ПЕДАГОГ-РЕСТАВРАТОР В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ




Филиппова Вера Ивановна,

профессор, член СХ России.

Череповецкий государственный университет.

г. Череповец

ПЕДАГОГ-РЕСТАВРАТОР В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Французский историк и социолог Р. Арон высказал такую мысль по отношению к вопросу о роли личности в истории: «Тот, кто утверждает, будто индивидуальное историческое событие не было бы иным, если бы даже один из предшествующих элементов не был тем, чем он в действительности был, должен доказать это утверждение» (Арон, 1993: 506). В случае, если те или иные события не являются предопределенными, то и будущие события, какой-либо результат действий произошедших событий могут иметь множество вариантов, которые, в свою очередь, способны измениться в результате деятельности отдельно взятой личности или группы людей под руководством той или иной личности. Проблема роли личности в формировании исторических событий во все времена была, есть и будет актуальной. Неоспорима роль личности, выдающихся людей в определенных исторических, политических процессах, роль личности в науке, культуре, искусстве и т.п. Конкретных исследований на этот счет проводилось не так много.

В разные эпохи были и будут свои герои, свои творцы, создающие, преобразующие, изменяющие ход тех или иных событий, направление истории, развития страны, общества. Роль подобных личностей невозможно оценить в полной мере. Историки постоянно обращаются к прошлому нашего государства, обнаруживают все новые и новые события, факты и, в связи с этим, открывают для мира новых личностей, благодаря которым эти события в корне изменили, перенаправили развитие нашей страны, сделали ее могущественным государством.

Благодаря личностям подобные ситуации формируются и в области реставрации. Происходят координатные события, без участия отдельно взятого субъекта в реставрации произойти бы не смогли. Данная личность, как правило, инициирует те или иные действия и в роли ведущего принимает активное участие в реализации задуманного. Роль подобной личности нельзя приуменьшать или, тем более, исключать. Личность реставратора способна играть решающее значение как в самом реставрационном процессе, так и в его результатах, а, следовательно, и на этапе восприятия этих результатов следующими поколениями. Профессиональный реставратор при этом должен обладать не только теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области технологий, но и обладать определенным художественным талантом.

Реставратор не только тот, кто получает базовое образование, но тот, который затем, всю свою жизнь изо дня в день формирует в себе этого реставратора, сохраняя в себе патриота своей Родины. Он всегда помнит, что в его руках дело возрождения и сохранения исторической памяти, памяти предыдущих поколений, национально-культурного кода этих поколений. Истинный реставратор сохраняет для потомков историю, чтобы в будущем у них была возможность увидеть своё прошлое. У последующих поколений должна быть возможность смотреть на предметы искусства, исследовать их, сравнивать, анализировать, поскольку они являются, одновременно, и реальным информационно-фактологическим материалом. И здесь речь идет уже не просто о реставрации того или иного произведения искусства, а о научной реставрации.

Главным и одним из самых важных критериев оценки деятельности реставратора всегда было и будет, его отношение к своему делу. Причем, в этом большом Деле для профессионала нет никакой разницы, что и где он реставрирует, будь то фрески Дионисия в Ферапонтово, Софийский Собор в Вологде или небольшая по размерам, но, редчайшая по своей архитектонике, Ильинская часовня в д. Чернышево Усть-Кубенского района.

Разнопрофильные специалисты, владеющие различными научными методами и подходами, в процессе научных исследований в области реставрационной практики выполняют функционал связующего звена. В итоге, это важное звено объединяет науку и практическую реставрацию в единый мощный пласт, позволяющий сохранять и совершенствовать сферу научной реставрации. В результате того, что научная реставрация является междисциплинарной наукой, основная ее роль, отводится не только производственной реставрационной деятельности, но в то же время является и научной. Подтверждением этому является как история формирования самой научной реставрации, так и содержание ее учебных программ на разных этапах ее существования.

Старая школа реставраторов и многие современные подходы к образовательному процессу в системе формирования профессионального реставратора на сегодняшнем этапе, порой, существенно различаются. Соответственно, в своих подходах и принципах к делу реставрации сильно отличаются и реставраторы разных Школ. Чтобы сформировать в себе истинного реставратора, человеку требуется пройти долгий путь и преодолеть определенные этапы на этом пути. На этом пути особую и важную роль играет личность реставратора, имеющего колоссальный теоретический и практический опыт, личность преподавателя-реставратора.

«Осенью 1989 г. на базе Индустриально-педагогического факультета Государственного педагогического института им. В.А. Луначарского в г. Череповце было открыто художественно-графическое отделение и состоялся первый набор студентов в количестве 17 человек на специальность «Учитель рисования и черчения». Единственным и бессменным деканом Художественно-графического факультета был А.Н. Севелов, заместителем декана – В.И. Филиппова. К середине 90-х годов количество бюджетных мест для студентов-первокурсников, обучающихся на дневной форме творческой специальности, ежегодно составляло 50 человек (5 лет обучения) и на заочной (5,5 лет обучения) – 75 человек. Профессорско-преподавательский состав кафедры насчитывал в ту пору 26 человек, среди которых были такие личности как члены Союза художников России Ю.Н. Волков, А.Г. Контарев, Д.В. Медведев, В.П. Степченков, В.И. Филиппова, В.А. Шагинов...»[1]

Многие годы был связан с кафедрой изобразительного искусства, активно трудился на ней и доктор искусствоведения, профессор Александр Александрович Рыбаков.

Под его руководством студенты творческого направления «Изобразительное искусство» внесли свой серьезный вклад в историю научной реставрации на Русском Севере. Первым объектом для научных исследований и восстановления стал один из редких памятни­ков искусства этого региона - Ильинская часовня в д. Черны­шево Усть-Кубинского района Вологодской области. (фото 1)

Фото 1. Внешний вид Ильинской часовни в д. Черны­шево Усть-Кубинского района Вологодской области

 

Данный объект с 1992 года на безвозмездной основе реставрировался силами добровольных студенческих бригад и специалистов Все­российского художественного научно-реставрационного центра им. ака­демика И.Э. Грабаря под руководством профессора, доктора искус­ствоведения А.А. Рыбакова. (фото 2)

Фото 2. Интерьер Ильинской часовни в д. Черны­шево в период проведения реставрационных работ.

 

Впервые, начиная с 2002 года, в составе реставрационной студенческой бригады над восстановлением Ильинской часовни стали работать и студенты специальности «Изобразительное искусство» Гуманитарного института Черепо­вецкого государственного университета. Под руководством А.А. Рыбакова старшекурсники Татьяна Чихачева, Анна Плот­никова, Светлана Бурова и Анна Зобнина приступили к восстановлению поврежденных настенных росписей часовни. (фото 3,4,5)

Фото 3. Доктор искусствоведения А.А. Рыбаков и юные реставратор: Светлана Бурова Анна Плот­никова, Анна Зобнина и Татьяна Чихачева.

 

Фото 4,5. Реставрационные работы по восстановлению настенных росписей Ильинской часовни.

 

Их практика на первом этапе заключалась в копировании настенных росписей со всеми существующими на них утратами (масштаб 1:4). В течение всего года студенты разрабатывали эскизы восстановления выбранных компози­ций, исследовали теорети­ческий материал. По утвержденным эскизам в 2004 году под руководством А.А. Рыбакова и под наблюдением реставрационного совета Вологодского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря студенты отреставрировали четыре композиции («Св. апо­стол Павел», «Св. великомученик Пантелеймон» и фигуры двух ангелов на западной стене часовни). Данные разработки в дальнейшем, стали основой к их дипломным работам, за которые авторы полу­чили отличные оценки Государственной аттестационной комиссии. (фото 6,7)

Фото,6,7. Реставрационные разработки по восстановлению настенных росписей Ильинской часовни, выполненные студентами.

 

В 2006-2007 гг. над восстановлением росписей Ильин­ской часовни, (с копированием росписей в масштабе 1:1) трудились студенты Михаил Кашоид, Владис­лава Тонкова и Евгения Швецова. Ими были отреставрированы еще три фресковых композиции: «Св. преподобный Серафим Саровский», «Свв. пре­подобные Зосима и Савватий Соловецкие» и «Свв. преподобные Диони­сий и Анфилогий Глушицкие».

Над рекон­струкцией икон местного ряда иконостаса Ильинской часовни в 2005-2007 гг. под научным руководством А.А. Рыбакова работали студенты Шестакова Мария, Бородулина Мария, Маргаритова Валентина, Щербакова Наталья и Седова Светлана. Данная работа проводилась в соответствии с технологией исполнения оригинала. Студентами были скопированы ори­гинальные иконы со всеми утратами и поврежде­ниями (масштаб 1:1).

Иконы праздничного чина Ильинской часовни, к сожалению, не сохранились. Поэтому для восстановления праздничных икон в качестве образцов решено было использовать праздники из иконостаса (конец XIX в.) Вос­кресенского собора г. Череповца и аналоги из других северных часовен и храмов. В иконостасе часовни студентами Дылевской Еленой, Лямкиной Ириной и Машкариной Ольгой были воссозданы иконы «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Рожде­ство Христово», «Распятие», «Воскресение».

«Благодаря проведенным консервационно-реставрационным рабо­там, восстановлен архитектурно-художественный ансамбль ценного памятника деревянной архитектуры и стенных росписей Русского Севера. Ильинская часовня в деревне Чернышеве была возвращена к жизни как часть народной духовной культуры, восстановлена ее богослужебная функция. С 1998 г. в часовне ежегодно 2 августа совершались молебны и прославление памяти св. пророка Илии. Ильинская часовня в Черны­шеве включена в Список ценных объектов культурного наследия Воло­годской области, состоящих на государственной охране»[2].

В больших залах Вологодской областной картинной галереи в экспозиции выставки, приуроченной к 25-летию филиала научно-реставрационного Центра И. Грабаря в Вологде, была представлена большая часть работ, выполненных студентами в процессе консервации и реставрации Ильинской часовни. Здесь же были представлены и другие реставрационные работы, исполненные. студентами Череповецкого государственного университета под руководством А.А. Рыбакова. В их числе иконы и царские врата деревянной церкви Николая Чудотворца (1673 г.) в с. Дмитриево Коротовского (Уломского) сельского совета. (фото 8)

Фото 8. Деревянная церковь Николая Чудотворца (1673 г.) в с. Дмитриево Коротовского (Уломского) сельского совета.

Фото 9. Защита дипломных проектов по реставрационным работам деревянной церкви Николая Чудотворца.

 

К сожалению, данный проект, ввиду сложившейся ситуации, не был доведен до планируемого результата. Работы, исполненные студентами, спустя несколько лет обрели свое постоянное место в интерьерах Церкви Преображения Господня с. Спасское Владимирской области. (фото 10)

Фото 10. Церковь Преображения Господня (1761 г.) в с. Спасское Владимирской области.

Фото 11,12. Работы, исполненные студентами специальности «Изобразительное искусство», обрели свое постоянное место в интерьерах Церкви Преображения Господня с. Спасское.

 

В последние десятилетия активно развитие получил альтернативный, или контрфактуальный (от англ. counterfactual – предположение от обратного). подход к проблеме исследования роли выдающихся людей и результатам их жизнедеятельности. Данное предположение отвечает на вопросы о том, что было бы, если бы личность отсутствовала, или, если бы она не проявила себя в должной степени своими активными действиями в конкретном направлении. Приверженцы данного подхода исследуют гипотетические альтернативы при несуществующих сценариях. Придерживаясь ракурсу их подхода к анализу роли личности, можно смело признать, что в ситуации вышеизложенных событий и действий, определенно

- не было бы такого высокого качественного уровня деятельности кафедры изобразительного искусства, который существовал на тот отрезок времени;

- на базе Череповецкого государственного университета, наверняка, не была бы открыта аспирантура по направлению «Теория и история искусства»;

- не была бы открыта такая специальность по дневной и заочной форме обучения, как «Искусствоведение»;

- не было бы того практического результата, тех серьезных практических разработок в области реставрации, которые выполнены были студентами нескольких выпусков, на достойном уровне и отображены в их выпускных квалификационных работах;

- не был бы отреставрирована и восстановлена Ильинская часовня в д. Чернышево Усть-Кубенского района Вологодской области;

- не был бы украшен иконами и царскими вратами интерьер церкви Преображения Господня в с. Спасское Владимирской области;

- на сегодняшний день не было бы в рядах профессиональных реставраторов таких имен как Михаил Кашоид, Влада Тонкова (сотрудники филиала Научно-реставрационного Центра им. И. Грабаря в г. Вологда); Макаров Илья (г. Череповец), прошедшего практику в этом же Центре и посвятившего себя реставрации, восстановлению и написанию икон.

Данный перечень важных для всех нас, для Русского Севера, для всей страны научных и практических разработок можно продолжать до бесконечности, поскольку этот перечень имеет размер и содержание не только равные деятельности огромной и неординарной личности реставратора, педагога, большого ученого - доктора искусствоведения, профессора А.А. Рыбакова, но и размер и содержание деятельности его коллег- последователей в этом направлении, его учеников.

 

Литература:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.

2. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. - М., 2004

3. Рыбаков А.А. «Кубеноозерье: страницы истории» / / Клуб делового общения. Вологда, 2004.

4. Рыбаков А. А. «Череповецкие студенты реставрируют уникальную часовню» / / «Университет», сентябрь 2002 г., №7. Череповец, 2002.

5. Тонкова В.В. (Вологда) Реставрация и реконструкция настенной росписи и икон иконостаса Ильинской часовни в д. Чернышево (Усть-Кубинский район Вологодской области) / Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера. Сборник статей. Вологда Издательство «Арника» 2011. – С. 373-385.

6. См.: Постановление Правительства Вологодской области от 21.07.2006 г. №687 «О постановке под государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территориях Вологодского и Устъ-Кубинского райо­нов Вологодской области.» Приложение: Список объектов культур­ного наследия (памятников истории и культуры) регионального зна­чения Вологодского и Устъ-Кубинского районов Вологодской области: №15. Часовня Ильинская, 1903 г., д. Чернышеве. //Архив департа­мента культуры Вологодской области, вх. №2526/1-3, л. 3.

7. Художественное и технологическое образование в социокультурном образовательном пространстве: история, современность и перспективы: Сб. научно-методических материалов, посвященных 25-летию высшего художественно-педагогического образования в г. Череповце / Отв. ред. В.И. Филиппова. – Череповец: ЧГУ, 2017. – 273 с. – С. 7-8.

 


[1] Художественное и технологическое образование в социокультурном образовательном пространстве: история, современность и перспективы: Сб. научно-методических материалов, посвященных 25-летию высшего художественно-педагогического образования в г. Череповце / Отв. ред. В.И. Филиппова. – Череповец: ЧГУ, 2017. – 273 с. – С. 7-8.

[2] Тонкова В.В. (Вологда) Реставрация и реконструкция настенной росписи и икон иконостаса Ильинской часовни в д. Чернышево (Усть-Кубинский район Вологодской области) / Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера. Сборник статей. Вологда Издательство «Арника» 2011. – С. 373-385.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: