НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР




Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания:

«Мешочек» Дети по одной вынимают шахматные фигуры и расставляют начальную позицию.
«Да и нет» Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч» Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.

4.ХОДЫИ ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин» Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых» Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых» Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь» За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля» Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля» Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры» Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар» Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие» Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.
«Защита» Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру» Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности» Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.


Примечание: Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

 

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания
«Шах или не шах» Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах» Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов» Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха» Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат» Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах» Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка» Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания
«Два хода» Для того чтобы ребёнок научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ребёнок отвечает двумя своими ходами.

Перспективный план занятий по обучению детей игре в шахматы в старшей группе

Месяц Неделя Тема Цель Кол-во занятий
Сентябрь 3-4 «Знакомство с шахматной доской» Дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат.  
Октябрь 1-2   «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей.  
Октябрь 3-4 «Диагональ» Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями.  
Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения.  
Ноябрь 3-4   «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности.  
Декабрь 1-2   «Могучая фигура ФЕРЗЬ» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.  
Декабрь 3-4   «Прыг, скок и вбок» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.  
Январь 3-4   «Король жаждет боя» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.  
Февраль 1- «Ворота Каиссии» Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске.  
Февраль 3-4 «Шах – что это?» Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха».  
Март 1-2   «Шах – что это?» Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами.  
Март 3-4 «Мат и пат» Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.  
Апрель 1-2 «Мат и пат» Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.  
Апрель 3-4 «Шахматная страна» Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы.  
Май 1-2 «Шахматный КВН» Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы.  

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: