Мнения ханафитского мазхаба.
Основное мнение имама Абу Ханифы, которое передают ханафитские ученые, заключается в том, что сок сам по себе как продукт, и состав во время договора является разрешенным для продажи товаром. Следовательно, нет ничего, что запрещает достоверность договора в момент его заключения, значит, этот вид сделки должен быть разрешенным, как и все подобные этому торговые договоры, в которых присутствуют все условия и составляющие его части.
Значит, эта сделка попадает под общий смысл слова Аллаха: «Аллах дозволил торговлю». Сура аль-Бакара 275.
Т.е. основа мнения имама Абу Ханифы – это аналогия на обычный торговый договор. Что же касается вероятности того что покупатель сделает из него вино, то во-первых, так как в момент сделки это не упоминается, то это входит в раздел намерений человека которые скрыты от нас. Во-вторых, если это и произойдет, то тот продукт, которым будет совершен грех, а это вино, будет иметь уже совсем другой состав. Т.е. то, чем будет совершаться грех - будет уже не тем по сущности и составу предметом в отношении чего был заключен торговый договор.
И если это так, то сказал Всевышний Аллах: «Ни одна душа не понесет чужого бремени». Сура ан-Наджм 38.
См. Аль-Мабсут 27\174\175, аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\39, Дурар аль-Хуккам шарх гурар аль-Ахкам 4\10, Фатху ль - Кадир 12\437.
И отталкиваясь от этого подхода, имам Абу Ханифа запретил продажу оружия во время фитны, когда есть вероятность использования его для запрещенного убийства, так как в этом случае грех будет совершаться непосредственно тем, что было предметом сделки.
Что касается стороны аргументации на запрет продажи в этой форме, то это общий смысл слов Аллаха: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». Сура аль-Маида 2.
|
См. Аль - ‘Инаяту шарх аль-Хидая 8\182, Табиин аль-Хакаик шарх Канз ад-Дакаик 16\420\421.
Очевидно, что имам Абу Ханифа в этой форме вопроса попытался собрать между указаниями аргументов имеющих значение и влияние в этом вопросе по его мнению. А это то, что основа, и аналогия требует разрешенности этой сделки, так как само оружие как предмет не является чем- то запрещенным. Однако так как возникла вероятность того, что именно этим оружием будет совершен грех, и эта сделка может быть причиной для этого, в этом случае был принят во внимание общий смысл аята, запрещающего помощь в грехе.
Однако что касается мнения имама Абу Ханифы относительно продажи сока тому, кто делает вино, то автор “Энциклопедии фикха” сказал, что очевидно, что оно заключается в нежелательности этого действия, и то, что оставление лучше, однако если без греха. И это, потому что автор одной из основной книги ханафитского мазхаба “Аль - ‘Инаяту шарх аль-Хидая” сказал, говоря о мнении Абу Ханифы:
و لا بأس ببيع العصير ممّن يعلم أنّه يتّخذه خمراً
لا بأس - “Ля бас” (то есть нет проблем). Слово, указывающее у ханафитов на то, что оставление этого действия лучше, чем совершение.
Аллах знает лучше.
Это что касается мнения имама Абу Ханифы.
Мнение его двух учеников Мухаммеда ибн Хасана и Абу Юсуфа заключается в том, что продажа сока (фруктового) тому, кто делает из него вино, является запрещенным.
|
Построили они это свое мнение как сказал имам ас-Сархаси на основе, того что называется в терминологии ученых по усуль-фикху:
الاستحسان
аль-Истихсан.
См. Аль-Мабсут 27\174\175
Это положение или термин, которым в основном выделились ханафитские ученые, является одной из основ извлечения шариатских доказательств, в которых есть разногласие среди ученых по усуль фикх.
Также есть разногласие среди самих ханафитов в тафсире этого термина, и определения его формы действия как источник извлечения шариатских положений.
И здесь конечно не будет рассматриваться подробно этот вопрос, однако укажу на общий смысл этого термина у ученых ханафитского мазхаба.
Одно из определений истихсана.
В языке истихсан означает «одобрение». Терминологически это слово определено несколькими значениями. Одно из них сводится к тому, что истихсан - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоящий ей”.
В данном случае, основа и ясная аналогия, проведенная на торговую сделку в которой в качестве товара будет чистый (не наджас), разрешенный продукт или предмет, эта аналогия требует разрешения этой сделки. Однако в случае, когда есть большая вероятность что это будет причиной для совершения греха, этот смысл, извлеченный из шариатских доказательств запрещающих помогать в грехе, ему дается предпочтение перед аналогией.
Это был в общем ханафитский мазхаб.
Мнения шафиитского мазхаба.
Поделили шафиитские ученые положение продажи сока и винограда тому, кто известен производством вина, на два состояния.
|
Первое состояние - это отсутствие уверенности в том, что покупатель сделает из этого винограда вино, однако есть сомнение в этом. В этом случае эта торговая сделка будет нежелательна (макрух).
Что же касается положения, когда есть уверенность или сильное предположение, основанное на определенных фактах, то шафиитские ученые разделись в этом вопросе.
Сказал имам ан-Науаи, что большинство сторонников шафиитского мазхаба говорят о сильной нежелательности в этом случае, но не запрещают полностью (тахрим).
Другое мнение, которое имам ан-Науаи посчитал правильным – запрет такого рода сделок.
Что касается ее достоверности, то об этом пойдет речь позже с позволения Аллаха. См. Аль-Маджмуа 9\353, аль-Хауи аль-Кабир 5\592.
Что касается доказательств, то это те же доказательства в отношении разрешения и запрета как у ханафитских ученых.
А также хадис, в котором Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - сказал: «Проклял Аллах вино, пьющего его, поящего им, продающего его, покупающего, выжимающего, требующего выжать, несущего, и того кому оно несется».
Абу Дауд 3776, Ахмад 5716, ас-Сунан аль-Кубра аль-Байхаки 10828, аль-Мустадрик 2235, аль-Му’жам аль-Уасыт 7816.
Этот хадис указывает на запрет совершения причин для греха.
Так как выжимающий или несущий например сам не пьет вино, однако способствует этому.
См.Хашия Кальюби уа Умейра 6\428, Хашия аль-Джумаль 458\10.
И после приведения мнений маликитских и ханбалитских ученых, мы еще раз вернемся к основам аргументации в этом вопросе как у ханафитов, так и у шафиитов.