Руководитель: Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» п. Приозёрный




Воспитание детей на примере семьи последнего императора Николая II

Авторы: Медянский Виталий Сергеевич, 6 класс,

Федосеева Светлана Евгеньевна, 7 класс МОУ «СОШ» п. Приозёрный

Руководитель: Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» п. Приозёрный

Что, по-вашему, сильнее всего кладет отпечаток на детскую личность, являясь главным фактором воспитания? Многие, наверное, ответят: авторитет и пример отца и матери, ипоспорить с этим будет трудно. Отношение родителей к жизни, друг к другу, к окружающимлюдям, их мировоззрение, проявляющееся в конкретных делах, поступках и словах, формируют в сознании ребенка определенные образы отца и матери, оказывающие непосредственное влияние на развитие его характера, мироощущения, религиозных и нравственныхчувств.

Нам известно из уроков истории, какая трагическая судьба постигла последнего императора Николая II и его семью. Но мы мало знаем о том, как жила эта семья, какими были император и государыня как родители. Нам стало интересно, и мы поставили перед собой цель узнать, как воспитывали своих детей император Николай II и государыня Александра Фёдоровна.

Для решения поставленной цели мы обратились к различным источникам, прежде всего, изучили литературу. Проанализировали информацию из книг, и узнали, что в семье Николая II было 5 детей – четыре дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Дети очень любили своих родителей, а родители души не чаяли в своих детях. Отец был для них одновременно царем, отцом и товарищем. Мать они обожали, она была для них лучшим другом. Императрица имела слабое здоровье, и в те дни, когда ей нездоровилось, дети поочередно дежурили у её кровати. Трудно было найти четырех сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплоченных дружбой[2,с.65]..

Дети были очень дружны, любовь в их семье ставилась превыше всего. В Царской Семье, прежде всего родители пытались воспитать дружбу и любовь между детьми. Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских функций. Старшие княжны были помощницами для родителей в воспитание младших детей. Александра Федоровна в своем письме к старшей дочери Ольге писала: «Постарайся быть примерной - хорошей и послушной девочкой. Ты старшая и должна показывать другим пример. Научись радовать других, думай о себе в последнюю очередь. Будь ласковой и доброй и никогда не бывай резкой и грубой. Разговаривай и веди себя как настоящая леди. Будь терпелива и вежлива, старайся во всём помогать сёстрам. Если ты видишь, что кому-то грустно, старайся его утешить и показать свою ясную сияющую улыбку. Ты так хорошо умеешь быть милой и ласковой со мной, будь такой же и с сёстрами. Покажи своё любящее сердце. А главное, научись любить Бога всеми силами своей души, и Он всегда будет с тобой. Молись ему от всего сердца. Помни, Он видит и слышит всё. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю»[1,с.135].

Мать императрица писала детям о правильном отношение между сестрами и братьями: «Между братьями и сестрами должна быть крепкая дружба. В наши дни в наших сердцах мы должны растить все красивое, истинное, святое и беречь это. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье. Сестра должна стараться завоевать любовь и уважение брата, ведь для брата его сестра является примером женственности. А братьям в свою очередь следует охранять сестер. Брат должен быть для сестры защитником, советчиком и другом, - примером истинного мужчины. Между братом и сестрой должна быть крепкая, глубокая и близкая дружба, они должны доверять друг другу»[3,с.48].

Царских детей воспитывали в строгом патриархальном духе, в скромности и простоте, не баловали, Трудолюбие и ответственность – основные качества, которые были присущи царственным детям. Еще одна из ярких отличительных черт всех детей Николая II – милосердие, желание благотворить, идущее от души. Друзей родители выбирали детям не из того или иного сословия, наоборот, царь и царица поощряли общение детей с простыми людьми. В этой семье ценился человек, его индивидуальные качества, а не его высокое положение. Детей не воспитывали с мыслями о том, что они превыше или лучше других. Именно поэтому никто и никогда не слышал от их высочеств слова «приказываю». Императрица писала старшей дочери: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной»[3, с.48].

Слова Александры Фёдоровны поучительны и в наше время. Не будьте грубы с родителями, не обижайте друзей или младших вас. Помните, что всегда надо просить прощения, ведь однажды кто-то может обидеть вас и также не попросит прощения. Чтобы научиться любить, нужно научиться прощать.

Но, не смотря на то, что детей и воспитывали в строгости, это не значит, что им все запрещали. Царские дети, так же как и все дети знали и игры, развлечения.

Николай Александрович и Александра Фёдоровна старались воспитывать детей на английский и даже спартанский манер. Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну[4, с.85]. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Каждый рубль, сэкономленный на роскошном платье, шел на благотворительность. Государыня считала, что её дети не должны сидеть без дела: уроки, рукоделие, молитвы, прогулки на свежем воздухе - вот обычный круг занятий княжон. Их первой учительницей была госпожа Шнейдер, затем мистер Гибс и француз Жильяр[4, с.85].

Считаем, что строгость, в которой воспитывались дети, была нужна для того, чтобы воспитать, прежде всего, достойных людей. Дочери царя мало думали о своем высоком положении. Мать была бы рада побаловать дочерей, но она не могла себе этого позволить. Она была не только матерью, но и императрицей огромной страны. Она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных. Когда началась, Первая мировая война, новые платья вообще перестали шиться. Во время войны старшие княжны работали в Царскосельском госпитале. Царские дети не только исполняли обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях.

С детьми родители общались исключительно по-русски. На нём же мать и писала письма детям. Хотя дети с матерью надолго почти никогда не расставались, но в семье было принято посылать друг другу открытки, коротенькие записки. Александра Фёдоровна часто требовала, чтобы дети писали ей по-английски или по-французски. Она хотела удостовериться, каковы их знания языков. При этом педагогам категорически запрещалось помогать им[1, с.135].

Её послания содержали не только разбор ошибок, но и многие важные нравственные наставления, правила поведения и нормы жизни, которые дети усваивали с малолетства.

Дети росли в мире любви и согласия. Этот маленький мир семейного благополучия нарушался лишь болезнями Алексея. Все же печали, страсти и переживания другого, большого мира, где их отец был первым и главным, были закрыты для царских детей.

Родители воспитывали в детях любовь к России, любовь и ответственность за свой народ. Именно за этот народ им и пришлось пострадать. Они совершили подвиг, вытерпев все испытания и унижения, посланные на них их же народом.

Эпоха, на которую пришлась короткая жизнь царских детей, - время больших надежд и мечтаний, осененное расцветом русской культуры и бурным развитием научно - технического прогресса. В этой атмосфере на рубеже XIX-XX веков сложилась особая культура детства, основанная на уважении к ребенку как личности и основе семьи.

Детство – коротенькая ступенька в большую жизнь. Но какая важная! Детство царских детей закончилось в 1914 году, когда началась война, а их жизни прервались 17 июля 1918 года. И в испытаниях, выпавших на их долю, проявилось все, что было в них заложено в детстве: и любовь, и долг, и верность, и вера в Бога, в Россию.

Использованная литература

1. Боханов А.Н Николай II. Москва «Аст- Пресс» 2002г. 208 с.

2. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Книгоиздательство «Русь», 1921г. М. 288с.

3. Кравцова М.В. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. «Лепта книга», 2013г. 115 с.

4. Орехов Д. Подвиг царской семьи.-СПб.: ИД «Невский проспект», 2001.-224 с.

5. Семьянинов В.П. Последние дни Романовых.- М.: Книга, 1991.-495 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: