Вопросы для самоконтроля:
1. Как вы понимаете, что такое социально-психологическая дезадаптация и школьная дезадаптация?
2. На ваш взгляд, есть ли младшие школьники со школьной дезадаптацией? Достаточно ли проводится профилактика школьной дезадаптации в школах. Ваше мнение!
3. Назовите причины возникновения школьной дезадаптации.
4. Дайте определение понятию «девиантное поведение».
5. Какие факторы обуславливают девиантное поведение?
Ответы на вопросы:
1. Социально-психологическая дезадаптация – это широкий круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием различных сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, переживание какого-либо физического недостатка или произошедшего в жизни события и т.д.).
Школьная дезадаптация – это только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, школьных воздействий или оказываются спровоцированными школой, т.е. связанными прямо или косвенно с учебной деятельностью, с учебными успехами, с поведением ребенка в школе или дома при выполнении школьных заданий.
2. На мой взгляд есть младшие школьники со школьной дезадаптацией, так как в многих семьях дети чувствуют недостаток родительской ласки, любви, внимания и соответственно у этих детей защитным механизмом выступает отчуждение. Дети начинают отказывать родителям, протестовать, группироваться, а это ведь из-за дисгармоничных семейных отношений.
В школах как таковой проведения профилактики школьной дезадаптации нет. В школах детям также не хватает внимания, они хотят выделится и разные дети выделяются по-разному. Кто-то хорошо учится, участвует в конкурсах и так далее, а вот у кого не получается ничего могут поступать иначе для того, чтобы на них обратили хоть немножко внимания, они начинают вести себя так скажем не с хорошей стороны. И когда на них обращают долгожданное внимание, это их радует и они в последующем начинают вести себя неподабающим образом и в других общественных местах, также как и дома.
|
3. Причины возникновения школьной дезадаптации:
1) Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
2) Длительная и массивная психическая депривация.
3) Соматическая ослабленность ребенка.
4) Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
5) Нарушения формирования так называемых школьных навыков (диэлексия, дизграфия, дискалькулия.
6) Двигательные нарушения.
7) Эмоциональные расстройства.
8) Отсутствие профессионализма у некоторых учителей в осуществлении профилактики школьной дезадаптации.
Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.
4. Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, то есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
|
5. Девиантное поведение обуславливают факторы: (Биологические факторы: генетические, психофизиологические, физиологические; Психологические факторы, Социально-педагогические факторы).
1. Биологические факторы, выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
|
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
3. Социально-педагогические факторы, выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков, здесь речь идет о школьной дезадаптации.