по истории и философии науки




План курса

Общие проблемы философии науки

Дорожкин А.М.

Объем курса 36 часов

1. Проблемы взаимоотношения философии и науки - 3 часа.

2. Наука как объект философского исследования. Предметное поле философии науки. - 6 часов.

3. Наука в системе современной цивилизации. - 3 часа.

4. Проблема оснований науки. - 3 часа.

5. Проблема рациональности научного знания. - 3 часа.

6. основные модели роста научного знания. - 3 часа.

7. Развитие основных концепций философии науки. - 6 часов.

8. Методология научного исследования. Научный поиск. - 9 часов.

Литература:

1. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005.

3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2006.

4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

5. Философия науки. Под ред. Лебедева С.А. М.,2004.

6. Философия и методология науки. Под ред. Купцова В.И. М.,1996.

Расширенный план курса.

Тема 1. Проблемы взаимоотношения философии и науки - 3 часа.

Краткая история взаимоотношения философского и научного видов знаний. Античная философия и античная наука. Философия и наука в средневековый период. Развитие философских и научных концепций эпохи Возрождения и их влияние на дальнейшее развитие цивилизации. Философия и наука Нового времени. Предмет исследования философии и предмет исследования науки в современный период. Методы философского исследования и методы науки. Понятийный аппарат философии и понятийный аппарат науки. В чем польза науки от философии и философии от науки.

Литература:

1. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005, ч.1, гл.1,2,3.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Ростов-на-Дону, 2001, разд.1, темы 1,2,3.

3. Степин В.С. Философия науки. М., 2005.

 

Тема 2. Наука как предмет философского исследования. Предметное поле философии науки - 6 часов.

Проблема выявления философского образа науки. Проблема исторического возраста науки. наука как особый вид знания, как специфическая познавательная деятельность и как социальный институт. Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина. Центральная проблема философии науки. Философия науки, социология науки, науковедение и наукометрия.

Литература:

1. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005, гл.1.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2001, разд 1,2.

3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

Тема 3. Наука в системе современной цивилизации - 3 часа.

Типология философских представлений об общественном развитии. Формационные и цивилизационные концепции. Влияние науки на изменения в структуре общества в рамках формационных и цивилизационных концепций. Сциентизм и антисциетизм. Влияние социальной истории на развитие науки. Основные проблемы построения истории науки.

Литература:

1. Философия и методология науки под ред Купцовав В.И. М., 1996, гл.111, гл.15,гл

2. Микешина Л.А. Философия науки. М.,2005, гл.5.

3. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005, гл.2.

4. Степин В.С. Философия науки. М., 2005.

 

Тема 4. Проблема оснований науки - 3 часа.

Общие представления об основаниях и обоснованности знания. Проблема признаний оснований для определенных видов знания. Возможные аллегорические модели оснований научного знания. Их зависимость от особенностей трактовок развития научного знания. Основания для кумулятивистских и антикумулятивистских моделей развития науки. Идеалы и нормы научности как основания науки. Научная картина мира. Философские основания науки.

Литература:

1. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005, гл.6

2. Лебедев С.А., Ильин В.В. и др. Введение в историю и философию науки. М., 2005, темы 3,4,8.

3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

 

Тема 5. Проблема рациональности научного знания - 3 часа.

Общий обзор идеи рациональности в философии и науке. Классический и неклассический типы рациональности. Некоторые современные концепции рациональности. Истинность, логичность и рациональность научного знания. Рациональное, нерациональное и иррациональное в науке. Интуиция и рациональность.

Литература:

1. Микешина Л.А. Философия науки. М.,2005, гл.2.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2001, разд 1,тема 13.

3. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005, гл.7

4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2006, гл.

 

Тема 6. Основные модели роста научного знания - 3 часа.

Индуктивно-эмпирическая и дедуктивная модели построения научного знания. Их возникновение и дальнейшее развитие. Гипотетико-дедуктивная модель. Кумулятивизм и антикумулятивизм как модели построения научного знания.Научная революция. Проблемы интеграции и дифференциации науки. Модели роста естественнонаучного и гуманитарного знания.

Литература:

1. Рузавин Г.И. Философия науки. М., 2005, гл.8,9,10.

2. Философия и методология науки. Под ред. Купцова В.И. М., 1996, гл.

3. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005, гл.12

 

Тема 7. Развитие основных концепций философии науки -6 часов.

Классический позитивизм: основные подходы к пониманию науки. основные причины возникновения позитивистского подхода. Эмпириокритицизм как новая фаза позитивизма. Конвенциализм. Логический позитивизм: основания возникновения и причины распада. Фальсификационализм К.Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Теория парадигм Т.Куна. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда. Эволюционная эпистемология: основные принципы и представители.

Литература:

1. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2006, гл. 1,2,3,4.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2001, разд. 5.

3. Философия и методология науки. Под ред. Купцова В.И. М., 1996, гл.

 

Тема 8. Методология научного исследования. Научный поиск -9 часов.

Общая характеристика методов науки. Специфика эмпирических методов исследования. Структура научного факта. Объяснение, понимание и прогнозирование в науке. Основные формы научного знания и их значение для развития науки. Специфика научных проблем. Допроблемные формы научного знания. научные гипотезы, их типология. Роль и место гипотез в современной науке. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика как новые парадигмы методологии науки.

Литература:

1. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2006, часть 11, гл.1,2,3.

2. Рузавин Г.И. Философия науки М., 2005, гл.2,12,15.

3. Философия и методология науки. Под ред. Купцова В.И. М., 1996, гл 8.

4. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005, гл. 11.

 

 

ВОПРОСЫ

Дорожкин А.М.

Вопросы для кандидатского экзамена

по истории и философии науки

(часть 1 - общие проблемы философии науки)

эта часть вопросов является составной частью для остальных вопросов

1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

2. Проблема статуса и науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

3. Основные подходы к анализу науки. Социология науки. Науковедение.

4. Наука в системе современной цивилизации. Интернализм и экстернализм.

5. Проблема возникновения науки.

6. Проблема калссификации наук.

7. Проблема рациональности научного знания.

8. Проблема оснований науки.

9. Научная картина мира, ее роль и место в современной философии науки.

10. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: ее возникновение, развитие, основные достоинства и недостатки.

11. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания: ее философские основания и современное значение.

12. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

13. Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

14. Основные идеи позднего логического позитивизма (Р.Карнап). Основные причины развала логического позитивизма.

15. Фальсификационизм К.Поппера.

16. Концепция научно-исследовательских программ И.Локатоса.

17. Теория парадигм Т.Куна.

18. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда.

19. Эволюционная эпистемология: основные принцип и подходы к развитию науки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: