Как подготовить интерактивный спектакль
По методологии форум - театра с участием родителей
Зачем нужен интерактивный спектакль по преемственности дошкольного начального образования?
Что такое преемственность для учителя начальных классов, воспитателей и родителей?
Учитель
Преемственность – перед поступлением в школу у ребенка есть наличие определённых знаний и навыков. Психологическая готовность, желание ребёнка учиться и познавать новое, общаться со сверстниками для учителя несущественны. И это объяснимо, так как основным показателем работы учителя является оценка. Какова оценка - таков и ученик.
Воспитатель
Преемственность – забота о том, чтобы к детям, когда они придут в школу, не было никаких претензий. И к детскому саду - тоже.
Родители
Преемственность - пустой звук.
Проблему психологической коррекции и эффективности поддержки семьи, детского сада и школы в сохранении линии преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу успешно решит спектакль по интерактивной методологии форум-театр.
О методологии
Метод форум - театра представляет собой интерактивный способ профилактики социальных проблем, в основе которого используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией. Главный принцип форум-театра – непосредственное участие зрителя в постановке.
Технология форум - театра способствует преодолению трудностей во взаимоотношениях между людьми.
Впервые методология форум-театра была представлена в 1981 году Августо Боалем бразильским политологом, режиссером, драматургом, создателем «Театра Угнетенных». По мнению А. Боаля, форум-театр – это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшения общества через изменение своего поведения, а также разрешения социальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемления интересов уязвимых групп и другое.
|
Предлагаем ПЛАН работы по подготовке к интерактивному спектаклю, который состоит из двух частей.
1часть. Работа с детьми. Проведите перед спектаклем любую программу с участием детей из числа будущих первоклассников, желательно, чтобы мероприятие прошло с участием нынешних первоклассников или учеников школы. Эта часть может проходить как отдельное мероприятие или как вводная часть (разогрев) к интрактивной части. Так как форум-театр мы предлагаем провести непосредственно для взрослых, то дети во время обсуждения покидают зал.
2 часть. Интерактивный форум-театр
Пять шагов по созданию спектакля
1. Создание команды и доверия между участниками:
упражнения на построение доверия;
упражнения на построение команды.
2. Приобретение участниками навыков, необходимых для постановки представлений:
знакомство с историей форум - театра и его методикой;
актерское мастерство;
работа с телом, мимикой;
постановка голоса и дыхания;
построение диалога и монолога.
3. Разработка сцен, вживание в роли:
выбор истории с наличием в ней проблемы/конфликта;
анализ проблемы/конфликта;
репетиции;
подготовка джокера (ведущего представления и обсуждения).
|
4. Постановка спектакля.
Суть форум - театра – выбор проблемы. Важно, чтобы воспитатель и педагог начальной школы были знакомы с проблемами родителей при переходе из детского сада в школу. Это упростит работу с разработкой сценария и репетиций мизансцен и спектакля в целом. Для проведения такой формы интерактивной работы, как форум театр, требуется время. Спектакль можно поставить за неделю, приглашая родителей в течение пяти рабочих дней приходить за ребенком в садик пораньше. Как правило, в подготовительной группе родители очень хорошо знакомы друг с другом, поэтому постановка спектакля может занять 4 дня (можно исключить занятие на построение доверия и создание команды)
5. Демонстрация спектакля.
Содержание представления форум - театра состоит в следующем: 5-10 минут разыгрывается мини–представление с 3-4 мизансценами, в которых ярко показаны причины и факторы, приводящие к проблеме. Чаще всего эти ситуации легко узнаваемы, так как они происходят с родителями и детьми на улице, дома в семье, в детском саду, в школе, больнице, санатории. В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы конфликта в дальнейшем не произошло.
С этого момента начинается новая часть спектакля, длящаяся около 1 часа, в ходе которой используются важные сведения информационно-коррекционной направленности (представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства). Мини-спектакль имеет цель заставить человека задуматься над проблемой, понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится.
|
Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Особенность интерактивной техники: в ходе спектакля используется возможность проведения групповой работы (в представлении могут принимать участие до 50 человек); организация совместной деятельности с учреждениями, с которыми вы сотрудничаете; с гостями спектакля
Передача информации
Эта фаза не появляется отдельной, так как передача информации может быть осуществлена как в ходе спектакля, так и по его завершении.
Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например психологи, педагоги, социальные работники, администрация школы; представители социальных учреждений; СМИ и т.д.
В процессе проигрывания спектакля:
• зрители погружаются в эмоциональные переживания персонажа, осмысление проблем родителей детей (в том числе с ОВЗ).
• осуществляется диагностика межличностных отношений и типов поведения всех участников спектакля: детей, родителей, администрации школы; представителей общественности
• моделируется система взаимоотношений характерная для реальной жизни, что дает актерам и зрителям возможность увидеть и проанализировать закономерности общения и поведения других людей и самих себя;
• появляется возможность обратной связи и получения поддержки друг другу, возможность каждому идентифицировать себя с другим человеком
происходит снятие психологических барьеров в общении родителей будущих первоклассников с педагогом начальной школы; с администрацией, с родителями других детей, с сообществом в целом.