II. Восточно – Сиб. генерал-губернаторство.
Енисейская, Иркутская губернии. Забайкальская, Якутская обл. Томская губ. (с кот. началось заселение Сиб.) подчинялась напрямую Мос (ибо бол. развита. Лучше Томска развивались др. города губернии – Новониколаевск/Чикаго; Сиб. Афины), как и Тобольская (однако, Тобольск не развивался, вдали от Транссиба).
На тер. областей имелись казачьи войска, губернии – не имели.
N уездов в областях и губ. разное, больше всего в Акмолинской и Томской. Томская губерния огромна, поэтому в 1914 был разработан план, реализован в 1917 временным правительством: раздел на Томскую губ. и Алтайскую (Барнаул). Юридически закреплен только в 1920.
Октябрь 1917 советская власть руководствовалась Марксом "Тезисы о Фейербахе". Задача философии — изменить мир. Большевики хотели изменить территорию для того, чтобы сломать старую администрацию. Принципы устройства: экономическое тяготение, этнический принцип.
23/24 окт. 1917 создан Центральный исп. комитет Советов Сибири (Центросибирь), главный орган власти в С (до лета 1918), центр – Иркутск; также имеются Советы на местах. После октябрьских восстаний Центросибирь стала наводить порядок. Не изменила адм.-тер. устройство, но расширила свою компетенцию, руководила советами от Томских до Дальневосточных Советов
В мае 1918 восстание Чехословацкого корпуса, в рез. которого на смену пришли новые органы власти и управления Сибирью.
Летом 1918 вся власть в руках Временного Сиб. правительства (ВСП). Из сибирских областников-эсеров и кадетов. ВСП упразднило Западно-Сиб. Комиссариат, создало собственные вооруженные силы – Сибирскую армию. Подчинило себе З, В Сибирь, часть Урала, Д.В.
|
В сент. 1918 в Уфе принимается реш. о созд. Временного Всерос. правительства, затем оно переехало в Омск, просуществовало до 17 нояб 1918, после чего был Колчаковский переворот.
С приходом к власти Колчака создано Рос. правительство. Это сторонники единой и неделимой России, выступавшие против тер. утрат. Столкнулись с? нац. меньшинств, которые мечтали о собств государственности (алтайцы, шорцы, буряты, якуты, хакасы). Колчак не шел им на встречу à переходили на сторону сов. власти.
В 1919 создан Каракарумский уезд, Щегловский(Кузбасс), Черемховский.
27 авг. 1919 в Мос. созд. чрезвычайный высший орган советской власти в Сибири - Сибирский революционный комитет. Просуществовал до кон. 1925. И.Н. Смирнов - председатель, В. Н. Косырев, М.И. Фрумкин в сентябре 1919 прибыли в Челябинск (1 место прибывания, потом в Омске). Другие рев. комитеты по схеме (СРК – обл., губ – уездные (46) – волостные (ок. 480) – сельские), начальники назначались сверху, из членов Сибревкома, не избирались.
В 1919 создана Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика (Казахстан). Интересно, казахи долго решали, где же будет их столица. Писковский просил у Москвы г. Омск - отказали.
Апрель 1920. Постановлением ВЦИК из ведения Сибревкома была изъята и передана в подчинение Реввоенсовета 1-й трудовой армии (Урал) Тюменская (Тобольская) губерния вместе с Ишимским уездом Омской губернии.
Январь 1920. Акмолинская область вошла в состав Томской губ., как и часть уездов Тобольской обл.
Летом 1921 Сибирь потеряла Семипалатинскую область и 4 уезда Омской области (3 млн. чел. населения, земли, экономические ресурсы).
|
Т.о., на З Сибирь потеряла большие территории, кроме того, очень важные в эк. отношении (практически главные к тому времени, не считая Алтая, хлебные районы).
1921 из Томской губ. выделилась Новониколаевская (НСО).
27 апреля 1922 – образование Якутской национальной автономии на тер. Сибири.
30 мая 1922 принято решение создать объединенную Бурято-Монгольскую АССР (до этого момента существовало две бурятские автономные области – в РСФСР и ДВР).
1 июня 1922 образована Ойротская АО (позднее Горно-Алтайская). Причина: повстанческое движение (впрочем, как и везде).
14 ноября 1923 создается Хакасский уезд, преобразованный в 1925 в Хакасский округ, а 20 октября 1930 в Хакасскую АО.
Но интересы нац. окраин были удовлетворены не полностью, т.к. у нац. интеллигенции были и другие планы. Нпр, гор. алтайцы хотели создать Большую Ойротию, кот. объединила бы все народы Юж. Сибири. Тем не м., в рез. этих преобразований сов. власть сняла нараставшую соц. напряженность, что позволило немного отойти от реш. сложного нац.? и продолжить реформирование административно-тер. устройства Сибири, которое было необходимым условием для укрепления большевиков в стране и слома старых порядков.
В дек. 1921 созд. Комиссия по районированию при Президиуме ВЦИК/комиссия Калинина (подключились и др. хозяйствующие органы страны). В 1922 выработан принципиальный проект нового районирования страны по схеме – район, округ, область/край, которые соответствовали уезду, губернии и генерал-губернаторству.
|
Немного позднее эта схема несколько изменилась. Район утрачивал свою эк. самостоят-ть, превращался в низшее звено адм.-тер. устройства. Т.о., область/край соотв. прежним губерниям, округа уездам, районы волостям (838 волостей à 35 районов). В связи с ликвидацией первого (волостного) звена управление краем стало проще. Все это было направлено также на повышение компетентности управленцев.
В мае 1925 постановлением ВЦИК было объявлено об образовании в Сибири единицы нового типа - Сибирского края. В дек. состоялся 1 краевой съезд советов (по Конституции – высш. орган местной власти). Вместо Сибревкома для руководства краем в период между краевыми съездами советов был избран новый орган власти – Сибкрайисполком.
В Сибирском крае существовало 16 округов (прежних областей, губерний). В 1926 - 19.
В таком виде система просуществовала до 1930, начинается т.н. сталинская «революция сверху», задачей которой была сверхцентрализация, ускоренная индустриализация и коллективизация крестьянства.
Отнесение Сибири к районам первоочередной индустриализации повлекло за собой изменение ее административно-тер. устройства и реорганизацию аппарата гос. управления. Постановлением ВЦИК от 30 июля 1930 единый Сибирский край был ликвидирован, а вместо него образованы З/С и В/С края (в последний вошли Читинский и Сретенский округи ДВ края), которые возглавили соответствующие краевые исполкомы советов. Это было неожиданно и плохо мотивировано, ученые до сих пор гадают – зачем? Мб хотели ослабить сиб. нац. элиту. Но эта т. зр. не выдерживает критики, иба элита была очень предана центру.
Т.о. Сибирь как единое географическое, административное и экономическое целое была разрушена. Сталин, разделив Сибирь, дал понять, что она будет развиваться так, как хочет он.
Летом-осенью 1930 началась масштабная кампания по ликвидации окружного звена управления в составе областных и краевых объединений. Причина: «приближение гос. аппарата к народным массам». Цель: приближение центра непосредственно к населенному пункту, чтобы получить возможность своевременно и оперативно решать вопросы сельского хозяйства и промышленности.
Людей из округов двинули вниз, в районы (у них большой опыт общения с центром и т.п.) – более преданы идеям коммунизма и центра.
Разукрупнение:
17 янв. 1934 из Уральского края выделилась Обь-Иртышская область (центр - Тюмень).
7 дек. 1934 О-И обл. вошла в Омскую обл., выделенную из З/С края.
1934 – В/С край разделен на Красноярский и В/С.
Новый виток разукрупнения пришелся на 1936-1938.
1937 остатки З/С края разделены на НСО и Алтайский край, В/С – на Читинскую и Иркутскую обл.
1943 из Челябинской обл. выделена Курганская, из Новосибирской - Кемеровская.
1944 из Новосибирской обл. выделилась Томская область (почему создали – неясно, её специализация – лесопромышленность и развитая наука, но обл. долгое время была не состоятельна, в 60-70 вообще хотели ликвидировать, спас Е.Г. Лигачёв, сейчас там живут за сч. нефти/газа), из Омской – Тюменская.
В этот же период окончательно упразднены округа в Омской и Новосибирской областях.
1944 в состав РСФСР вошла Тува на правах АО, подчинявшейся непосредственно центру. Позднее Тува приобрела статус АССР.
Послевоенные преобразования чаще сводились к корректировке названий областей и республик:
1948 Ойротская АО переименована в Горно-Алтайскую.
1958 Бурято-Монгольская АССР переименована в Бурятскую АССР.
Система административно-территориального устройства и управления Сибирью, сложившая в период с 1930 по 1944 гг. просуществовала довольно долго, в некотором роде она существует и сегодня. Баланс м/д централизмом и регионализмом.
Под конец советской эпохи в российской истории административно-тер. устройство страны представляло собой следующую схему:
1. СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА.
2. КРАЯ.
3. ОБЛАСТИ.
4. АВТОНОМИИ: республики, области, округа, районы.
Когда СССР распадался и все «хватали» столько суверенитета, сколько могли унести, Якутская, Бурятская и Тувинская АССР, Хакасская и Горно-Алтайская АО стали равными автономными республиками и по статусу выше краев и областей.
Начало 90-х было отмечено также общей проблемой перехода от РСФСР к РФ. Руководство новой суверенной России говорило, что надо создавать новую Федерацию, это значило, что имевшаяся центральная власть ослабевала, чем тут же воспользовались субъекты новой федерации. Нпр, национальные автономии заявили огромные претензии на самостоятельность, что было угрозой единству страны, могла возникнуть Конфедерация. Проблемы с Якутией, Тувой (стали преследовать/убивать русских).
В результате в Рос. сложилась ассиметричная Федерация (субъекты не равны между собой в отношениях с Центром).
Экономически неодинаково развиты регионы (доноры и реципиенты).
Богатый С (есть нефть и деньги), бедный Ю.
Окт. 1990 – подписано согл. «Об основных принципах эк. сотрудничества местных Советов народных депутатов Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской обл. и Хакасской АО»/Сибирское соглашение.
Инициатор создания Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия (МАСС), губернатор Томской обл. В.М. Кресс: «С чего начинали? Распадался Советский Союз, рвались десятилетиями складывавшиеся производственные связи, останавливались предприятия, терялась управляемость страной... Мы объединились, чтобы выжить. Вся деятельность «Сибирского соглашения» того времени была подчинена этому».
В Мос. заговорили о необластничестве, отделении Сиб. от России. Спекулировали.
В 90-х гг. дала знать о себе и проблема «матрешечности» структуры АТД. У ряда субъектов РФ были свои автономии.
Красноярский край имел две: Эвенкия (самый экологически чистый район, 18 тыс. Ч), Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО;
Тюменская область – тоже две: Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО;
у Иркутской и Читинской областей – соответственно УБАО и АБАО.
По Конституции 1993 субъектами РФ признавались не только республики, края и области, но и входившие в них АО, что создавало ненормальную ситуацию и порождало множество конфликтов с центром.
В таком виде – балансирования м/д федерацией и унитарным Г – Сибирь существовала на протяжении 90-х при власти Б.Н. Ельцина.
В начале работы Путина/презид. рассматривался? о коренном преобразовании административно-тер. устройства страны (предполагалось создать 15 крупных субъектов, ликвидировав 89, так как это очень громоздкая и трудноуправляемая система), не стал.
Чтобы укрепить «вертикаль власти» 13 мая 2000 учрежден институт федеральных округов (подобие генерал-губернаторств в царской России).
В СФО вошли: Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская и Читинская области, Красноярский и Алтайский края, республики Бурятия, Тува, Алтай, Хакасия и Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономные округа. Основа: военно-пол. соображения. Центром СФО объявлялся Новосибирск, как наиболее развитый промышленный, транспортный и культурный центр Сибири.
Хотелось бы закончить на этой радостной ноте, но вот ничего хорошего.
Управленцев по-прежнему много (больше, чем в Сов. Союзе), в том ч. мос. чиновники.
Интересы Сиб. приносятся в жертву интересам Москвы, Питера, в ущерб территориям, снова скатываемся к унитарному Г.