РОЖДЕНИЕ МУХАММАДА,
Родословная пророка, мир ему и благословение
Родословная пророка, да благословит его Аллах и приветствует, представлена следующим образом: Мухаммад ибн Абдулла, ибн Абдуль Мутталиб, Ибн Хашим, Ибн Абд Манаф, Ибн Кусай, Ибн Киляб, Ибн Мурра, Ибн Ка’б, Ибн Лу’ай, Ибн Гъалиб, ибн Фихр (его прозвали курайш, откуда и произошло название племени курайшиты), ибн Малик, ибн ан-Надр, ибн Кинана, ибн Хузайма, ибн Мудрика, ибн Илйас, ибн Мудар, ибн Низар, ибн Ма‘ад, ибн Аднан.
Эта часть родословной достоверна согласно общему мнению исламских ученых, что касается выше по линии предков, то здесь существуют расхождения. Однако, все ученые едины в том, что последний из приведенных предков Аднан является одним из потомков пророка Исмаила, сына пророка Ибрахима, мирим обоим. Таким образом, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является потомком пророка Ибрагима, мир ему.
Аллах избрал своего пророка из наилучших племен и наилучшего потомства, которых не коснулся разврат эпохи невежества, на что указывает сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Муслим приводит слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах избрал кинанитов из потомства Исмаила и избрал курайшитов из кинанитов, и избрал хашимитов из курайшитов, и избрал меня из потомков Хашима».
Рождение
Родился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке в понедельник утром 12 числа месяца Раби аль-Авваль (22 Апреля 571 года от рождества Христова) на сороковом году правления хосроя Ануширвана – год, в котором Аллах погубил войско эфиопского наместника в Йемене Абрахи, подступившего к Мекке для разрушения Каабы (войско Абрахи использовало в походе на Мекку слонов, поэтому год назван «годом слона»).
|
После рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его дед Абд аль-Мутталлиб, принес младенца в храм Каабы, возблагодарил Аллаха, обратился к Нему с мольбами и назвал новорожденного Мухаммадом, что в переводе с арабского означает «хвалимый».
Первой кормилицей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после его матери была Сувайба, вольноотпущенница дяди пророка Абу Лахаба, вскормившая кроме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, своего сына Масруха, Хамзу ибн Абд Аль-Мутталиба, и Абу Саламу ибн Абдуль Асада Аль-Махзуми. Таким образом, Хамза, Абу Салама, а также сын Сувайбы Масрух являются молочными братьями Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Жизнь в племени Бану Са‘д
Среди арабов было принято подбирать для своих новорожденных детей кормилиц из числа бедуинок. Это делалось для того, чтобы они подросли и окрепли вдали от болезней, распространенных среди оседлого населения, а также для того, чтобы дети с раннего возраста учились чистому арабскому языку.
Как раз в это время в Мекку прибыла группа женщин из племени бану Са‘д ибн Бакр ибн Хавазин, которые подыскивали для себя питомцев. Из-за того, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был сиротой, и большого вознаграждения от его родственников не ожидалось, поначалу, его брать никто не соглашался. Однако, через некоторое время его всё же взяла к себе одна из женщин, Халима бинт Абу Зувайб, которая не смогла подыскать для себя никого другого. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, первые годы своей жизни провел в среде бедуинов пустыни в племени бану Са’д. Дети Мужа Халимы, аль-Хариса ибн Абд аль-Узза – Абдулла, Аниса и Джудама – стали молочными братьями и сестрами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
|
Во время пребывания Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в доме своей кормилицы на эту семью снизошло благословение, свидетельством чего является нижеследующее.
Сообщается, что Халима приехала в Мекку в период недорода и сильной засухи. С собой она вела ослицу, которая плелась в хвосте каравана из-за слабости и истощения, а также верблюдицу, не дававшую ни капли молока. Кроме того, с собой она везла маленького сына, который кричал от голода ночи напролёт, так как молока матери ему не хватало.
Однако, когда Халима положила Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует к себе на колени и поднесла его к груди она с удивлением обнаружила, что молока у нее вполне достаточно. Обрадованная, она накормила нового питомца и своего сына, после чего оба ребёнка заснули.
Когда они выехали из города, возвращаясь в пустыню, где кочевало племя бану Са‘д, Халима сидела верхом на своей ослице и держала на руках Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, но, несмотря на это, ослица двигалась так быстро, что никто из других ослов не мог угнаться за ней.
После возвращения в места обитания племени бану Са‘д, которые были самыми бесплодными землями, их овцы стали возвращаться по вечерам домой сытыми, и вымя каждой из них было полным. Они доили их и пили молоко, в то время как никто другой не мог надоить себе ни капли.
|
Дважды в год Халима отвозила Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекку, а потом снова возвращалась с ним в пустыню. Когда двухгодичный срок кормления завершился, она в очередной раз привезла его к матери, выразив желание, чтобы он побыл у нее ещё, так как видела, что ребёнок приносит с собой благо. Она попросила об этом мать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объяснив свое желание тем, что боится чумы, которая время от времени разражалась в Мекке. Получив согласие матери, обрадованная Халима снова отвезла Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к себе домой, где он и прожил еще около двух лет.
Рассечение груди
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды, когда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, играл вместе с другими мальчишками, к нему явился ангел Джибриль, который взял его, уложил на землю, рассек ему грудь, достал сердце, извлёк оттуда сгусток крови и сказал: «Это – удел Шайтана в тебе!», затем он промыл его сердце в золотом тазу водой Замзама, затем соединил его половинки и вернул на место.
Тем временем, испуганные дети прибежалик Халиме, крича: «Мухаммада убили!» Когда люди подбежали к нему, они увидели, что он побледнел. Анас впоследствии говорил: «И я видел след шва на его груди». (Муслим)
Возвращение к матери
После этого события Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был возвращен назад в Мекку, где прожил со своей матерью в кругу семьи около двух лет, по истечении которых мать поехала с ним в Медину, где был похоронен его отец и родственники по материнской линии из племени бану Ади ан-Наджар. В этой поездке её сопровождал опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. Пробыв в Медине месяц, она двинулась назад в Мекку, но на обратном пути заболела. Болезнь оказалась серьёзной, и она скончалась в Абве, что находится между Меккой и Мединой, где её и похоронили.
У любящего деда
После этого дед Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся с ним в Мекку, глубоко переживая боль новой утраты. Он всячески проявлял ребёнку своё сочувствие, относясь к нему так, как не относился и к своимдетям, и оказывая ему всевозможные знаки внимания и уважения. Однако, через два года, когда Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось восемь лет, его дед также скончался.
На попечении дяди
После этого заботу о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, взял на себя его дядя (родной брат отца) Абу Талиб, жалевший и любивший его. Он был беден, но Аллах ниспосылал ему Свои благословения в его бедности, благодаря чему количеством еды, которой виных обстоятельствах хватило бы только одномучеловеку, насыщалась вся его семья. Что же касается Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то он являл собой пример неприхотливости и терпения, всегда довольствуясь тем, что посылал ему Аллах.
Уроки и выводы
1. Избранность пророка, мир ему и благословение.
Из приведенной выше родословной пророка, да благословит его Аллах и приветствует, становится ясным, что Аллах выделил арабов среди остальных людей, и выдел курайшитов среди других племен. Этот вывод ясно отражен в приведенном выше хадисе.
Об избранности самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится в другом хадисе. Ат-Тирмизи приводит, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал однажды на минбар и спросил: «Кто я?». Люди ответили: «Ты посланник Аллаха, мир тебе». Он сказал: «Я Мухаммад ибн Абдуллах, ибн Абдуль Мутталиб. Поистине Аллах создал творения, разделил их на две группы и сделал меня в лучшей из этих двух групп. Затем Он сделал людей племенами и поместил меня в лучшем племени, затем сделал их родами и сделал меня в лучшем из этих родов и лучшим из них человеком».
2. Пророк – сирота, в чем мудрость?
В том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился сиротой и вырос без отцовского воспитания и материнской заботы есть определенная мудрость Всевышнего Аллаха.
Аллах избрал для своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такую судьбу неспроста. Одной из целей этого, скорее всего, являлось перекрыть пути для обвинений противников ислама в том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, впитал суть своего призыва и послания с молоком матери, т.е. был подготовлен к этому своими попечителями (отцом и дедом). А разве не могло быть так? Абдуль Мутталиб занимал в своем народе почетное место и вполне мог бы обучить ребенка идеям лидерства, чтобы сохранить в дальнейшем свое положение.
Однако Аллах, согласно своей мудрости, перекрыл доступ для противников религии. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совсем не видел отца, а с матерью и дедом прожил очень недолго. Поэтому утверждения о влиянии на формирование исламской идеологии со стороны родителей практически исключается. Что касается пребывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на попечении дяди, то Аллах устроил в этом очередной аспект своей мудрости, не позволяющей честному уму усомниться в истинности пророчества. Абу Талиб за все время, которое он был свидетелем призыва, а умер он лишь за три года до переселения в Медину, не принял ислам. Если бы источником идей Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, был его дядя, то он сам должен был быть активным исповедником новой религии. Однако он не внял призыву пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чем свидетельствует следующий эпизод.
Незадолго до смерти дяди к нему пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заставший упостели умирающего курайшитов – врагов ислама Абу Джахла и Абдуллу ибн Абу Умаййу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Абу Талибу с призывом принять ислам и уверовать в Единого Бога: «О дядя! Скажи “Нет божества, кроме Аллаха”, и благодаря этому я смогу заступиться за тебя перед Аллахам!» Однако, к умиравшему обратились и курайшиты: «О Абу Талиб, неужели ты отречешься от религии Абд аль-Мутталиба?!» – и продолжали повторять эти слова до тех пор, пока он не сказал: «Не отрекусь я от религии Абд аль-Мутталиба!»
Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я буду просить прощения для тебя!», и тогда был ниспослан аят, в котором говорилось:
«Ни Пророку, ни верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если это их родственники, после того, как убедились они, что те попадут в Ад» (Покаяние, 113), а также и другой аят, гдебыло сказано: «Поистине, не сможешь ты вывести на прямой путь тех, кого любишь!» (Рассказ, 56).
Этот эпизод демонстрирует, что проповедником идеи был Мухаммад, а не его дядя и он призывал Абу Талиба принять истину. Однако, племенная приверженность и боязнь общественного осуждения помешали дяде пророка последовать божественному призыву.
Еще одной целью рождения Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сиротой было воспитание его. Аллах возжелал для своего избранника жизнь сироты, отстраненного от роскоши и богатства, что позволило ему больше понимать жизнь бедняков, проникнуться их проблемами и заботами. Эта жизнь помогла ему понять проблемы простых людей и сделала его близким к своему народу. Она воспитала в нем переживание за свой народ, желание исправить его положение и улучшить его жизнь.
3. Благословение, ниспосланное кормилице пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как она взяла маленького Мухаммада к себе, свидетельствует о величии последнего пророка перед Господом. Почет от Всевышнего проявлялся к нему, несмотря на то, что он был еще совсем младенцем, что является дополнительным свидетельством того, что Аллаха избрал его еще задолго до его рождения и подготовил к ответственной миссии.
4. Раскрытие груди.
Событие раскрытия груди, произошедшее с ним во время пребывания в племени Бану Са’д, есть подтверждение пророчества и избранности. Сообщение об этом происшествии передается в достоверных хадисах от многочисленных сподвижников.
Однако, смысл раскрытия груди не состоял в том, чтобы извлечь из тела пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кусок материи, содержащий зло (Аллах знает лучше), так как если бы источником зла был некий орган или кусок материи, то было бы возможным переделать плохого человека в хорошего с помощью хирургической операции.
Однако, смысл раскрытия был в объявлении миссии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его непогрешимости и предвещании ниспослания ему божественного откровения. Это знамение должно было помочь людям уверовать в него и его пророчество.
Очищение сердца, таким образом, носило символический характер, однако это было произведено в таком материальном виде, чтобы люди видели и слышали подтверждение истинности будущего пророчества.
Важно также отметить, что в чем бы ни состоял смысл раскрытия груди, неправильными будут попытки толкований этого происшествия таким образом, чтобы отрицать сам факт его наличия. Это запрещено, так как сообщение об указанном событии передано в достоверных хадисах.