Как выполнить анализ программы?




Анализ программы (1-4) по русскому языку является одним из обязательных заданий, которое вам предстоит выполнить.

Для начала составьте тезисы к пояснительной записке (стр.11-32). Отдельно составляются тезисы по грамматике и правописанию.

Отразите содержание программы по классам в таблице (повторение не включать):

 

Вопросы/ класс 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
  1. Содержание обучения по грамматике (изучаемые ЛП).
       
  1. Содержание обучения по орфографии (изучаемые ОП).
       
  1. Содержание обучения по синтаксису и пунктуации.
       
  1. Виды грамматических разборов.
       
  1. Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова).
       
  1. Требования к ЗУН на конец года по грамматике.
       
  1. Требования к ЗУН на конец года по орфографии.
       

Вывод: о построении программы, ее особенностях, зачем нужно знать требования программы учителю и т.д.

Ваша задача – разделить те сведения, которые относятся к грамматике и те, которые относятся к орфографии.

 

БЛОК № 1

Методика обучения грамматике.

Наш урок обучения грамматике мы начнем с целеполагания.

Цель: освоить лингвистические и психолого-педагогические положения, на которых базируется современная методика грамматики, научиться проектировать урок русского языка, связанный с изучением языкового понятия.

Для достижения этой цели вам необходимо:

Знать методические термины, структуру уроков изучения и закрепления нового материала, этапы формирования лингвистического понятия.

Понимать цель каждого этапа урока по формированию лингвистического понятия, требования программы 1-4 к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Применять теоретические знания при проектировании урока русского языка, связанного с изучением лингвистического понятия.

Анализировать задания к упражнениям, предоставленным в школьных учебниках.

Синтезировать полученные знания и умения при составлении конспекта урока русского языка.

Оценивать значимость изученного материала для профессиональной деятельности.


Грамматика – раздел языкознания, который изучает различные лингвистические понятия: фонетические, орфоэпические, морфологические, синтаксические.

План изучения раздела

1. Формирование лингвистических понятий:

• лингвистическая основа обучения русскому языку;

• этапы формирования языкового понятия;

• ход урока по объяснению языкового понятия;

• показатели усвоения языкового понятия.

2. Упражнения при изучении и закреплении лингвистических понятий.

 

Тема №1.

Формирование лингвистических понятий.

 

I. Лингвистическая основа обучения русскому языку.

Система обучения русскому языку в начальных классах строится с учётом связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой. Данное положение реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов программы), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы, обусловленная их лингвистическими особенностями).

Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц.

Для фонетики в качестве таких единиц выступают звуки речи, фонемы,

для лексикологии - слово с точки зрения его семантического значения и употребления, для грамматикислово в своих формах, а также словосочетание и предложение,

для словообразованияморфема и слово со стороны его строения и способа образования.

Фонетические понятия- особые понятия, формирование которых происходит практическим путём. ПРИМЕР: звуки, слоги, ударение.
Лексические понятия- изучаются практическим путем в общей системе занятий русским языком посредством наблюдений за смысловой стороной слова без сообщения теоретических сведений. ПРИМЕР: синонимы, антонимы, многозначные слова.
Грамматические понятия 1) Морфологические ПРИМЕР: части речи и их категории: имя существительное, глагол и т.д. 2) Синтаксические ПРИМЕР: словосочетания, однородные члены предложения.
Словообразовательные понятия ПРИМЕР: родственные слова, приставка, корень, суффикс, окончание.

 

 

II. Этапы формирования языкового понятия.

Грамматические и словообразовательные понятия формируются индуктивным способом: учащиеся производят анализ конкретных фактов, типичных для данного языкового понятия, и приходят к общим выводам.

Задача учителя - обеспечить достаточный подбор убедительных языковых фактов, чтобы на основе их анализа произвести отбор существенных признаков

языкового понятия (отличительных, необходимых, без них понятия быть не может), подвести учащихся к обобщению, т.е. формулировке лингвистического понятия.

 

Пример: Синонимы- это близкие по смыслу слова, которые обозначают

признак предметов. (данное правило и все, используемые в дальнейшем, взяты из учебников русского языка Т.Г. Рамзаевой)

Существенный признак: близкие по смыслу слова.

Несущественный признак: слова, обозначающие признак предмета.

(могут быть и глаголы: нестись – мчаться)

 

 

Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: