REVISION OF HISTORICAL MEMORY BY A.A. BOGDANOV IN THE CONCEPT OF PROLETARIAN CULTURE




ПЕРЕРАБОТКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В КОНЦЕПЦИИ ПРОЛЕТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫА.А. БОГДАНОВА

Д.А.Тепляков

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск

e-mail: dmitryteplyakoff@yandex.ru

REVISION OF HISTORICAL MEMORY BY A.A. BOGDANOV IN THE CONCEPT OF PROLETARIAN CULTURE

D. A. Teplyakov

F. M. Dostoevsky Omsk state University, Omsk

 

Аннотация. Раскрывается терминологический аппарат Богданова. Им выделяется понятие «коллективный опыт»/ «социально-организованный опыт», а также четыре сменяющих друг друга господствующих культур/идеологий. Анализируется переработка прошлого Богдановым в романе-утопии «Красная звезда», публицистических работах и записных книжках: принципы освоения исторической памяти и способы её отражения в мемориальных практиках, в искусстве. Автор приходит к выводу: пролетарская культура Богданова, несмотря на свой прагматизм, претендовала на общечеловечность, т.е. на «переработку» историко-культурного наследия всего человечества.

Abstract. The terminological apparatus of Bogdanov is revealed. He distinguished the concept of "collective experience" / "socially organized experience", as well as four successive dominant cultures/ideologies. The author analyzes Bogdanov's revision of the past in the novel-utopia "Red star", journalistic works and notebooks: principles of historical memory development and ways of its reflection in memorial practices, in art. The author comes to the conclusion: Bogdanov's proletarian culture, despite its pragmatism, claimed to be universal, that is, to "revision" the historical and cultural heritage of all mankind.

Ключевые слова: Богданов А.А.; марксизм; позитивизм; пролетарская культура; историческая память.

Keywords: Bogdanov A.A.; Marxism; positivism; proletarian culture; historical memory.

В качестве рабочего примем определение исторической памяти, предоставляемое Л.П. Репиной: «"Историческая память" понимается как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы) или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом - как совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом» [1, с. 416-417].

Переходя к раскрытию предмета исследования, скажем: у Богданова есть понятие, схожее с исторической/социальной/коллективной памятью ,-«коллективный опыт»/ «социально-организованный опыт», который является общезначимым, «объективным» в конкретную историческую эпоху для конкретной социальной группы, т.е. идеологическим – организующим приспособлением социальной жизни[2, с. 14, 15, 21, 79, 234, 229]. Эмпириомонизм, по наработкам Богданова, вырабатывает стройную систему опыта, где нет разрывов и противоречий, чему препятствует современное общество, основанное на классовых антагонизмах[3, с. 227-228; 2, с. 34-36], порождающее односторонний «специальный опыт» [4, с. 24-25]. Богданов выделяет четыре исторически сменяющих друг друга господствующих культур/идеологий: 1) эпоха первобытных культур. 2) эпоха культур авторитарных. 3) эпоха культур индивидуалистических. 4) эпоха культуры коллективистической (возможное будущее). Причём в пространстве настоящего времени одновременно существуют как «старые пережитки», современная господствующая культура, так и элементы новейшей идеологии[5, с. 34-35].

Теперь перейдём к рассмотрению того, как «перерабатывает» историческую память Богданов: что включит в себя коллективистская культура предполагаемого будущего. В романе-утопии «Красная звезда» отражаются мемориальные практики марсианского социализма следующим образом. Для марсиан каждый работник является творцом. Балласт имён прошлого, мёртвый символ личности, марсиане считают бесполезным бременем для памяти человечества – налицо перехлёст антиавторитарного настроя Богданова. Однако, в домашнем кабинете мог висеть портрет выдающегося предка. Памятники марсиане ставят только великим событиям[6, с. 52-53, 51, 78, 80, 103]. Искусство на Марсе тоже претерпевает значительные исторические изменения. Оно повсюду рядом с жизнью, которую оно организует. Искусство,- по Богданову, развивается в сторону «фотографического» приближения к действительности, отклонение от которой считается «антихудожественным». Развитие искусства разделяется на три периода, соответствующих общественным формациям: 1) древняя эпоха; 2) средние, переходные эпохи; 3) социалистическая эпоха. «Марсианское» понимание архитектуры выглядит расширенным для начала XX века, но не без буржуазно-позитивистского изъяна: не только эстетика зданий и больших инженерных сооружений, но также эстетика мебели, орудий, машин, вообще эстетика всего материально-полезного. Выступая против футуристических экспериментов, «марсиане» наследуют «феодальное» происхождение строгих художественных форм[6, с. 99, 100, 101, 102, 104, 82-83, 105, 168].

Богданов говорит о классовости культуры[7, с. 6, 23], не обращая в то же время внимания на реальность этнической, национальной культуры. Общечеловеческая культура воплотится лишь в бесклассовом обществе[5, с. 194]. По мысли Богданова, новая культура ассимилирует в себя старую, перерабатывая её на основе своих принципов[7, с. 75; 8, с. 85; 5, с. 195]. Такое преображение старого в новом произойдёт не только в искусстве, но и в идеологии, науке, нормативно-правовой сфере и т.д. Исходя из этого, по Богданову, необходимо собирать, систематизировать и распространять опыт коллективизма[9, с. 332, 350]. Пролетариат, по убеждению тектолога, должен выработать свою новую энциклопедию, которая будет составлена в ходе работы Пролетарского Университета: «Тут она будет питаться опытом и мыслью того класса, которому она прежде всего необходима, как идейная опора в собирании сил для его великой, надклассовой миссии». В виду стремления пролетариата к универсализму, в целях заимствования себе всего «полезного» и «прогрессивного», объектом его искусства, как считает Богданов, должно быть всё общественное бытие, а не только быт рабочего класса. Учитывая ту особенность, что «капитализм практически организуется при посредстве права частной собственности и морали индивидуализма»[7, с. 56, 57, 69, 74, 77; 9, с. 325], социализм должен быть построен на иных – товарищеских принципах. Разумеется, при капитализме в мышлении рабочего класса сохраняется много элементов старых культур: авторитарной и индивидуалистической. Полного их исчезновения при отсутствии материальной свободы и культурного прогресса ожидать нельзя[5, с. 184]. Коллективизм, по Богданову, является высшей формой универсализма, призванной очеловечить Вселенную[10, л. 94].

Подводя итоги, можно сказать: конструируемый Богдановым «коллективный/ классовый опыт» пролетариата с одной стороны относится к исторической памяти весьма утилитарно, прагматично и фрагментарно, не замечая опыт-память этно-национальный, а так же других эксплуатируемых социальных слоёв – в первую очередь крестьянства (что отражает мышление Богданова в русле второго позитивизма, а так же перехлёст его антиавторитарных позиций), с другой – «пролетарская культура» претендует на универсализм и общечеловечность = соборность, что уже несомненный шаг за рамки позитивизма.

Список литературы:

1. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика —М.: Кругъ, 2011.

2. Богданов А.А. Эмпириомонизм: Статьи по философии / Отв. ред. В. Н. Садовский. Послесловия В. Н. Садовского; А. Л. Андреева и М. А. Маслина. — М.: Республика, 2003.

3. Богданов А.А. Философия живого опыта: (Популярные очерки): Материализм, эмпириокритицизм, диалектический материализм, эмпириомонизм, наука будущего. - Изд. 2-е, Пг.: М.И. Семенов, [после 1914].

4. Богданов А.А. Собирание человека// Богданов А.А. Новый мир: (Статьи 1904-1905) - М.: Изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1905.

5. Богданов А.А. Наука об общественном сознании: (Краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах). – М., 1914.

6. Богданов А.А. Красная звезда.//Богданов А. Праздник бессмертия: Избранные произведения – СПб: Лениздат, Команда А., 2014.

7. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени - М.: Изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1911.

8. Богданов А.А. Десятилетие отлучения от марксизма.// Неизвестный Богданов. В 3-х книгах. Под ред Г.А. Бордюгова. – М.: АИРО-XX, 1995.

9. Богданов А.А.Вопросы социализма: Работы разных лет - М.: Политиздат, 1990.

10. Богданов А.А. Записные книжки// РГАСПИ. Ф. 259. Оп. 1. Д. 26.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: