Закономерности и принципы ЦПП




План:

1. Функции ЦПП;

2. Закономерности ЦПП;

Принципы ЦПП.

Функции ЦПП:

Целостность педагогического процесса проявляется в:

1) единстве процессов обучения, воспитания и развития;

2) взаимосвязи этих процессов;

3) наличие и сохранение специфики этих процессов.

ЦПП имеет следующие свойства:

а) взаимноусиливает составляющие его процессы;

б) создает возможности для использования методов обучения и воспитания;

в) ведет к слиянию педагогических и ученических коллективов в единый общешкольный коллектив.

ЦПП выполняет следующие функции:

а) воспитательная – она проявляется:

1) в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с учащимися;

2) в личности педагогов и их профессионализме;

3) в учебных планах и программах, формах, методах и средствах использующихся в ПП.

б) образовательная – она реализуется в процессе обучения, во всей внеклассной деятельности, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы ЗУНов, опыта творческой деятельности и отношений;

в) развивающая – развитие в процессе воспитания, которое выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств и новых умений;

г) социальная – защита прав и свобод ребенка, забота о нем, уважительное отношение и его взаимоотношение в окружающем социуме.

 

Закономерности ЦПП:

Этот вопрос находится в состоянии разработки. Нет единых подходов к понятию закономерности, хотя оно прочно вошло в педагогику.

Закономерности – объективные существенно-устойчивые повторяющиеся и необходимые существенные связи между педагогическими явлениями, предметами, процессами и отдельными компонентами ПП.

Закономерности ПП являются выражениями его сущности.

Группы закономерностей ПП:

1) закономерности обусловленные социальными условиями;

2) закономерности обусловленные природой человека;

3) закономерности обусловленные сущностью воспитания и обучения.

1 группа – это зависимость воспитания и обучения от общих потребностей и условий. От этого зависит цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия в которых они будут осуществляться и использование полученных результатов.

2 группа – а) определяющая роль отводится деятельности и общению в формировании личности;

б) зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

3 группа – а) взаимосвязь процессов обучения, воспитания, образования и развития личности;

б) взаимосвязь задач содержания методов и форм воспитания и обучения в ПП;

в) взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;

г) взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемого.

 

 

Принципы ЦПП:

Принципы – основное исходное положение, в основе которого лежат требования к воспитанию и обучению и обеспечивающие их эффективность.

Организация ПП с их учетом и получишь высокий результат.

Принципы отражают внутреннюю сущность структуры деятельности учителя и ученика и определяют эффективность обучения.

1) Принцип гуманизации - четко определяет гуманистическую основу взаимодействия педагога и ученика китайский философ Конфуций. Гуманной была педагогика А. С. Макаренко, П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. В настоящее время этот процесс возрождается в работах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского и учителей выступающих за педагогику сотрудничества: С. Н, Лысенковой, Шаталова, Е. Н. Ильина, В. А. Караковского и других. Сущность принципа – очеловечивание отношений учащихся между собой и педагогами в приоритетах человеческих ценностей. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности и доброжелательных отношений.

2) Принцип демократизации появился еще в ранней буржуазной педагогике. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

3) Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. Из русских педагогов следует выделить К. Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике. Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом ставятся главными и определяющими факторами. Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного воздействия.

4) Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике 19 века и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

5) Принцип научности реализуется в отборе содержания образования и его соответствии современному уровню развития науки и техники, а следовательно, является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска.

6) Принцип доступности. Все, что передается детям и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Правила реализации принципа, разработаны Я. А. Коменским и другими авторами. Каждому ребенку надо изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не столько, чтобы исказить его научную сущность.

7) Принцип наглядности. Я. А. Коменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Речь идет о разумности мере, учете специфики предлагаемого материала, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Польский дидакт Ч. Куписевич сформулировал правила его реализации.

8) Принцип систематичности и последовательности. К. Д. Ушинский считал, что только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.

9) Принцип прочности. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни.

Принцип связи теории с практикой и с жизнью выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности. Практика – критерий истинности полученного нового знания. Когда учащиеся (воспитанники) выполняют всевозможные опыты, практические задания, анализируют свое поведение в тех или иных ситуациях, они получают подтверждение истинности или ошибочности полученных знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: