Вопросы к зачету
1. Клиническая психология как наука: предмет, объект, принципы, задачи
2. История развития клинической психологии детей и подростков.
3. Разделы клинической психологии
4. Методы исследования в клинической психологии
5. ВКБ и ВКЗ
6. Виды дизонтогенеза в психологии
7. Классификация типов дизонтогенеза по В.В. Лебединскому
8. Классификация типов дизонтогенеза по Н.Я и М.М. Семаго
9. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза
10. Умственная отсталость как специфический вид дизонтогенеза
11. Сравнительная характеристика детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР
12. Эпилепсия
13. Характеристика РАС
14. СДВГ
15. Нарушения пищевого поведения
16. Психогении
17. Неврозы как вид психогении
18. Аффективные расстройства у детей и подростков
19. Детская шизофрения
20. Психосоматические расстройства у детей
21. Психосоматические симптомы и синдромы
22. Проблема дезадаптации
Девиантное поведение подростков
Письменное задание
Заполнить таблицы:
Методы исследования клинической психологии
| Метод | Характеристика | Достоинства | Недостатки |
| Клиническое интервью | |||
| Нейропсихологические методы | |||
| Патопсихологические методы |
Нарушения интеллекта
| Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
| Временные нарушения | |||
| Стойкие нарушения интеллекта | |||
| Приобретенные | |||
| Врожденные: ОЛИГОФРЕНИЯ |
Нарушения мышления и воображения
| Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
| Нарушения мышления 1. Количественные нарушения | |||
| Нарушения темпа мышления | |||
| Нарушения подвижности мышления | |||
| Нарушения целенаправленности мышления | |||
| 2. Качественные нарушения мышления | |||
| Бредовые идеи | |||
| Сверхценные (бредоподобные идеи) | |||
| Навязчивые идеи | |||
| Доминирующие идеи | |||
| Нарушения воображения 1. Нарушения пассивного воображения | |||
| Онейроид | |||
| Ониризм | |||
| 2. Нарушения активного воображения | |||
| Феномен патологической лживости (фантастической псевдологии) | |||
| 3. Нарушения воображения у детей и подростков | |||
| Затянувшееся игровое перевоплощение | |||
| Манипуляция с предметами неигрового предназначения | |||
| Стойкое фантазирование |
Нарушения ощущений и восприятия
| Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
| Нарушения ощущений | |||
| Гиперстезия | |||
| Гипостезия | |||
| Парастезия | |||
| Нарушения восприятия | |||
| Иллюзии | |||
| Галлюцинации | |||
| Расстройства сенсорного синтеза | |||
| Агнозия |
Нарушения памяти и внимания
| Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
| Нарушения памяти | |||
| Гипермнезии | |||
| Гипомнезии | |||
| Парамнезии | |||
| Нарушения внимания | |||
| Невнимательность Порхающее внимание | |||
| Невнимательность ученого | |||
| Стариковская рассеянность | |||
| Собственно нарушения внимания | |||
| Гипопрозексия | |||
| Гиперпрозексия | |||
| Парапрозексия |
Нарушения речи
| Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
| Нарушения УСТНОЙ речи 1. Нарушения внешней (фонационного оформления) речи | |||
| Дисфония Афония | |||
| Брадилалия Тахилалия | |||
| Заикание | |||
| Дислалия | |||
| Ринолалия | |||
| Дизартрия | |||
| 2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи | |||
| Алалия | |||
| Афазия | |||
| Нарушение ПИСЬМЕННОЙ речи | |||
| Дислексия | |||
| Дисграфия | |||
Нарушения эмоционально – волевой сферы личности
| Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
| Нарушения эмоциональной сферы 1. Индивидуально-психологические проявления эмоций и чувств | |||
| Эмоциональная лабильность | |||
| Эмоциональная ригидность | |||
| Эмоциональная возбудимость | |||
| Эксплозивность | |||
| Эмоциональная холодность | |||
| Эмоциональный паралич | |||
| Эмоциональная неустойчивость | |||
| Эмоциональная невоздержанность | |||
| 2. Нарушения настроения | |||
| Гипотемия | |||
| Гипертимия | |||
| Паратимия | |||
| Нарушения волевой сферы 1. Нарушения на уровне мотивационного компонента волевого акта | |||
| Гипобулия | |||
| Гипербулия | |||
| Парабулия | |||
| Патология на уровне реализации волевого усилия | |||
| Гипокинезия | |||
| Гиперкинезия | |||
| Паракинезии |
Задание 2. Сделать подборку диагностических методик для каждого возраста.
Дошкольный возраст
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
2. Провести диагностику ребенка с использованием патопсихологических методик.
С перечнем и особенностью использования диагностических методик можно ознакомиться в учебнике
Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. — М.: Издательство Московскогопсихолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО«МОДЭК», 2002.- 512 с. (Серия «Библиотека психолога»).
А также
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - 6-е изд. – М., 2008 год.
ЕСТЬ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ