Вопросы к зачету
1. Клиническая психология как наука: предмет, объект, принципы, задачи
2. История развития клинической психологии детей и подростков.
3. Разделы клинической психологии
4. Методы исследования в клинической психологии
5. ВКБ и ВКЗ
6. Виды дизонтогенеза в психологии
7. Классификация типов дизонтогенеза по В.В. Лебединскому
8. Классификация типов дизонтогенеза по Н.Я и М.М. Семаго
9. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза
10. Умственная отсталость как специфический вид дизонтогенеза
11. Сравнительная характеристика детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР
12. Эпилепсия
13. Характеристика РАС
14. СДВГ
15. Нарушения пищевого поведения
16. Психогении
17. Неврозы как вид психогении
18. Аффективные расстройства у детей и подростков
19. Детская шизофрения
20. Психосоматические расстройства у детей
21. Психосоматические симптомы и синдромы
22. Проблема дезадаптации
Девиантное поведение подростков
Письменное задание
Заполнить таблицы:
Методы исследования клинической психологии
Метод | Характеристика | Достоинства | Недостатки |
Клиническое интервью | |||
Нейропсихологические методы | |||
Патопсихологические методы |
Нарушения интеллекта
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Временные нарушения | |||
Стойкие нарушения интеллекта | |||
Приобретенные | |||
Врожденные: ОЛИГОФРЕНИЯ |
Нарушения мышления и воображения
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Нарушения мышления 1. Количественные нарушения | |||
Нарушения темпа мышления | |||
Нарушения подвижности мышления | |||
Нарушения целенаправленности мышления | |||
2. Качественные нарушения мышления | |||
Бредовые идеи | |||
Сверхценные (бредоподобные идеи) | |||
Навязчивые идеи | |||
Доминирующие идеи | |||
Нарушения воображения 1. Нарушения пассивного воображения | |||
Онейроид | |||
Ониризм | |||
2. Нарушения активного воображения | |||
Феномен патологической лживости (фантастической псевдологии) | |||
3. Нарушения воображения у детей и подростков | |||
Затянувшееся игровое перевоплощение | |||
Манипуляция с предметами неигрового предназначения | |||
Стойкое фантазирование |
Нарушения ощущений и восприятия
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Нарушения ощущений | |||
Гиперстезия | |||
Гипостезия | |||
Парастезия | |||
Нарушения восприятия | |||
Иллюзии | |||
Галлюцинации | |||
Расстройства сенсорного синтеза | |||
Агнозия |
Нарушения памяти и внимания
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Нарушения памяти | |||
Гипермнезии | |||
Гипомнезии | |||
Парамнезии | |||
Нарушения внимания | |||
Невнимательность Порхающее внимание | |||
Невнимательность ученого | |||
Стариковская рассеянность | |||
Собственно нарушения внимания | |||
Гипопрозексия | |||
Гиперпрозексия | |||
Парапрозексия |
Нарушения речи
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Нарушения УСТНОЙ речи 1. Нарушения внешней (фонационного оформления) речи | |||
Дисфония Афония | |||
Брадилалия Тахилалия | |||
Заикание | |||
Дислалия | |||
Ринолалия | |||
Дизартрия | |||
2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи | |||
Алалия | |||
Афазия | |||
Нарушение ПИСЬМЕННОЙ речи | |||
Дислексия | |||
Дисграфия | |||
Нарушения эмоционально – волевой сферы личности
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Нарушения эмоциональной сферы 1. Индивидуально-психологические проявления эмоций и чувств | |||
Эмоциональная лабильность | |||
Эмоциональная ригидность | |||
Эмоциональная возбудимость | |||
Эксплозивность | |||
Эмоциональная холодность | |||
Эмоциональный паралич | |||
Эмоциональная неустойчивость | |||
Эмоциональная невоздержанность | |||
2. Нарушения настроения | |||
Гипотемия | |||
Гипертимия | |||
Паратимия | |||
Нарушения волевой сферы 1. Нарушения на уровне мотивационного компонента волевого акта | |||
Гипобулия | |||
Гипербулия | |||
Парабулия | |||
Патология на уровне реализации волевого усилия | |||
Гипокинезия | |||
Гиперкинезия | |||
Паракинезии |
Задание 2. Сделать подборку диагностических методик для каждого возраста.
Дошкольный возраст
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
2. Провести диагностику ребенка с использованием патопсихологических методик.
С перечнем и особенностью использования диагностических методик можно ознакомиться в учебнике
Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. — М.: Издательство Московскогопсихолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО«МОДЭК», 2002.- 512 с. (Серия «Библиотека психолога»).
А также
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - 6-е изд. – М., 2008 год.
ЕСТЬ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ