«Основные тенденции развития системы дошкольного образования»
1. Установите соответствие между названием документа и годом его принятия:
1.1 «Декларация прав ребёнка» | А) 1989 |
1.2 «Конвенция о правах ребёнка» | Б) 1959 |
1.3 «Концепция дошкольного воспитания» | В) 1989 |
1.4 «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» | Г) 1995 |
Ответы: 1.1 _____, 1.2 _____, 1.3 _____, 1.4 ______
2. Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики было неразрывно связано с проблемой:
2.1 семейного воспитания 2.2 физического воспитания и развития
2.3 умственного воспитания и развития 2.4 ликвидации беспризорности
3. Становление отечественной дошкольной дидактики как важнейшего направления педагогической науки стало складываться:
3.1 в 20-е -30-е гг.XX в., 3.2 в 50-60-е гг.XX в., 3.3 70-е гг.XX в.,
3.4 80-е гг.XX в.
4. Современная дошкольная дидактика исходит из того, что полноценное развития ребёнка должно осуществляться в процессе деятельности:
4.1 учебной 4.2 игровой 4.3 трудовой 4.4 значимой для ребёнка
5. Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов:
5.1 психического развития ребёнка и сложившихся семейных отношений
5.2 социализации и индивидуализации развивающей личности
5.3 игровой деятельности и удовлетворения потребностей развивающей личности
5.4 социализации и развитие творческих способностей
6. Традиционно в истории дошкольной дидактики теоретические основы обучения определялись:
6.1 с учётом возможностей участия семьи в воспитании ребёнка
6.2 исходя из индивидуальных потребностей ребёнка
6.3 с ориентацией на подготовку детей к школе
6.4 исходя из общих дидактических характеристик процесса обучения
7. Психологическая нерациональность и педагогическая ошибочность знаниевой концепции приобретения детьми сведений об окружающем мире впервые были обоснованы:
7.1 Е.И.Тихеевой 7.2 А.П. Усовой 7.3 В.И. Ядэшко 7.4 В.И.Логиновой
8. Значительную часть информации (по А.П.Усовой) ребёнок получает:
8.1 в процессе учебных занятий в ДОУ 8.2 в процессе специальных занятий, проводимых родителями 8.3 в повседневном общении с родителями, взрослыми, сверстниками 8.4 в процессе чтения взрослыми детской литературы
9. Одна из характерных особенностей организации обучения дошкольников:
9.1 личный пример взрослых в различных видах деятельности как способ активизации умственного воспитания детей
9.2 книжный характер передачи знаний педагогом детям
9.3 отсутствие специально изданных дидактических пособий, ориентация на игровую деятельность
9.4 знакомство с окружающей действительностью в процессе прогулок
10. Характерной особенностью дошкольной дидактики является:
10.1 существование категории «обучение» независимо от «воспитания»
10.2 существование этих двух категорий параллельно друг с другом
10.3 данные категории применительно к дошкольному возрасту рассматриваются как синонимы
10.4 в дошкольном возрасте происходит интеграция данных понятий
11. Советский период развития дошкольной дидактики в целом характеризовался:
11.1 доминирующим практицизмом 11.2 доминирующим интеллектуализмом
11.3 внедрением Монтессори-педагогики 11.4 внедрение здоровьесберегающих технологий
12. Идею о необходимости планомерного проведения с детьми-дошкольниками работы по их умственному воспитанию впервые выдвинула:
12.1 Е.И.Тихеева 12.2 А.П. Усова 12.3 В.И. Ядэшко
12.4 В.И.Логинова
13. В планах проведения занятий для детей дошкольного возраста (по Е.И.Тихеевой) должна быть заложена возможная последовательность:
13.1 каждое новое представление, новый входящий в сознание ребёнка предмет должны связываться с каким-нибудь реальным, окружающим его предметом
13.2 вызывать у него определённый интерес
13.3 связываться с каким-либо ассоциативным звеном с предшествовавшими представлениями
13.4 опираться на предшествующий опыт
14. Основой построения «Программы воспитания и обучения» в детском саду (1938) явился принцип:
14.1 наглядный 14.2 предметный 14.3 системный 14.4 развивающий
15. Способности детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями выявил(ла):
15.1 О.М. Дьяченко 15.2 А.В.Запорожец 15.3 Л.С. Выготский
15.4 Л.А. Венгер
16. Принцип системности знаний у дошкольников впервые был предложен:
16.1 в учебнике «Дошкольная педагогика (В.И. Ядэшко)
16.2 в учебнике «Дошкольная педагогика (П.Г.Саморукова, В.И.Логинова)
16.3 в программе «Детство» 16.3 в программе «Развитие»
17. Установите соответствие между названиями дидактических принципов и их содержательной характеристикой:
Принципы | Характеристика |
17.1 системности знаний | А) означает введение в программу таких знаний, которые формировали бы отношение к действительности, развивали систему умений |
17.2 научности знаний | Б) освоение дошкольниками сложных социальных отношений, а их интеллектуальное развитие должно быть связано в первую очередь с подготовкой к школе |
17.3 воспитывающей и развивающей направленности знаний | В) включение в содержание дошкольного образования достоверных знаний о фактах и явлениях окружающей действительности |
17.4 всесторонности и гармоничности знаний | Г) группировку предметов в соответствии с выявленным характерным признаком, объединяющим их, а также раскрытие многообразия сторон объекта познания |
Ответы: 17.1 _____, 17.2 _____, 17.3 _____, 17.4 _____
18. Содержание знаний об окружающем мире согласно исследованиям Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, З.И. Михайловой включает в себя один из разделов (блоков):
18.1 мир животных 18.2 мир игрушек 18.3 мир предметов 18.4 мир растений
19. Развитие мышления ребёнка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей раскрывает одну из следующих задач:
19.1 ознакомление детей с миром животных 19.2 ознакомление детей с миром предметов 19.3 ознакомление детей с окружающим миром
19.4 ознакомление детей с миром людей
20. Взрослый создаёт окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно» - характеристика модели взаимодействия:
20.1 объект-объектной 20.2 объект-субъектной 20.3 субъект-субъектной 20.4 субъект-объектной
21. Установите соотвествие между методами обучения детей дошкольного возраста и их содержательной характеристикой:
Методы | Характеристика |
21.1 наглядные | А) дидактические игры, игры –драматизации, подвижные игра, эпизодические игровые приёмы |
21.2 словесные | Б) практическая деятельность, овладение умениями и навыками посредством упражнений |
21.3 практические | В) слово, пояснение, объяснение, рассказ, беседы, чтение |
21.4 игровые | Г)организация наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, использование ТСО и дидактических пособий |
Ответы: 21.1 _____, 21.2 _____, 21.3 ____, 21.4 ______
22. Специфическим средством обучения дошкольников является:
22.1 иллюстрация 22.2 показ и личный пример 22.3 дидактическая игра 22.4 беседа
23. Изучение личности ребёнка как субъекта деятельности и нравственного поведения как новое актуальное направление возникло в связи с тенденцией образования:
23.1 гуманизации 23.2 демократизации 23.3 открытости
23.4 гуманитаризации
24. Субъект-субъектная позиция при взаимодействии раскрывает содержание одного из принципов реального пространства (развивающей среды) ребёнка:
24.1 активности 24.2 стабильности 24.3 структурированности
23.4 дистантности
25. На значимость триады труда, учения и игры в дошкольном возрасте указывал:
25.1 Б.Г.Ананьев, 25.2 С.Л.Рубинштейн 25.3 Д.Б. Эльконин
25.4 А.В.Запорожец
26. По мнению Д.Б.Эльконина, одним из наиболее интересных и значимых для дошкольного возраста является вопрос об интеграции:
26.1 игры и учения 26.2 труда и учения 26.3 игры и труда 26.4 труда и общения
27. Широкая социальная действительность – труд взрослых, который ребёнок воспроизводит в игре, составляет основное содержание:
27.1 игры-рисования 27.2 игры-лепки 27.3 сюжетно-ролевой игры
27.4 сюжетно-строительной игры
28. Комплексные и парциальные программы дошкольного образования (по классификации Т.И.Ерофеевой) классифицированы:
28.1 на основе выявления их философско-концептуальных основ
28.2 по степени их территориального расположения
28.3 по объёму и направленности их содержания
28.4 по типу воспитательно-образовательного учреждения
29. Программа «Детство» своим лозунгом имеет:
29.1 «Позавать, гуманно относиться, создавать»
29.2 «Познавать, созидать, быть здоровым»
29.3 «Познавать, чувствовать, быть здоровым»
29.4 «Познавать, чувствовать, творить».
30. Теория амплификации А.В.Запорожца с установкой на «самоценность» дошкольного периода развития человека и концепция Л.А. Венгера о развитии способностей как универсальных ориентировочных действий детей с помощью педагогических средств, соответствующих их возрастным особенностям, явились теоретической основой разработки программы:
30.1 «Одарённый ребёнок» 30.2 «Развитие» 30.3 «Истоки»
30.4 «Радуга»