Теории личности в профессиональной среде и ее адаптация.




В своих первых публикациях Холланд обозначил следующие цели: интегрировать знания о профессиональном выборе и стимулировать дальнейшие исследования. Уже через несколько лет стало очевидно, что он достиг обеих целей, а к 1991 году Фредерик Борген (Ф. Борген известен благодаря исследованиям опросника интересов Е. К. Стронга – одного из популярнейших инструментов профориентации и планирования карьеры в США) отметил, что исследования в рамках теории Холланда "обширные и незатихающие" [6]. В теории Холланда (RIASEC-теории) утверждается, что люди соответствуют одному или нескольким типам личности: Реалистическому (R), Исследовательскому (I), Артистическому (A), Социальному (S), Предпринимательскому (E) или Конвенциальному (C). Соотношение типов имеет графическое выражение в виде хорошо известной сегодня гексагональной модели. Холланд применил те же шесть характеристик для описания рабочей и домашней среды и утверждал, что некоторые индивидуальные исходы (например, профессиональный выбор и уровень могут быть определены через исследования сочетаний типов личности и окружения.

В подходе Дж. Холланда непротиворечивость, соответствие типов личностей и типов профессионального окружения обозначается понятием конгруэнтность (Congruence). Также понятие используется для оценки соответствия между оценками, полученными разными инструментами или частями одного инструмента (например, выражаемых и оцениваемых интересов).

Инструментальная составляющая теории связана с разработкой методик. Например, методика "Самонаправленный поиск" (Self-Directed Search — SDS) уникальна в оценке интересов, если принять во внимание её следующие особенности:

1)является самоотчетом, заполняемым, оцениваемым и интерпретируе-мым самим обследуемым;

2)сочетает в себе оценки по таким параметрам как мечты (daydreams), деятельности (activities), компетенции (competencies), карьеры (occupations) и самооценки (self-estimates);

3)имеет шкалы, полностью прозрачные для пользователя; никаких попыток маскировки того, какие пункты нагружают определенные шкалы не предпринималось;

4)использует "сырые" баллы — нет необходимости переводить их в какую либо стандартную шкалу;

5)позволяет получить трехбуквенный код по Холланду, позволяющий прямо обращаться к Справочнику профессий и другим ресурсам, использующим классификацию Холланда;

6)стимулирует интервью с консультантом и не воспринимается обследуемыми как инструмент оценки;

7)сохраняется у обследуемого и может быть использована снова и снова, как постоянный инструмент планирования карьеры;

8)методика может быть использована как индивидуально, так и в группе, что позволяет применять её и для решения широкомасштабных исследовательских задач [4].

Важным понятием теории Холланда является профессиональная идентичность (Vocational identity), которое появилось благодаря исследованию значения для личности неопределенности в выборе профессии. Идентичность, по Холланду, относится к ясности и стабильности целей и самовосприятия человека, а также к ясности и четкости целей и ожиданий окружения. Высокие оценки по уровню профессиональной идентичности на практике означают сравнительно небольшие трудности с принятием карьерных решений и уверенность в своей способности принимать правильные решения перед лицом некоторых неизбежных внешних трудностей или неопределенности. Низкие оценки по уровню профессиональной идентичности означают потенциальную нестабильность профессиональных интересов. Типология Холланда, как показала практика, не слишком эффективна в работе с клиентами с низкими оценками профессиональной идентичности [9].

"Моя профессиональная ситуация" – популярная методика в исследованиях карьер. Благодаря этому инструменту были получены важные свидетельства в пользу включения профессиональной идентичности в теорию, более того, данные исследований позволяют говорить, что профессиональная идентичность является общей мерой психологического здоровья, а не только средством измерения трудностей в принятии карьерных решений. Фактически простую методику оценивания карьер можно рассматривать как чувствительный инструмент, измеряющий множество аспектов психологического благополучия [9].

Создание "Опросника профессиональной позиции" в 1991 году открыло для исследователей новые горизонты, связанные с изучением среды, в которой осуществляется деятельность. Инструмент может быть использован для классификации новых (или гипотетических) специальностей, равно как и для описания среды занятий, не являющихся работой.

Как отмечает А.Б. Седых, Холланд был убежден, что школьники и студенты будут лучше подготовлены к профессиональной жизни, если будут иметь возможности оценивать свои сильные и слабые стороны. Работа человека с опросниками интересов, по мнению Дж. Холланда, напоминает интервью о жизненных событиях. В случаях, когда тот или иной человек, описывая свои устремления, относит их к одной группе (по типологии интересов), шансы на то, что через несколько лет индивид будет занят в данной или близкой профессиональной областях, невероятно велики. Опросники интересов можно также использовать для того, чтобы обнаруживать людей, испытывающих сомнения в своем профессиональном выборе [3, C.61].

Обстоятельная и эмпирически обоснованная теория была изложена Лофквистом и Дэвисом в совместном труде "Адаптация к работе" ("Adjustment to work"). Согласно этой теории, профессиональное окружение вырабатывает разнообразные паттерны подкрепления, которые вступают во взаимодействие с потребностями и способностями индивидуума. Соответствие, или гармония между индивидуумом и его рабочим окружением, приводит к удовлетворенности индивидуума и удовлетворительности его окружения и, как следствие, к определенному уровню постоянства или трудовой стабильности. Таким образом, в адаптацию к работе вносят вклад индивидуальные факторы и факторы среды. В соответствии с этой теорией были подобраны психологические опросники для измерения индивидуальных потребностей (Миннесотский опросник важности, Minnesota Importance Questionnaire) и составлены описания паттернов профессиональных подкрепляющих стимулов для различных профессий. В своих более поздних исследованиях Р. Дэвис (2005) выделяет стили профессиональной адаптации, объясняя, каким образом индивидуум и профессиональная среда достигают соответствия, гармонии и удерживают это состояние. Гибкость, активность, реактивность и настойчивость рассматриваются автором как основные переменные того или иного стиля профессиональной адаптации (как со стороны индивидуума, так и со стороны среды). Гибкость отражает уровень терпимости к несоответствию профессиональной среде. Активность – способность воздействовать на эту среду с целью сократить уровни несоответствия ей и неудовлетворенности. Реактивность противоположна активности в том смысле, что индивидуум склонен изменять себя, сокращая уровень несоответствия без активного влияния на среду. Настойчивость – решительность приспособиться к профессиональной среде прежде, чем принять решение покинуть её.

Теория Р. Дэвиса предлагает специалистам по сопровождению и развитию карьеры возможности и способы определения «точек отсчёта» для оказания поддержки в выборе карьеры и адаптации в ней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: