По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Если объектом познания является сама познающая себя личность, то происходит процесс самопознания.
Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом.
Основные этапы самопознания:
1. Самоузнавание, т.е. отличие себя от внешнего мира;
2. Активное создание образа своего Я;
3. Формирование самооценки.
Из этого опыта следует, что между истинным и воспринимаемым изображением существует расхождение. Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
К сферам самопознания относят выделяемые психологами уровни организации человека:
1. Организм (биологический индивид);
2. Социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения);
3. Личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми).
К областям самопознания относят сознание и бессознательное.
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, ее фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие.
Я-концепция (образ Я) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
|
Она характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. Образ Я не остается неизменным на протяжении жизни, т.е. у человека не один образ Я, а множество, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.
К наиболее распространенным способам самопознания относятся:
1. Самонаблюдение – наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира;
2. Самоанализ – то, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие ее части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве;
3. Сравнение себя с некоторой «меркой» – идеалы, принятые нормативы (полюсами являются противоположности: умный – глупый, добрый – злой, справедливый – несправедливый, внимательный – невнимательный, трудолюбивый – ленивый);
4. Моделирование собственной личности – отображение отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов;
5. Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике – личность человека, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны (этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована).
|
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей.
К средствам самопознания относятся:
1. Самоотчет (дневник);
2. Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы (психологические портреты героев; писатели (особенно классики) считаются непревзойденными психологами);
3. Изучение психологии;
4. Использование психологических тестирований.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу, оценка своих достоинств и недостатков.
Существуют следующие основные моменты для понимания самооценки:
1. В ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть;
Формула самооценки: Самооценка=Успех/Притязание (может иметь место снижение требований).
2. Некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие;
3. Отношение к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
Важным средством самопознания является самоисповедь.
Самоисповедь – полный внутренний отчет перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас.
Исповедь, прежде всего, перед самим собой помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. Субъективная сложность внутренней исповеди состоит не только в том, что абсолютная честность с самим собой – проявление нравственного начала в человеке. Гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя в случае некрасивого поведения. Еще одна причина затруднений кроется в том, что наряду с осознаваемыми проявлениями, человек подвластен и неосознаваемым проявлениям.
Таким образом, у человека постоянно в процессе деятельности меняется его Я, выступающее в качестве объекта познания, – сложное и динамичное образование. Я-концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.