Гл 2 Имеет ли значение полиархия?
Даль Р.А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. 2010. - 288 с.
II. Имеет ли значение полиархия?
24 Некоторым читателям, возможно, покажется, что различия в национальных режимах не имеют большого значения. Так, кто-то может разделять точку зрения Гаэтано Моска, который утверждает, что любой политический режим в конечном счете контролируется правящим меньшинством. Скептицизм Моска достоин упоминания, ведь это суровый вызов убеждению в том, какие зловещие последствия для населения страны влечет за собой изменение политического режима. Кроме того, процессы, которые на первый взгляд можно принять за изменения режима, подчас вообще не являются таковыми — это всего лишь изменения в личностных, риторических и пустых структурных предписаниях.
24 Однако лишь единицы будут последовательно придерживаться точки зрения, что различия в режимах — например, между полиархией и открытой гегемонией — можно игнорировать. У меня создается впечатление, что эту позицию чаще всего отстаивают интеллектуалы, в душе являющиеся либеральными или радикальными демократами, разочарованными очевидными провалами полиархий или «почти- полиархий». И наоборот, интеллектуалы, жившие при режиме жесткой репрессивной гегемонии, крайне редко утверждают, что различие режимов не имеет значения. Возможно, лучшая иллюстрация этого суждения — итальянские интеллектуалы Моска и Кроче, всю жизнь критиковавшие жалкий и очевидно дефектный парламентский режим, предшествовавший итальянскому фашизму.
24 За 70 лет, разделяющих объединение Италии и фашизм, итальянская политика прошла классический путь от конкурентной олигархии к от-25-крытой полиархии, но изъяны «трансформизма» в политических делах, а также повсеместное итальянское incivismo — отсутствие гражданской позиции — были настолько вопиющими, что не позволили парламентскому режиму завоевать значительную поддержку граждан.
25 Однако даже такой несостоятельный режим в основополагающих моментах отличался от фашизма и, более того, каким бы никчемным он ни был, все же был лучше фашизма, — и Моска это понимал.
25 В своем последнем обращении к итальянскому сенату в 1925 г. Моска признался, что был «излишне эмоционален, поскольку, давайте будем откровенными, мы присутствуем на похоронах правительства. Я не мог и помыслить, что буду выступать с надгробной речью парламентскому режиму... Я, чья позиция в отношении парламента всегда была крайне жесткой, сегодня жалею о его упразднении... Можно сказать со всей откровенностью: парламентский режим был лучше».
25 Ему не суждено было познать горечь раскаяния: прожив до 1941 г., Моска стал свидетелем всего, кроме окончательного распада этого нового жалкого режима. Бендетто Кроче, который поначалу приветствовал фашизм, в итоге вынужден был признать, что на протяжении всего времени, пока он выражал свое презрение к парламентскому режиму, «он не мог и помыслить возможность того, что Италия позволит лишить себя свободы, доставшейся ей такой ценой и ставшей неизменной ценностью для целого поколения».
25 К 1945 г. у Гаэтано Сальвемини, интеллектуала с радикальными убеждениями и жесткого критика Италии Джолитти, уже не осталось сомнений, что, несмотря на все изъяны, парламентский режим и в реальности, и по своему потенциалу был гораздо лучше того, что пришел ему на смену.
25 «Вот они, перед нашими глазами — итоги фашистской диктатуры в противоположность результатам становления итальянской демократии, — говорил он, — хочется верить, что не только итальянцы извлекут урок из этого ужасающего
26 эксперимента».1
1 Моска цит. по: Meisel /. The Myth of the Ruling Class. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1958. P. 225-226. Кроче цит. no: Sartori G. Democratic Theory. Detroit: Wayne State University Press. 1962. P. 37. Первоначальное признание Кроче фашизма обсуждается в книге: Sartori. Сгосе, Etico- Politico е Filosofo della Liberta. Florence: Universita degli Studi. n.d. P. 191. Заявление Сальвемини взято из введения к: Salamone Л. IV Italy in the Giolittian Era: Italian Democracy in the Making, 1900- 1914. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1945. I960.
26 Фактически в кратком очерке Сальвемини утверждается, что представительное правление, развивавшееся в Италии, вполне выдерживало сравнение с аналогичными примерами Англии и США. Данный вывод резюмируется утверждением. что «итальянской демократии пришлось бы пережить еще целый ряд испытаний и ошибок, прежде чем стать не "совершенной демократией", но "менее несовершенной демократией" Однако кризис, последовавший за Первой мировой войной, оказался фатальным для демократического процесса». Сальвемини продолжает:
«Тридцать лет спустя, оглядываясь назад, на работу участников общественного движения, я понимаю, что мне не о чем жалеть. Однако должен признать, что, будь я мудрее, я был бы сдержаннее в критике системы Джолитти. Знание людей, пришедших в Италии на смену Джолитти, как и знание стран, в которых я жил на протяжении последних двадцати лет, убедило меня в том. что если Джолитти и не был лучшим, то. по крайней мере, он был не хуже многих неитальянских политиков. ставших его преемниками. Пока мы. участники итальянского общественного движения, атаковали его "слева", обвиняя — не без оснований — в коррумпировании становящейся итальянской демократии, другие нападали "справа" за его даже излишнюю, как им казалось, демократичность. Таким образом, наша критика не направила итальянскую общественную жизнь в сторону менее несовершенных форм демократии, а привела к милитаризму, национализму и реакционным группам, для которых даже демократия Джолитти была слишком совершенной».
26 Хотя подобного рода свидетельства очевидцев ничего не доказывают, они предостерегают нас от поверхностного допущения, что изменения политического режима не имеют большого значения. Боюсь, потребуется целая книга, чтобы ответственно проанализировать условия и пределы, в рамках которых изменения режимов «имели бы значение», — в данной книге я воздержусь от этого.
26 Кроме того, если
27 теории и фактов недостаточно даже для определения наиболее благоприятных условий развития различных режимов, в отношении последствий этих режимов (на жаргоне современной политической науки — «результатов») все будет еще более плачевно. Как бы то ни было, есть достаточно весомые причины полагать, что трансформация гегемонии в более конкурентный политический режим или конкурентной олигархии в полиархию приведет к важным результатам.
27 1. Во-первых, существуют классические либеральные свободы, входящие в определение публичного оспаривания и участия в политике: это и возможность находиться в оппозиции правительству, и возможность создавать политические организации, безбоязненно выражать свое мнение по политическим вопросам, возможность читать и слушать альтернативные точки зрения на политику, иметь доступ к тайному голосованию на выборах, где кандидаты от различных партий борются за голоса избирателей, а по завершении которых проигравшие кандидаты мирно отказываются от своих притязаний на власть в пользу победителей, и т.д. В стабильных полиархиях эти свободы укоренились после того, как новые идеи и движения, не говоря уже о революционных призывах, утратили свою привлекательность. Эти свободы стали для нас привычными, недостижимыми в полной мере и, очевидно, недостаточными для благополучного общества. Ставшие общим местом после стольких лет риторических крайностей, они считаются довольно скромным наследием. Нет сомнения, что ценность этих свобод покажется более важной тем, кто потерял их или не знал никогда. Именно такие свободы были настолько привычными для Моска, Кроче, Сальвемини и других итальянских критиков дофашистского парламентского режима, что им не удалось предугадать, какой деспотической станет Италия при новом режиме.
27 Расширение именно этих свобод во многом двигало либеральные силы в Чехословакии, пока революция в
28 этой стране не была разгромлена Советским Союзом. Добиться этих свобод — вот цель, которая объединила испанскую оппозицию против диктатуры Франко.
28 2. Расширенное участие в политике в комплексе с политической состязательностью вызывает изменения в структуре политического руководства, особенно среди тех, кто пришел к власти в результате выборов, т.е. в основном членов парламента. Поскольку избирательным правом наделяются новые группы, большая часть должностей достанется в результате выборов кандидатам, наиболее близким по своим социальным характеристикам этим вновь вошедшим в политику слоям общества. Таким образом, когда в конкурентных олигархиях ограниченное право избирательного голоса распространилось на средний класс, возросло количество партийных лидеров и членов парламента, являющихся выходцами из среднего класса. Нечто подобное произошло и тогда, когда избирательное право было предоставлено представителям рабочего класса, особенно в тех странах, где лейбористским и социалистическим партиям удалось завоевать значительную часть голосов избирателей.2
2 Есть немало свидетельств этих изменений, но, насколько мне известно, нет ни одного сравнительного анализа. Систематическое, дальновидное исследование данной проблемы см.: Dogan М. Political Ascent in a Class Society: French Deputies 1870-1958 II Marvick D. (ed.) Political Decision-Makers: Recruitment and Performance. Glencoe: The Free Press. 1961. P. 57-90; также об этом можно прочесть в: Gutlsman W.L The British Political Elite. L: MacGibbon and Key, 1963. Есть немало свидетельств изменений в Британии после 1832 г., но все они носят несистематический характер. Но ср. приводимые сэром Льюисом Немиром сведения за 1761 г. о членах парламента из небольших городков: Namier L The Structure of Politics at the Accession of George III. I"4 ed. L: Macmillan. 1961. P. 84 If. с информацией в: Jennings W.I. Parliament. Cambridge: Cambridge University Press. 1939. Tab. II. P. 38. а также: Guttsman W.L The British Political Elite. Об изменениях в профессиональной и социальной структуре итальянского парламента в период с 1909 по 1963 г. (всеобщее избирательное право было введено в 1913 г., а система пропор-29-ционального представительства — в 1919 г.) см.: Somogyi S., Lotti L, Predieri A.. Sartori G. II Parlamento Italiano. 1946-1963. Naples: Edizioni Scientifiche Italian*, 1963. P. 160-162,168-169, 197-200. О социально-экономических различиях аргентинских парламентариев-консерваторов, доминировавших в парламенте до введения в стране всеобщего избирательного права, и депутатов от радикальной и социалистической партий, которые получили большинство мест в парламенте в результате выборов 1916 г., см.: Canton D. Universal suffrage as an Agent of Mobilization (paper presented to the VI* World Congress of Sociology. F.vian, France. September 1966). P. 24.
28 Когда Реконструкция,
29 последовавшая за Гражданской войной в Америке, наделила черное население южных штатов правом голоса, они впервые начали занимать официальные должности.
29 Однако с концом Реконструкции закончилось и их участие в политической жизни. Когда чернокожие восстановили это право после принятия Закона о гражданских правах 1964 г., они снова начали добиваться государственных должностей.3
3 Право голоса для чернокожих и его результаты в контексте Реконструкции рассматриваются в: Woodward C.V. The Burden of Southern History. N.Y.: Vintage Books. I960. P. 98- 103. Что касается современного периода, имеются сведения, что к 1968 г. процент чернокожих, пришедших на голосование. необычайно возрос. Вот конкретные данные по штатам, доля проголосовавшего белого населения взята в скобки: Алабама — 56.7 (82,5); Арканзас — 67,5 (75,2); Флорида — 62,1 (83.8); Джорджия — 56,1 (84,7); Луизиана — 59,3 (87,9); Миссисипи — 59,4 (92.4); Северная Каролина — 55,3 (78,7); Южная Каролина — 50,8 (65,6); 'Геннеси — 72,6 (81.3): Техас — 83,1 (72,3); Вирджиния — 58,4 (67,0). Суммарно по данным штатам соотношение составляет 62,0 (78.1). (Southern Regional Council. Voter Education Project // Voter Registration in the South Summer, 1968. Atlanta: Southern Regional Council. 1968). К 1969 г. на государственные должности в южных штатах было избрано 473 чернокожих, из которых 17 заняли должность мэра и 200 — членов городских советов. Сведения приведены по: «Black Elected Officials in the Southern States», a memorandum to selected members of the American Political Science Association, August 12. 1969. from Emory F. Via. Director. Labor Program, Southern Regional Council. Inc.
29 Это не значит, что политическое руководство или парламенты когда-нибудь станут типичной моделью различных социоэкономических слоев, профессий или других
30 общественных объединений.
30 Этого не будет никогда.
30 В современных законодательных органах средний класс и лица свободных профессий имеют явное численное превосходство, в то время как представители «синих воротничков» находятся в меньшинстве (даже в лейбористских, социалистических и коммунистических партиях), как и многие другие категории, например фермеры или домохозяйки4.
4 О Британии см.: Guttsman W.L Changes in British Labour leadership // Political Decision-Makers. P. 91-137. Данные о кандидатах и действующих членах палаты общин в 1950- 1960-х гг. см.: BlondelJ. Voters, Parties, and Leaders. Baltimore: Penguin, 1963. P. 135-145; Pulzer P.GJ. Political Representation and Elections, Parties and Voting in Great Britain. N.Y.: Prae- ger, 1967 P. 67 If. О послевоенном парламенте в Италии см.: Sartori G. et al. II Parlaimento Italiano. P. 93-97. О членах парламента Бельгии в 1964 г. см.: Debuyst F. La Fonction Parle - mentaire en Belgique: Mecanismes d'Access et Images. Brussels: CRISP. 1966. P. 90-109. Также Дебюст сравнивает предпосылки членства в национальных органах законодательной власти Бельгии. Франции. Англии. Италии и США (сенат) и процентное соотношение представителей низших классов, рабочих и партийных функционеров в коммунистических парламентских партиях европейских государств.
30 Даже если «политический класс» не является точной выборкой из основных социоэкономических слоев данной страны — многие защитники представительной демократии согласятся, что он и не должен быть таковой,5 — расширение права избирательного голоса в комплексе с политической состязательностью делает парламенты в частности и политическое руководство в целом гораздо менее «непредставительными» в строго статистическом смысле слова.
5 В качестве примера можно сослаться на книгу: htkin H.F. The Concept of Representation. Berkeley: University of California Press, 1967. Ch. 4. P. 60-91.
30 3. Как только политическая система становится более конкурентной или более открытой, политические деятели начинают бороться за поддержку новых групп, получивших доступ к политической жизни.
30 Ответы политиков на вновь открывшиеся возможно-31-сти граждан к участию в политике и ее оспариванию многообразны и имеют далеко идущие последствия.
31 Только что я описал одно из них: на выборы выдвигаются такие кандидаты, которые покажутся избирателям в некотором смысле «ближе» к ним самим. Другая задача состоит в том, чтобы адаптировать риторику, программу, партийный курс и идеологию к желаниям и интересам групп, сегментов или социальных слоев, ранее не представленных в органах власти. Таким образом, возросшее влияние социалистических и лейбористских партий в Восточной Европе тесно связано с предоставлением права голоса городской и сельской рабочей страте. Когда появилась относительная свобода образования политических партий, но границы избирательного права еще не были расширены, одним из основных требований социалистов и лейбористов было всеобщее участие граждан в выборах — это подтверждается примером многих стран, в настоящее время являющихся полиархиями. Вполне естественно, что как только правом голоса были наделены представители рабочего класса, эти партии в первую очередь направили все свои силы на мобилизацию данной страты.
31 Политическая состязательность и степень открытости режима сами по себе вызывают изменения в партийной системе. Конечно, наиболее радикальные и очевидные из них происходят тогда, когда режим однопартийной гегемонии быстро заменяется полиархией: однопартийная гегемония внезапно уступает место двум или даже более конкурирующим партиям, как, например, в Италии, Германии или Японии после Второй мировой войны. Страны, в которых возможности граждан к участию и оспариванию политики расширяются постепенно, демонстрируют нечто похожее на замедленную съемку.
31 Когда избирательное право выходит за пределы аристократического круга и его приближенных, старые партии и политические группировки, преимущественно основанные на социальных связях аристократии: семейных, классовых.
32 географических, на стиле жизни и традициях, — полностью замещаются или дополняются партиями, программы которых более привлекательны для среднего класса. Ситуация повторяется снова, когда правом голоса наделяются представители рабочего класса. Так, в Великобритании после реформы 1832 г. виги уступили дорогу либералам, а реформы 1867 и 1884 гг. способствовали созданию и развитию партии лейбористов. В Норвегии борьба за мобилизацию крестьянства в 1860-1870 гг. привела к созданию электоральной и парламентской коалиции «левых» и «правых». Борьба за предоставление права голоса всему мужскому населению страны и победа в ней привели в 1900 г. к образованию новых партий. Если старые «правые» вошли в состав партии консерваторов, то альянс старых «левых» раскололся на либералов, христианских фундаменталистов и аграрников, а партии лейбористов удалось завоевать существенную поддержку рабочего класса6.
6 См. также: Rokkan S. Norway: Numerical Democracy and Corporate Pluralism // Dahl R.A (ed.) Political Oppositions in Western Democracies. New Haven: Yale University Press, 1966. P. 70-115. esp. P. 75-81.
32 Несмотря на различие деталей, где бы ни устанавливался режим полиархии, через определенное время мы обнаруживаем сходные модели развития.
32 Также меняются структура и организационное устройство партий. Как неоднократно отмечалось, необходимость мобилизации большего количества избирателей инициирует развитие «современных» партийных организаций. Поскольку электорат растет, традиционные, преимущественно неформальные меры, которые неплохо работали для небольших групп избирателей (многие из которых находились под влиянием аристократии), становятся просто неуместными.
32 Если партия намеревается выжить в новой конкурентной среде, она должна поддерживать связь со своими членами, последователями и потенциальными избирателями посредством организаций административного уровня,
33 секций, ячеек и т.п.
33 Многие из этих ныне привычных форм партийной организации изначально были созданы в США — стране, где впервые было законодательно закреплено всеобщее избирательное право.
33 Они быстро получили повсеместное распространение в странах со всеобщим избирательным правом, где имеет место политическая состязательность. Например, в Великобритании образование местных консервативных и либеральных ассоциаций, а также знаменитого Бирмингемского общества произошло сразу же после избирательной реформы 1867 г., в результате которой было закреплено всеобщее избирательное право, и введения системы тайного голосования в 1872 г.7
7 См.. напр.: Pulzer P.G.J. Political Representation. Об истоках «прислужницы» консервативной партии, Национальном союзе, задача которого — привлекать на свою сторону городское рабочее население, получившее право голоса, см.: McKenzie R.T. British Political Parties. L: Heinemann. 1955. P. 146 If. Информацию о либеральных союзах и тайном собрании партийцев в Бирмингеме см.: Jennings I. Party Politics. Vol. 2: The Growth of Parties. Cambridge: Cambridge University Press. 1961. P. 134 ff.
33 Изменения в партийной организации и растущее проникновение партий в городские и сельские районы приводят к еще более глубоким изменениям политической жизни. Политическая состязательность и участие граждан в политике обоюдно усиливаются. Как только партиям, организованным на национальном уровне, удается мобилизовать своих избирателей, количество несостязательных или непартийных выборов снижается. А борьба за членов партии, ее сторонников и избирателей влечет за собой, по крайней мере в начальной стадии, политизацию электората.
33 Так, участие в выборах было выше в тех избирательных округах, где борьбу вело несколько соперничающих партий.8
8 Повторюсь, сравнительные сведения по различным странам отсутствуют. Так. в Великобритании количество избирательных округов, где парламентские выборы были безальтернативными. составляло 57% в 1835 г.. 43 — в 1868-м и 23% — в 1880 г. Сведения приведены по: Pulzer P.G.I. Political
34 Representation. R 61-62.
34 В Норвегии, как только партия лейбористов организовала на местном уровне союзы (коммуны) для мобилизации избирателей, оппоненты тут же последовали их примеру. Так, начиная с 1900 г. количество сельских коммун, где проводились непартийные выборы относительным большинством голосов, сократилось (с 78% в 1901 г. до 2% в 1959-м), тогда как количество выборов с двумя и более партийными списками возросло. По сравнению с коммунами. где были представлены партийные списки и пропорциональное представительство, явка избирателей была заметно ниже там. где были безальтернативные выборы относительным большинством голосов. См.: Rokkan 5., Valen Н. The Mobilization of the Periphery: Data on Turnout, party Membership and Candidate Recruitment in Norway II Rokkan S. (ed.) Approaches to the Study of Political Participation. Bergen: The Chr. Michelsen Institute. 1962. P. 111-158, esp. Tab. 2, 2.1 and 2.2. P. 144-145. См. также: Hfellum T. The Politicization of Local Government: Rates of Change. Conditioning Factors, Effects on Political Culture // Scandinavian Political Studies. 1968. No. 2. P. 69-93. Tab. I-2. P. 73-74.
34 4. Во всякой данной стране количество и разнообразие политических предпочтений и интересов, ждущих своей реализации в политике, растет по мере увеличения возможностей граждан для их систематизации, формулирования и демонстрации.
34 Следовательно, в определенной стране в определенное время количество и вариативность предпочтений и интересов, влияющих на выработку политической стратегии, будут существенно больше при полиархии, чем при смешанном режиме, и при смешанном режиме больше, чем при гегемонии. Значит, во всякой данной стране трансформация гегемонии в смешанный режим или полиархию либо смешанного режима в полиархию будет способствовать увеличению числа и разнообразия предпочтений и интересов, формирующих политический курс. 9
9 Данная тема подробнее рассматривается мной во введении к книге: Dahl R.A. Regimes and Oppositions. New Haven: Yale University Press, 1971.
34 5. К сожалению, не ясно, как отразится на политическом курсе правительства более низкий порог
35 для участия и публичного соперничества.
35 Кросс-национальные исследования наталкиваются в этой области на непреодолимые трудности.
35 Даже сравнение политических стратегий, публичных деятелей, а также социально-экономических различий на примере 50 американских штатов не позволило сделать однозначных выводов, на основании которых можно было бы утверждать, что вариативность политических курсов зависит от вариативности участия в политике и политического соперничества. И это несмотря на то, что диапазон различий этих величин на уровне штата должен быть, безусловно, значительно уже, чем на уровне страны10.
10 Первые статистические анализы выявили, что политические переменные, такие как участие в выборах и партийная борьба, почти не зависят от государственной политики. Самым убедительным фактором, объясняющим эту ситуацию, является уровень социально-экономического развития, за индикатор которого можно принять доход на душу населения. См.: Dye T.R. Politics, Economics and the Public. Chicago: Rand McNally, 1966; Dawson R.E., Robin I.A. son. Inter-party Competition, Economic Variables and Welfare Policies in the American States // Journal of Politics. 1963. No. 25. P. 265-289. См. также: Sharkansky I. The Politics of Taxing and Spending. Indianapolis: Bobbs-Merrill. 1969. P. 121-145. Однако последние исследования указывают, что политические переменные все же оказывают определенный эффект. См.: Cnud- tie C.F., McCrone D.I. Party Competition and Welfare Policies in the American States // American Political Science Review. 1969. VoL 53. P. 858-866; Sharkansky /.. Hofferbert R.I. Dimensions of State Politics. Economics, and Public Policy II P. 867-878; а также Fry B.R.. Winters R.F. The Politics of Redistribution II American Political Sience Review. 1970. Vol. 54. P. 508-522.
35 Поскольку такие факторы, как уровень социально-экономического развития, особенности социальных и экономических систем, традиции этой страны, существенно влияют на правительственный курс, можно считать, что тип политического режима оказывает небольшое независимое воздействие на большинство правительственных решений.
35 Возможно, нам придется рассмотреть другие факторы, чтобы обнаружить влияние режима на полити-36-ческую стратегию, в частности определить границы, в рамках которых правительство принимает решения, приводящие к мерам жесткого физического принуждения в отношении значительной части населения.
36 Чем меньше ограничений для публичного оспаривания политики существует в обществе и чем выше процент населения, включенного в политическую систему, тем труднее правительству принимать и реализовывать решения, требующие применения крайних мер против не такой уж маленькой части населения.
36 К тому же маловероятно, что правительство все же попытается сделать это.
36 Данная теория крайне расплывчата. Однако, насколько мне известно, ни одна полиархия никогда не поддерживала политических мер, сопоставимых по уровню и масштабам насильственного принуждения с тем, что применялись в СССР в 1931-1932 гг. в процессе ускоренной коллективизации, когда миллионы людей были высланы в Сибирь в трудовые лагеря либо умерли от расстрелов или голода. В результате сталинских чисток 1930-х гг. миллионы людей оказались в тюрьмах, прошли через пытки и погибли.11
11 Вероятно, мы никогда не получим точных данных. В своем знаменитом письме русский физик Андрей Сахаров приводит данные по более чем 15 млн смертей, в которых обвиняется Сталин, и с ним согласны многие русские мыслители (New York Times. 1968. July 22. P. 15). По приблизительным подсчетам Роберта Конкеста (Robert Conquest) в тщательно детализированном, но крайне недружелюбном докладе в результате коллективизации «5 из 12 млн смертей были вызваны голодом или связанными с ним болезнями», тогда как •по меньшей мере 3 млн стали результатом развивающейся системы трудовых лагерей». В качестве «наиболее точной оценки» доли населения, заключенной в трудовые лагеря. Конкест приводит такие цифры: 5 млн в 1933-1935 гг.. 6 млн — в 1935-1937, далее он соглашается, что «в 1938 г. в результате чисток в лагерях оказалось около 8 млн человек». Из тех, кто находился в лагерях в период 1936-1938 гг., по его приблизительным подсчетам «около 3 млн» погибли. См.: The Great Terror. Stalin's Purge of the Thirties. N.Y.: Mac- millan. 1968. P. 23-24. 333.335-336.
36 Гитлеров-37-ская политика по уничтожению евреев и всех политических оппонентов слишком хорошо известна, чтобы акцентировать на ней внимание.
37 В гегемонистских режимах смена государственного руководства и основной политической стратегии часто приводит к кровопролитию. Когда в октябре 1965 г. Индонезия перешла от прокоммунистического режима к антикоммунистической диктатуре, по приблизительным оценкам всего за несколько месяцев погибла по меньшей мере четверть миллиона человек.12
12 Дональд Хиндлн. работавший журналистом в Индонезии с мая по декабрь 1967 г., констатирует: -Около 250 ООО человек было убито, столько же заключено в тюрьмы и спешно построенные концентрационные лагеря». Однако в сноске он уточняет, что «по данным западных обозревателей, количество смертей превышает миллион». См.: Dilemmas of Consensus and Division: Indonesia's Search for a Political Format // Government and Opposition. 1969. No. 4. P. 79.
37 В конце 1969 г. все, кто подозревался в симпатиях к коммунистическому режиму, были брошены в тюрьмы.13
13 New York Times. 1970. June 22. P. 8.
37 Я не собираюсь утверждать, что меры принуждения подобного масштаба неизбежно применяются в гегемонистских или, тем более, смешанных режимах. Я только хочу сказать, что риск весьма велик, тогда как в полиархиях он равен нулю. Кажущиеся исключения, легко приходящие на ум, на самом деле только подтверждают правило. В главе 6 я расскажу о том, как на американском Юге специально для угнетения чернокожего населения белыми была введена система двойных стандартов — разновидность полиархии для белых и гегемонии для черных.
37 Важно не забывать об этом разграничении — не ради резонерства, терминологической чистоты или «сохранения» полиархии любой ценой, но ради общего правила, которое оно подтверждает.
37 Полагаю, что если бы на Юге чернокожие, получив свободу, были допущены к системе публичного соперничества, они не стали бы объектом систематического подавления при помощи насилия или террора, поскольку явно не были мень-38-шииством.
38 Систему насилия и террора в южных штатах можно было поддерживать, только принудительно исключив их из системы полиархии.
38 И поскольку это произошло, полиархию в Соединенных Штатах нельзя было назвать полностью открытой14.
14 Чернокожее население южных штатов составляло 10.3% всего населения Америки в 1900 г.. 8.4% — в 1920-м и 6.8% — в 1950-м. См.: U.S. Bureau of the Census. Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957. Washington. D.C.: Government Printing Office. 1961. P. 7,12.
38 Фактически данный режим обладал меньшей степенью включенности, чем большинство полиархий, сложившихся после Первой мировой войны, поскольку в условиях повсеместного внедрения всеобщего избирательного права ни в одной другой стране, где сложился бы режим полиархии (за исключением Швейцарии и временной полиархии в Аргентине), не было подобных «исключенных» социальных групп. (Было бы неразумно включать в определение полиархии большую степень открытости политического режима, чем допускалась в США, — в данном случае страну пришлось бы классифицировать как «почти-полиархию».)
38 Пример Соединенных Штатов ставит точку в дискуссии о влиянии режима на политический курс.
38 Я не думаю, что полиархии больше, чем другие режимы, учитывают интересы людей, фактически лишенных гражданских прав. К этим «исключенным» группам относилось (а в некоторой степени и сейчас относится) чернокожее население американского Юга, хотя в любой полиархии иностранцы, живущие за пределами своей родной страны, будут исключенными.
38 Нет причин считать, что эти люди хуже коренного населения страны, но их интересы будут учитываться в полиархиях не больше, чем при других режимах.
38 6. Можно долго размышлять о том, к чему приводит разница в политических режимах. Так, можно предположить, что за достаточно продолжительный период времени этот фактор оказывает влияние на убежде-39-ния, установки, культуру и личность.
39 Как мы увидим в главе 8, обычно они интерпретируются как промежуточные или независимые переменные, оказывающие влияние на политический режим.
39 Также было бы разумно предположить, что между факторами такого типа и характером политического режима имеет место взаимодействие: поскольку эти факторы приводят к возможности возникновения конкретного типа режима, со временем природа данного режима порождает определенные убеждения, установки, культуру и, возможно, даже тип личности, который мог бы развиваться в этой стране. Эту мысль можно продолжить, приводя массу привлекательных и важных возможностей, но отсутствие достоверного подтверждения такому количеству альтернативных гипотез, какими бы правдоподобными они ни были, заставляет меня не продолжать исследование данной темы в рамках этой книги. Вполне достаточно сути аргумента. Очевидно, что различные политические режимы действительно приводят к различным результатам. Кто-то может отрицать важность этих результатов, но с тем фактом, что они существенно разнятся и имеют важное значение, согласятся как сторонники полиархии, так и их оппоненты.
39 Если бы достижения полиархии ничем не отличались от таковых в не-полиархии или если бы они были неважны, не было бы причин выступать в поддержку полиархии, а не однопартийной диктатуры, и наоборот. Возможно, многие читатели также согласятся, что эти результаты — по крайней мере первый из них — крайне важны.
39 Источником разногласий по поводу относительной ценности полиархии по сравнению с гегемонией или смешанным режимом являются не столько ожидаемые результаты публичного оспаривания и открытости режима, обсуждавшиеся выше, сколько результаты других политических величин.
39 Так, утверждалось, что однопартийный режим желателен для большинства стран Африки, поскольку отражает естественное согласие или солидарность, а также необходим для экономического развития, строительства единой нации на основе
40 многообразия субкультур, поддержания политической стабильности.
40 Как убедительно показал Файнер, некоторые из этих утверждений самопротиворечивы.
40 С точки зрения логики нельзя защищать единственную партию в качестве выражения «естественного» согласия в обществе и при этом утверждать, что она необходима для сплочения нации, разрываемой племенными различиями и разногласиями. Все мнимые достижения однопартийных режимов опровергаются фактами. 15
15 См.: Finer S.E. The One-Party Regimes in Africa: Reconsiderations // Government and Opposition. 1967. No. 2. July-October. P. 491-508.
40 Однако я не ставлю перед собой целью обосновать, почему полиархия необходима. Достаточно того, что я показал, к каким важнейшим последствиям приводит сокращение препятствий к оспариванию гражданами политического курса и увеличение доли населения, наделенной правом участвовать в политике. Я думаю, многие согласятся, что эти последствия не только важны, но и желательны, что выгоды от них часто (если не всегда) перевешивают неблагоприятные последствия и что чистая выгода в этом случае стоит того, чтобы к ней стремиться.
40 Концептуальная схема, используемая мной в данной книге, отражает мою приверженность (кто-то посчитает это пристрастием) полиархии в сравнении с менее демократическими режимами. (Она также склоняется в пользу большей демократизации полиархий — это неочевидно, поскольку не так важно в контексте данной темы.) Однако я не берусь утверждать, что сдвиги политического курса от гегемонии в сторону полиархии непременно желательны, хотя они часто являются таковыми — позвольте мне сразу пояснить мою убежденность в этом. Данная позиция побуждает к исследованию темы этой книги, постановке основных вопросов и определению ключевых понятий, что я и делаю.
40 Строго говоря, можно заниматься вопросами. поставленными в книге, используя другую терминологию и вообще не делая допущений относительно
41 конкретных направлений видоизменений режимов.
41 Фактически даже тому, кто придерживается крайней позиции, согласно которой трансформация гегемонии в полиархию вообще нежелательна, необходимо понять, какие условия необходимы для предотвращения данного изменения. Поэтому подразумевается, что анализ будет независимым от моих пристрастий и убеждений в пользу полиархии, хотя в условиях неполноты информации и незавершенным.
41 В заключение поясню, что трансформация гегемонии в полиархию, по моему мнению, не является неизбежной. Достаточно уже того, что итог третьей волны демократизации может поставить под сомнение и даже вновь ограничить возможности к оспариванию политики, доступные в полиархиях.
41 А значит, было бы абсурдно полагать, что существуют законы исторического развития, с неизбежностью навязывающие обществу переход от политической гегемонии к публичному оспариванию или обратно.
41 Поскольку современные национальные государства продемонстрировали движение в обоих направлениях, нескольких хорошо известных случаев будет достаточно, чтобы доказать неубедительность любого простого закона однонаправленного развития — это иллюстрируют примеры Аргентины, Бразилии, Германии, Италии, России, Чехословакии и Японии. Один из выводов данной книги, как мы увидим, заключается в том, что условия, наиболее благоприятствующие режиму полиархии, не так легко создать — они относительно уникальны.
41 А теперь вернемся к вопросу, поставленному в конце предыдущей главы: какие условия значительно повышают шансы публичного оспаривания и полиархии?
41 В следующих главах я объясню следствия таких условий, как историческая последовательность, степень концентрации в социально-экономической системе, уровень социально-экономического развития, неравенство, субкультурные расхождения, контроль со стороны других государств, убеждения политических активистов.