Информации об использовании косметики в Средние века не очень много и она достаточно поверхностна. Источниками в основном являются иллюстрированные манускрипты, литературные опусы поэтов с описанием красоты героини, археологические находки в погребальных курганах и т.д.
Но вместе с тем хорошо известны инструменты, сосуды и косметические средства, которые хранились определённым способом, использовались определённым способом, что и даёт возможность весьма точно определить уровень развития медицины, гигиены и самоукрашательства.
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости, приводит к истинному богохультву, ибо искажает творение господа. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержащиеся в наставлениях отцов церкви (III-Vвв.н.э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовению, притираниям и краскам. В обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм. Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, которая стремилась наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах. В период средневековья активно развивается христианство, оно принимается как официальная религия во многих странах. Этот процесс оказывает влияние на культурную жизнь общества.
Теперь физическая красота считается греховной. Если раньше обнаженное женское тело считалось прекрасным, про него писали поэмы, с обнаженных девушек писали картины и ваяли статуи, то в средние века тело прячут за многочисленными слоями одежды. Мнение большей части епископов о физической красоте женщины можно отразить в следующих фразах: «Лживая красота скрывает преступную натуру женщин, дьявольская косметика – уловка, прячущая истинные мерзость и смрад их тел и душ, если у них вообще есть душа. В день Страшного суда Господь не признает этих раскрашенных женщин за своё творение, и они прямиком отправятся в геенну огненную к своему сатанинскому сообщнику. Женщине может придать приятность единственный цвет – румянец стыдливости».
|
У героини, покоряющей все рыцарские сердца, белая кожа, маленький рот, светлые волосы.
В эпоху готики в моде была беременность, и женщины часто носили под платьем специальные накладные "животики", чтобы ее имитировать и создать знаменитый "готический силуэт". Этот силуэт прекрасно представлен в готической скульптуре и живописи и демонстрирует нам "беременных" даже невест - таково было требование моды. Мода на беременность возникла в эпоху крестовых походов и была вызвана тем, что женщины в то время слишком подолгу были одни, пока их мужчины воевали за Гроб Господень в Палестине. Когда мужья возвращались, женщины с удовольствием беременели, и это состояние беременности ассоциировалось со счастьем и благополучием.
Поскольку грим был категорически запрещен церковью, им приходилось добиваться этого другими средствами. Во-первых, выщипывались и выбривались волосы надо лбом, иногда до 3 см, что делало лоб выше и покатей. Во-вторых, выщипывались все брови и все ресницы - как верхние, так и нижние.
|
Елизавета I, королева Англии, дабы подчеркнуть природную бледность, накладывала на лицо маски из яичного белка, гипса, глины и белого свинца, что породило моду на бескровные лица. Белизна лица в отличие от крестьянской краснощекости указывала на благородное происхождение - по этой причине дворяне тщательно избегали солнечных лучей.
Красавицы тех времен шли на страшные жертвы, дабы быть общепризнанно красивыми. К примеру, вызывали у себя сильнейшее кровотечение, благодаря которому поверхность кожи становилась бледной.
Современный готический стиль зарождался постепенно. В 80-х годах 20 века анархический панковский настрой уступил место унынию постпанка. Со временем произошло становление нового стиля, обусловленного отрешённым декадансом, что отразились и на одежде представителей. В наши дни существует несколько направлений готического стиля, главными символами которого являются чёрный цвет и тематические серебряные украшения. Наиболее популярными материалами для изготовления одежды являются кожа, сетка, винил, шёлк и бархат. Стоит отметить, что готическая мода, в таком виде, в котором она представлена в соответствующей субкультуре, достаточно отличается от одежды, появившейся в средневековой Европе. В наше время наблюдается модернизация старинного стиля и внесение в него новых деталей, подчёркивающих особенности направления.
Отличительными чертами стиля считаются строгость, мрачность и броскость. Основами стиля являются холодные депрессивные цветовые комбинации: чёрное с красным, чёрное с белым, что также наблюдается в контрастном сочетании бледной кожи и тотального чёрного макияжа и волос.
|
Наиболее традиционным готическим направлением в одежде является антикварный стиль. Этот вариант включает в себя стилизацию под основные тенденции моды 18-19 веков. Основной чертой направления считаются кружева, перчатки, достигающие локтей, длинные платья в пол, корсеты, вуали, соответствующие стилю, а у мужчин – цилиндры и фраки. Данное направление включает в себя элементы романтизма и неоготики.
Достаточно широко используется вампирский стиль. Он обусловлен подражанию популярным кино-«вампирам», таким, как Лестат де Лионкур, Дракула. Девушки в готическом стиле, соответствующем этому направлению, как правило, стремятся подчеркнуть свою сексуальность и придать образу роковое звучание, что достигается при помощи ярко-красных оттенков в помаде, маникюре и некоторых деталях одежды.
Нередко готический стиль пересекается с тематикой металл-музыки. Кожаная одежда, цепи, садомазохистская атрибутика, такая как ошейники, одежда из латекса, не противоречат эстетике готов.
Особое место занимает кибер-направление. Данное стилевое решение обусловлено гармоничным соединением в одежде готических и индустриальных элементов. Для выполнения выбираются искусственные ткани, предпочтительными являются яркие кислотные цвета, экстремально высокая платформа ботинок, детали киберпанковской культуры.
В Японии зародилось направление под названием лолита. Как правило, девушки надевают платья в готическом стиле, длиной до колен, с оборками и кринолинами. Аксессуарами являются декоративные зонты, шляпы, обувь на платформе с закругленными носами.
Представители субкультуры, работающие в офисах и учреждениях с дресс-кодом, не могут позволить себе носить тематическую одежду. В связи с этим возникло направление корпоративный гот. Данный стиль сводится к минимальному количеству макияжа и аксессуаров.
Впервые появление готического стиля на подиуме состоялось в 1990-е – 2000-е года. Александр Маккуин в своих коллекциях «Сияние», «Голод» и «Птицы» воплотил готическую эстетику и смысл. В 2009 году в силу вступает викторианский и неоромантический стили. Женский образ приобретает неоспоримую женственность и величие благодаря чёрным рюшам и кружевам на блузах, и пышным юбкам. Givenchy и Жан-Поль Готье представили миру своё прочтение готики в модных показах, при этом последний совместил её с панк и рок культурой.
Особо властно и демонически выглядят неповторимые комплекты Gucci. Gilles и AndrewGn наделили свои модели женственностью и очарованием при помощи прозрачных блуз и приталенных платьев в готическом стиле.
Никакие отточенные рамки стиля не мешают дизайнерам создавать абсолютно разные готические наряды. В тренде вам помогут остаться платья с броской декоративной отделкой, воланы, корсеты, шнуровки, ленты, ажурные юбки, внушительные разрезы. Также актуальны кожаные штаны, ботинки и другие агрессивные элементы уличной готики.
Красота готики – неоспорима, но она отличается своеобразной мрачной величественностью, строгостью и завораживающей холодностью. Это связанно с тем, что истоки стиля лежат в глубоком Средневековье – времени, когда рыцари совершали подвиги, посвящая их дамам сердца, ведьм жгли на кострах, а неоспоримым господством обладала католическая церковь.
Трудно понять в точности какое место занимала женщина в семье и обществе в Средневековье – эпохе бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости и охоты на ведьм. Без сомнения одно, она находилась в зависимом, подчинёном положении в том мужском, военном обществе, где существование постоянно находилось под угрозой. Христианство сделало очень мало для материального и морального статуса женщины; ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно она была наихудшим воплощением зла. «Муж есть глава жены», - сказал апостол Павел и христианство верило его словам и учило по ним жить.
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека — аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие голубые глаза, маленький рот – ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела.
И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, золу, предварительно вымоченную в уксусе.
Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.
Средние века - не однозначное время, полное противоречий и загадок. Вместе с унижением и бесправием существовал культ «Прекрасной дамы», душераздирающие серенады под балконом, менестрели, трубадуры, состязания на турнирах, и любовная лирика, которая дожила до наших дней и вызывает восхищение по прежнему.
Этот отрезок времени средневековой эпохи называют «тёмным периодом» или «ледниковым периодом» в истории европейской культуры.