения:

Задание 1. Ответить на вопросы.

 

1. Проследите, как замыкается магнитная цепь при различных по­ложениях ротора в генераторах Г-250 и Г-306.

2. Укажите разницу в устройстве и в схеме подсоединения обмоток возбуждения гене­раторов Г-250 и Г-306.

3. По рисунку 125, б проследите путь тока в цепи обмотки возбуждения генератора при замкнутых и разомкнутых контактах регулятора напряжения.

4. В чем сходство и различие устройства контактно-транзисторного и транзисторного регуляторов напряжения?

5. Основные неисправности стартеров.

 

Проверочная работа

Тема: генератор

1. Какой позицией обозначена обмотка возбуждения?

2. Какой позицией обозначены фазные обмотки статора?

3. Какой позицией обозначен ротор генератора (две цифры)?

4. Какой позицией обозначен щеточный блок?

5. Какой позицией обозначены контактные кольца?

 

6. Какой ток вырабатывает генератор?

а) переменный;

б) постоянный;

в) переменный, с дальнейшим преобразованием в постоянный.

7. Какую роль играет аккумуляторная батарея в работе генератора?

а) подает напряжение на обмотку возбуждения, тем самым намагничивая ротор;

б) подает напряжение на фазные обмотки статора, тем самым намагничивая статор;

в) АКБ не оказывает влияние на работу генератора.

8. Какой узел подвержен большему износу?

а) подшипники вала генератора;

б) крыльчатка вентилятора обдува воздухом;

в) Щетка – контактное кольцо.

9. Как приводится во вращение вал генератора?

а) через клиноременную передачу;

б) от распределительных шестерен;

в) с помощью цепной передачи.

10. По какой схеме соединены фазные обмотки статора?

а) 18 обмоток разделены на три ветви – в каждой по 6 обмоток, соединенных последовательно. Ветви из 6 обмоток соединены параллельно;

б) 18 обмоток разделены на 6 ветвей – в каждой по 3 обмотки, соединенных последовательно. Ветви из 3 обмоток соединены «в звезду».

в) 18 обмоток разделены на три ветви – в каждой по 6 обмоток, соединенных последовательно. Каждая ветвь из 6 обмоток соединена «в звезду».

Таблица для ответов:

                   
                   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: