музыкальных инструментов татар




Пути восстановления старотрадиционных

Татарское национальное культурное наследие огромно по своим масштабам и значению. Однако оно далеко не полностью изучено и осознано, хотя исследования в этом актуальном направлении ведутся. Хочется надеяться, что поиски и в области старотатарского музыкального инструментария смогут удовлетворить некоторую часть научных и практических потребностей татарского общества в вопросе восстановления исторически цельной совокупности всей национальной культуры.

Для разворачивания панорамы, представляющей развитие музыкальной культуры татарского народа, разделим ее на следующие периоды: 1 – древний период (до IX века); 2 средневековый период(IX– XVIII века); 3 – новое время (XIX – XX века).

Внутри этих периодов с наличием разнообразных по происхождению и стилю явлений имеются и характерные доминирующие черты, которые выражаются в следующем:

1. В совокупности музыкальных традиций доисламского, древнетюркского периода развития, которую можно представить как материковую часть, как основной фундамент татарской культуры;

2. В доминирующем значении связей с общеисламской музыкально-поэтической культурой и его музыкальным инструментарием. Однако здесь имеется и раздел, который делит этот период на две части: от IX века до середины XVI века, когда татарская культура находилась внутри и в естестве исламской цивилизации, и от середины XVI века, когда культурные связи с исламским миром пошли на убыль;

3. В преобладании интересов, направленных на развитие общих связей с европейскими традициями музыкальной культуры и музыкального инструментария.

В разнообразной палитре явлений современной традиционной культуры татар, представленной совокупностью фольклора и письменного наследия, имеются проявления всех приведенных в вышеописанной периодизации стилистических признаков. Наличествует и фактический материал, который дает возможность реконструкции и восстановления музыкального инструментария.

Исходя из результатов проведенных исследований, можно указать на следующие наиболее употребительные в музыкальном прошлом татар инструменты, которые могли бы быть восстановлены.

Инструменты тюркского происхождения –думбыра (двухструнный щипковый хордофон), кубыз, кылкубыз (струнный смычковый хордофон), кубыз (разновидности варгана), курай, сыбызгы (виды продольных флейт), дөңгөр(бубен), сурнай (вид шалмея), ятаган, кункау (цитра) и др.

Инструменты общеисламского происхождения – танбур (плекторныйхордофон с длинным грифом), гыжык/гыйжжык (струнно-смычковый хордофон, вариант среднеазиатского «гиджака»), дәф (бубен), най/нәй вид продольной флейты) и некоторые другие, представляющие классические виды инструментов, имевшиеся у татар до конца XVIII – начала XIX века. В эту группу необходимо отнести и инструменты военно-церемониального ансамбля, применявшиеся в средневековом Поволжье. Это – карнай, быргы, нэккар, сурнай, кус, давылбаз, дандалай и др.

В силу имевшихся нескольких исторических катаклизмов, приведших к трудно восполнимым утратам, современный образ татарской традиционной культуры и инструментов существенно отличается от своих прототипов. Поэтому естественная потребность в обращении к прошлому наследию представителями современной татарской культуры может вызвать некоторую сложность в восприятии. Это связано с несовпадением привычных стереотипов новотатарской культуры со старотатарской.

Для преодоления инерционности обыденного мышления и восстановления многообразных форм исторической национальной культуры, для расширения ее горизонтов, прежде всего, в сторону восстановлениякультурных связей с тюркским миром, а также общеисламской цивилизацией, необходима дальнейшая работа в области научных изысканий и популяризации знаний и ценностей всей совокупности музыкального наследия татарского народа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: