Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ)
(Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ,2005.)
Методика разработана Л. Г. Почебут в соответствии с процедурой, предложенной Р. Лайкертом, и предназначена для исследования уровня толерантности личности. В данном случае толерантность понимается как эмоциональное состояние индивида, при котором личностные качества или поведение другого человека ему не нравятся, эмоционально неприемлемы. Однако индивид проявляет терпение и уважение к мнению другого, сохраняет устойчивость по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию. Методика состоит из 16 утверждений, половина из которых выявляет толерантное отношение, а вторая половина — интолерантное.
Текст
Инструкция. Прочтите, пожалуйста, предложенные утверждения и оцените степень своего согласия с ними. Отмечайте свое мнение в бланке для ответов. Оценку производите следующим образом:
2 — совершенно согласен;
1 — согласен;
0 — трудно сказать;
—1 — не согласен;
—2 — совершенно не согласен.
1. Я доволен, если смог проявить уважение к мнению другого человека, даже если я с ним принципиально не согласен.
2. Я осуждаю человека, если он, по моему мнению, совершил безнравственный поступок
3. Мне не нравится, когда меня критикуют, но я прислушиваюсь к справедливым замечаниям.
4.Меня раздражает, когда приходится разговаривать с человеком, плохо знающим русский язык.
5.Я переживаю, если обидел другого человека или нагрубил ему.
6.Мне неприятно стоять рядом с людьми иной расы или национальности и прикасаться к ним.
7. Я умею владеть собой: сдержанно и доброжелательно разговаривать с людьми даже в конфликтной ситуации.
8.Я не стану доверять людям, которые, как мне стало известно, кого-то обманули.
9.Я последовательно и принципиально отстаиваю свои права, не нарушая прав других людей.
10.Меня настораживает, когда другие люди пытаются защитить свои идеи, ценности, веру.
11.Я хотел бы быть более терпимым и снисходительным к поступкам других людей.
12.Я рад, когда окружающие люди соглашаются с моим мнением, не высказывая своего и не настаивая.
13.Я стараюсь не нарушать традиций и культурных норм того народа, среди которого живу.
14. Я озабочен тем, чтобы окружающие соблюдали мои права
15.Я переживаю, если не удалось построить с человеком отношения взаимного уважения, терпимости, доверия.
16. Меня возмущает, когда люди обманывают мне прямо в лицо.
Математическая обработка. Подсчитывается сумма ответов по шкале «толерантность» (с учетом знака) и сумма ответов по шкале «интолерантность» (с учетом знака). Затем суммы складываются без учета знака.
Максимальная сумма по шкале «толерантность»: 16 баллов.
Максимальная сумма по шкале «интолерантность»: —16 баллов.
Максимальный индекс «ИНТОЛ»: 32 балла.
Минимальный индекс «ИНТОЛ»: —32 балла.
.
Ключ
Толерантность — 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15. =12
Интолерантность — 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16.=-1
Общее=11
Нами было проведено пилотажное исследование. Получено мнение 152 респондентов. В соответствии с их замечаниями утверждения были откорректированы. Затем были высчитаны внутренние
корреляционные связи между всеми вопросами методики. Вопросы, составляющие шкалу толерантности, составили корреляционную плеяду с положительными взаимосвязями. Вопросы, направленные на оценку интолерантности, также составили положительную плеяду. Шкалы толерантности и интолерантности отрицательно коррелируют друг с другом. Опрос данных респондентов установил, что средние значения толерантности для данной выборки равнялись 8,71 балла.
Методика измерения этноцентризма
(Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)
Методика разработана М. Г. Стадниковым, который опирался на определение Д. Мацумото: «Этноцентризм — тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров». Создавая методику, автор использовал идеи Т. Адорно, теорию социальной идентичности Г. Тэджфела и теорию социальной категоризации Д. Тернера. На основе анализа научных, литературных и газетных текстов, интервью с представителями разных национальностей он разработал инструментарий, определяющий уровень этноцентризма личности. Методика состоит из двух опросников. В этом разделе мы приводим текст методики, направленной на выявление степени этноцентризма русских. Текст можно переформулировать так, чтобы определить степень этноцентризма представителей других народов.
Текст № 1
Инструкция. Выберите, пожалуйста, из предложенных суждений те, с которыми вы согласны. Постарайтесь определить степень своего согласия с этими суждениями в соответствии с предложенной шкалой: полностью согласен — согласен — трудно сказать — не согласен — совершенно не согласен.
№ | Суждения | Полностью согласен | Согласен | Трудно сказать | Не согласен | Совершенно не согласен |
Следует повысить солидарность и чувство национального самосохранения русского народа | ||||||
Цель любого гражданина нашей страны в первую очередь - спасение и укрепление единства Отечества, а приоритет - возрождение культуры и достоинства русского народа | ||||||
Русский народ для других народов России - естественный центр притяжения | ||||||
Государственное будущее России зависит от восстановления русским народом своих материальных и духовных сил, своего национального единства | ||||||
На сепаратизм окраин существует только один действительно серьезный ответ - укрепление единства и мощи русского народа ради восстановления его роли как центра притяжения | ||||||
Ни у кого нет права, оставаясь гражданином России, рассматривать ее как чуждую страну пребывания, как «эту» страну | ||||||
Русская культура представляет историческую основу, богатство культуры нашей страны | ||||||
Сегодня принижается роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажаются ее высокие гуманистические принципы | ||||||
Сегодня не только пропагандируется идея духовного вырождения русской нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия | ||||||
Сегодня широко практикуется продвижение с помощью кино, телевидения и печати антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, открыто унижается достоинство русской нации, осмеиваются русская история и наш народ | ||||||
Сегодня продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика | ||||||
Необходимо поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры, правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства | ||||||
Сегодня необходимы усилия, направленные на защиту и дальнейшее развитие великого духовного богатства русского народа, являющегося великим завоеванием всего человечества | ||||||
Возрастание национального самосознания любого народа рассматривалось как явление позитивное и прогрессивное. Аналогичные процессы в национальном самосознании русских однозначно расцениваются как явление резко отрицательное | ||||||
Я считаю, что русский человек - это самый развитый и самый умный человек вообще | ||||||
Я считаю, что русский человек - это тот человек, который родился в России, там прожил всю жизнь и умер там. Он отличается от других тем, что ему не надо «чужой земли» | ||||||
Мне кажется, что русский человек -это человек, который родился в России и у него очень открытая душа | ||||||
Я думаю, что русский человек - это человек, который живет в России и мыслит как русский | ||||||
Главная особенность русского человека – это его сильный дух и широкая душа | ||||||
Русский человек - это самый хороший человек: добрый, умный, сильный, он все делает хорошо, за это его уважают все страны, это самый доблестный человек |
Математическая обработка. Показатель этноцентризма подсчитывается следующим образом: ответам «полностью согласен» присваивается 5 баллов; «согласен» — 4 балла; «трудно сказать» — 3 балла; «не согласен» — 2 балла; «совершенно не согласен» — 1 балл.
Текст № 2
Инструкция. Выберите, пожалуйста, из предложенных суждений те, с которыми вы согласны. Постарайтесь определить степень своего согласия с ними в соответствии с предложенной шкалой: полностью согласен — согласен — трудно сказать — не согласен — совершенно не согласен.
№ | Суждения | Полностью согласен | Согласен | Трудно сказать | Не согласен | Совершенно не согласен |
Большинство национальных культур мира более отсталые по сравнению с русской культурой | ||||||
Для остальных национальных культур России русская культура должна быть образцом для подражания | ||||||
Люди, принадлежащие к другим национальным культурам, ведут себя странно, когда приезжают в Россию | ||||||
Образ жизни, принятый в других национальных культурах, также имеет право на существование, как и образ жизни людей, принадлежащих к русской культуре | ||||||
Другие национальные культуры мира должны стремиться достигнуть уровня русской культуры | ||||||
Мне безразличны ценности и обычаи других национальных культур мира | ||||||
Другие национальные культуры должны относиться с почтением к русской культуре | ||||||
Я могу дружить с людьми из любых национальных культур | ||||||
В русской культуре принят практически самый правильный образ жизни | ||||||
Я очень интересуюсь ценностями и обычаями других национальных культур | ||||||
Я ориентируюсь на ценности русской культуры, когда сужу о людях из других национальных культур | ||||||
Я рассматриваю людей русской культуры как высокодуховных | ||||||
Я предпочитаю не иметь дело с людьми из других национальных культур | ||||||
Большинство людей в русской культуре не знают, что для них хорошо | ||||||
Я не доверяю людям из других национальных культур | ||||||
Я не люблю общаться с людьми из других национальных культур | ||||||
Я не особенно уважаю ценности и обычаи других национальных культур |
Математическая обработка. Подсчет баллов по опроснику № 2 производится так же, как и по опроснику № 1. Следует иметь в виду, что вопросы 8 и 10 здесь имеют обратные значения, следовательно, ответ «полностью согласен» оценивается в 1 балл, а ответ «совершенно не согласен» в 5 баллов.