Построение ассортимента тканей




Понятие ассортимент тесным образом связано с понятием артикул.

Артикул – это определенный и конкретный тип изделия или товара, отличающийся от других хотя бы одной характеристикой.

Ассортимент текстильных изделий включает огромное количество артикулов. Ежегодно в среднем текстильная промышленность вырабатывает более 2 тыс. различных артикулов тканей бытового назначения. А обновление ассортимента может составлять до 40% в год.

Построения ассортимента предполагает систематизацию входящих в него артикулов по какому – либо признаку.

Существует несколько систем построения ассортимента тканей: научная, стандартная, торговая и учетная.

В научной системе классификации тканей последние подразделяют (см. табл.2): 1. по назначению (бытовые и технические; бытовые: бельевые, столовые, платьевые, костюмные и т.д.); 2. по волокнистому составу (х/б, лен, шерсть, шелк, из химических волокон и нитей, однородные, неоднородные и смешанные); 3. по структуре пряжи (из кардной, гребенной, аппаратной пряжи, камвольные, суконные и т.п.); 4. по способу производства и виду основной отделки (суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, меланжевые, пестротканые, ворсовые и т.п.); 5. по виду дополнительной обработки (аппретированные, тисненные, плиссированные, малоусадочные и т.п.); 6. по переплетению (простые, мелкоузорчатые, сложнее, крупноузорчатые и т.п.)

Стандартная классификация предусматривает деление тканей определенного волокнистого состава по назначению и установлена стандартами номенклатуры показателей качества серии 4.

Хлопчатобумажные ткани по ГОСТ 4.3 подразделяются на следующие группы и подгруппы.

1. бельевые – для нательного и постельного белья, для корсетных изделий.

2. плательные – для платьев, блузок, халатов и рубашек; для верхних сорочек.

3. одежные – для костюмов и пальто; для плащей

4. полотенечные – гладкие вафельные; махровые.

5. платочные – для головных платков; для носовых платков.

6. одеяльные – для летних одеял; для байковых одеял.

7. подкладочные и прикладные.

8. мебельно – декоративные – для портьер и занавесей; для мебели; покрывала, скатерти, ковры и дорожки; для матрацев и наматрасников.

Льняные ткани по ГОСТ 4.4

1. столовые – для скатертей, скатертных полотен, салфеток.

2. бельевые – для постельного белья

3. полотенечные – для полотенец, купальных простынь, носовых платков.

4. одежные – для платьев, блузок, халатов, костюмов, брюк, сорочек и т.п.

5. декоративные – для покрывал и портьер, тентов, террас, шезлонгов и т.п.; мебельные ткани.

6. прикладные – для прокладок, мелкого приклада, бортовки.

Шерстяные ткани по ГОСТ 4.5

1. плательные;

2. костюмные;

3. пальтовые;

4. одеяла и пледы;

5. покрывала;

6. платки и палантины;

7. шарфы;

8. скатерти.

Шелковые по ГОСТ 4.6

1. плательные и блузочные;

2. костюмные и плательно-костюмные;

3. бельевые, корсетные;

4. сорочечные;

5. мебельно – декоративные и портьерные;

6. подкладочные;

7. ворсовые (бархат плательный, плюш одежный, плюш для игрушек, искусственный мех для обуви, игрушек и т.п.)

8. плащевые, курточные и прочие (матрацные, зонтичные, галантерейные, ткани для обуви, одеяльные, галстучные и т.п.)

В торговле сложилась иная система группировки ассортимента тканей. Торговая система классификации тканей носит смешанный характер (производство – назначение).

По прейскуранту хлопчатобумажные ткани подразделяются на следующие группы.

1. ситцевая;

2. бязевая;

3. бельевая (подгруппы: бязевая, миткалевая, специальная);

4. сатиновая (подгруппы: сатины и ластики кардные, сатины и ластики гребенные и полугребенные);

5. плательная (летняя, демисезонная, зимняя, ткани с комплексными нитями);

6. одежная (подгруппы: гладкокрашеная, пестротканая и меланжевая; специальная, зимняя)

7. подкладочная;

8. тиковая;

9. ворсовая;

10. платочная;

11. полотенечная;

12. суровые ткани;

13. мебельно – декоративная;

14. одеяльная (одеяла байковые, одеяла летние);

15. Тарные и упаковочные ткани

16. марля и марлевые изделия.

Льняные ткани подразделяются на 16 групп:

1 – жаккардовые широкие ткани; 2 - жаккардовые и кареточные узкие ткани; 3 – холсты и полотенца гладкие; 4 – полотна узкие белые и полубелые; 5 – полотна широкие белые и полубелые; 6 – костюмно – плательные ткани; 7 – полотна суровые тонкие; 8 – полотна пестротканые; 9 – бортовые ткани; 10 – парусины и т.д.

Шерстяные ткани:

1 – камвольные чистошерстяные; 2 – камвольные полушерстяные; 3 – тонкосуконные чистошерстяные; 4 – тонкосуконные полушерстяные; 5 – грубосуконные чистошерстяные; 6 – грубосуконные полушерстяные; 7 – платки; 8 – скатерти; 9 – палантины и пледы.

В группах 1 – 6 выделяют подгруппы: 1 – плательные (для групп 1,2,4); 2 – костюмные гладкокрашеные (для групп 1,2,4); 3 – костюмные пестротканые и фасонные (для групп 1,2,4); 4 – сукна (для групп 3 -6); 5 – пальтовые (для групп 1 – 6); 6 – драпы (для групп 3,4); 7 – ворсовые – (для группы 5); 8 – одеяла (для групп 4,6).

Шелковые ткани:

1 – из шелковых нитей; 2 – из шелковых нитей с другими волокнами; 3 – из искусственных нитей; 4 – из искусственных нитей с другими волокнами; 5 – из синтетических нитей; 6 – из синтетических нитей с другими волокнами; 7 – из искусственных волокон и их смеси с другими волокнами; 8 – из синтетических волокон и их смеси с другими волокнами.

В перечисленных группах выделяют следующие подгруппы: 1 - креповая, 2 – гладьевая, 3 – жаккардовая и 5 – ворсовая.

Учетная система классификации тканей была введена с целью автоматизации планирования и учета текстильной продукции. Её кодирование производится в рамках общероссийского классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции. В нем вся продукция кодируется десятизначным кодом. Первые шесть разрядов кодируют продукцию на высшем уровне, четыре последние – видовой ассортимент продукции.

Основная часть тканей отнесена к 83 – ему классу, а далее идут подклассы: 1 – ткани х/б (831000); 2 – ткани типа х/б; 3 – ткани льняные; 4 – типа льняных; 5 – шерстяные; 6 – типа шерстяных; 7 – шелковые; 8 – ткани их химических волокон; 9 – материалы. Далее кодирование идет в зависимости от способа производства, назначения и по другим признакам.

Ассортимент товаров удовлетворяет общественно – социальные потребности, а потребности отдельного человека – потребителя удовлетворяет преимущественное качество товаров.

 

 

Качество товаров

Качество – это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с его назначением.

Свойство – это характерная особенность товара проявляющаяся при его изготовлении, хранении, реализации и использовании (эксплуатации для товаров длительного пользования).

Свойства могут быть: структуры и строения геометрические, механические, физические и химические.

Свойства товаров, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации ил потребления называют потребительскими.

Свойства выражаются через их количественную характеристику – показатель качества (ПК)

ПК могут быть: единичный и комплексный; позитивный и негативный; базовый и относительный; интегральный и определяющий. Значения показателей качества: регламентированное, номинальное, предельное, оптимальное.

Регламентированное – значение показателя качества продукции, установленная нормативно – технической документацией.

Номинальное – регламентированное значение показателя качества продукции, от которого отсчитывается допускаемое отклонение.

Предельное – наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателя качества продукции.

Оптимальное – это такое значение показателя качества продукции, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных тратах на ее создание и эксплуатацию или потребления, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

Предпочтительным является такое оптимальное значение показателей качества продукции, при котором имеется наибольший разрыв между эффективностью от эксплуатации (потребления) продукции и затратами на достижение ее показателей качества.

В квалиметрии – научной области, объединяющей количественные методы измерения и оценки ПК, последние подразделяют на группы из которых в товароведении обычно используют следующие:

1. назначения. 2. надежности. 3. эргономичности. 4. эстетические. 5. безопасности. 6. экологические.

Показатели назначения – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности. Назначение относится к одному из определяющих показателей качества товара.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей показатели назначения подразделяются на следующие подгруппы:

Показатели функционального назначения (функциональные показатели) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. Показатели этой подгруппы чаще всего удовлетворяют физиологические, эргономические и органолептические потребности (продукты питания, одежно – обувные товары) или выполняют вспомогательные функции (средства ухода за обувью).

Функциональное назначение непродовольственных товаров характеризуются следующими свойствами:

- выполнение основной функции, степень удовлетворения наиболее значимой потребности при использовании по назначению;

- совершенство вспомогательных операций, определяемое особенностями функционирования изделия на разных этапах технологического цикла товародвижения;

- универсальность применения. Определяющая диапазон условий и способов эксплуатации товаров по назначению (утюги с увлажнением, холодильники с автоматическим оттаиванием «снеговой шубы» с испарителей).

Показатели социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Для большинства товаров степень значимости этой подгруппы потребительских свойств ниже, чем функциональных.

Показатели социального назначения могут характеризовать следующее;

- внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (драгоценных металлов, камней, ароматических веществ), нередко эти показатели могут измеряться лишь качественно и связаны с психолого – физиологическим восприятием товара потребителем (внешний вид, цвет, имидж);

- престижность качества измеряется условно и определяется социологическим методом путем опроса приоритета и степени значимости показателей качества товаров для определенных сегментов потребителей;

- социальна адресность;

- моральное старение – снижение степени удовлетворенности потребителей в товаре вследствие изменения и/или появления новых потребностей. Причинами изменения потребностей могут быть: повышение качества жизни (материального, социального и культурного ее уровня), совершенствование производства, изменение моды и стиля жизни, формирование новых потребностей с помощью рекламы, пропаганды и др.

Показатели социального назначения подвержены значительным изменениям.

Показатели надежности – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение определенного рока.

Различают следующие подгруппы:

Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта (срок службы, ресурс и др.)

Безотказность – способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация (интенсивность отказов, вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа).

Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные показатели, в первую очередь функциональное назначение после устранения выявленных дефектов. Ремонтопригодность связана с долговечностью изделий, т.к. позволяет увеличивать срок эксплуатации товаров. Это потребительское свойство может стать основой формирования потребительских предпочтений сегмента потребительского рынка с небольшими материальными доходами. Для этого сегмента потребителей реализация этого свойства зависит от факторов: наличия запасных деталей, плата за услуги по ремонту, возможности проведения ремонтных работ самим потребителем.

Сохраняемость – способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Сохраняемость обусловлена структурой, строением, химическим составом и свойствами веществ и зависит от условий и сроков хранения.

Эргономические показатели характеризуют способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с характеристиками потребителя в системе «человек-изделие-среда».

Антропометрические показатели – способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Эти показатели должны создавать комфортность, удобства при потреблении (эксплуатации) товаров. Антропометрические показатели характеризуют соответствие размеров и форме изделий размерам и формам человеческого тела. При проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина и ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимые в разных странах, не соответствуют друг другу.

Промышленность многих стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количества.

Соответствие размеров:

Русские 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 52 54 56 58

Европейские XS S M L XL XXL XXXL

Показателями антропометрических свойств могут служить не только размеры одежды, обуви, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцтоваров, мебели, посуды и др.

Для продовольственных товаров антропометрические показатели имеют ограниченное применение. Единичными показателями этих свойств могут служить размер и форма табачных изделий, карамельных изделий, твердость сахара-рафинада, пряников, сухарных и бараночных изделий.

Физиологические (гигиенические) показатели характеризуют способность товаров обеспечивать особенности функционирования и жизнедеятельность человеческого организма в целом.

Классификация физиологических показателей:

- показатели определяющие взаимодействие изделия с жидкой средой (гигроскопичность, водопоглащение, водоотдача и т.д.);

- показатели проницаемости (воздухо-, пыле-, паро-, водо-проницаемость и т.д.)

- показатели электризуемости;

- показатели теплозащитные;

- показатели загрезняемости и очищаемости.

Психофизические показатели – способность товаров обеспечивать соответствие изделия органолептическим возможностям и запросам человека. Эти показатели обеспечивают при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара.

Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и т.п. повышенная громкость звучания, большое количество кадров или строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы. Психологические показатели сложнотехнических товаров определяются удобством их эксплуатации, легкостью освоения функциональных возможностей.

Психологические показатели характеризуют способность товаров соответствовать навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека.

Например, направление поворота ручки прибора при регулировании с целью увеличения значения регулируемого параметра должно соответствовать направлению движения часовой стрелки. Для перекрытия потока воды, газа в газопроводе рукоятки и маховика кранов поворачивают против часовой стрелки. Это объясняется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Эстетические показатели – способность товаров через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образе.

Показателями эстетических свойств товаров могут служить:

- внешний вид – комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности;

- информационная выразительность – способность изделия отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления (соответствие моды и стилю);

- целостность композиции характеризует взаимосвязь отдельных элементов и формы (единого и целого);

- рациональность формы – это соответствие формы и конструкции изделия функциональному назначению;

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида определяется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения и т.п.;

- дизайн – способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребности за счет их художественного конструирования.

Показатели безопасности.

Безопасность – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществ, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ФЗ РФ «О техническом регулировании»).

Безопасность товаров относится к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами.

Безопасность – важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. Превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной и подлежит уничтожению.

В соответствии с ФЗ РФ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности:

- безопасность излучений;

- биологическая безопасность (грибки, плесень, моль, мыши, крысы и т.д.)

- взрывобезопасность;

- механическая безопасность;

- пожарная безопасность;

- термическая безопасность;

- химическая безопасность: токсичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные и т.д.

- электрическая безопасность;

- ядерная и радиационная безопасность.

Общими и наиболее распространенными для товаров являются химическая и биологическая безопасность.

Экологические показатели характеризуют способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации).

Все товары в равной степени загрязняют окружающую среду на равных этапах товародвижении. Так, наибольшее загрязнение окружающее среды отмечается при производстве товаров или сырья, материалов или полуфабрикатов. Значимость после технологических загрязнений имеют бытовые загрязнения упаковкой и загрязнения, возникающие при эксплуатации.

Оценка качества – это процедура включающая последовательное выполнение следующих этапов работ:

1. выбор номенклатуры определяющих показателей качества.

2. разработка метода измерения численных значений выбранных ПК

3. установление базовых значений – норм ОПК

4. определение численных значений ОПК и сравнения их с базовыми (нормами)

 

 

Номенклатура ОПК тканей.

 

Номенклатура показателей, по которым должно оцениваться качество тканей бытового назначения, определена ГОСТ 4.3 для хлопчатобумажных тканей, ГОСТ 4.4 для льняных тканей, ГОСТ 4.5 для шерстяных тканей и ГОСТ для шелковых тканей. В этих стандартах все показатели качества подразделяют на общие, обязательные для всех тканей данного вида, и дополнительные, использование которых обязательно при оценке качества тканей конкретного целевого назначения.

К числу «общих» показателей, обязательных для большинства тканей различного волокнистого состава, относятся:

- состав сырья (содержание волокон);

- линейная плотность нитей, текс;

- плотность по основе и утку, число нитей на 10 см;

- ширина тканей, см;

- масса 1м2, г;

- разрывная нагрузка, даН;

- устойчивость окраски, баллы;

- художественно-эстетические показатели, баллы.

Имеются и специфические «общие» показатели качества, которые нормируются только для тканей определенного волокнистого состава. Например, для шерстяных тканей и штучных изделий к числу «общих» показателей относят содержание остаточного жира и кондиционную (нормированную) влажность материала.

Для всех тканей и штучных изделий обязательно вводятся ограничения по порокам внешнего вида. При оценке качества тканей бытового назначения проверяют их соответствие утвержденному образцу (эталону).

В таблице 3 даны «дополнительные» показатели качества для хлопчатобумажных тканей различного назначения, в таблице 4 – льняных, в таблице 5 – шерстяных и в таблице 6 – шелковых. Число показателей, по которым должно оцениваться качество тканей различного волокнистого состава одного и того же целевого назначения, как правило, не одинаково. Например, для одежных тканей, вырабатываемых льняной промышленностью, номенклатура показателей включает 7 наименований, а для шелковых костюмно-платьевых тканей 19. Такое различие в показателях качества тканей одинакового назначения не всегда является оправданным и правильным.

 

 

ЭКСПЕРТИЗА

Существует множество определений понятия «экспертиза». В словаре иностранных слов.

В технической литературе: экспертиза – самостоятельное исследование предмета экспертизы, проводимое компетентным специалистом – экспертом на основании объективных фактов с целью получения достоверного решения поставленной задачи.

Известно большое количество различных видов экспертиз, зависящих от предмета, целей и задач её проведения. Ограничимся рассмотрением товарной экспертизы.

Экспертиза товаров

Экспертиза товаров (продукции) может осуществляться на всех стадиях их жизненного цикла при проектировании, изготовлении, обращении, потреблении и утилизации.

Всевозможные виды экспертизы можно классифицировать по ряду признаков: по объему анализа и срокам проведения, по цели и задачам проведения, по этапам жизненного цикла продукции.

По объему анализа и срокам проведения экспертиза может быть комплексная и оперативная.

Комплексная экспертиза проводится в целях всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления. Поэтому проведение такой экспертизы ориентирует экспертов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки.

Оперативная экспертиза материалов обычно базируется на результатах предварительно проведенных комплексных экспертиз, что позволяет экспертам резко сократить сроки экспертных работ при сохранении требуемой глубины и обоснованности экспертных заключений.

Помимо комплексной и оперативной экспертиз в зависимости от целей и задач осуществляют конструкторско-технологическую и экономическую экспертизу, экспертизу безопасности производства и потребления материалов, а также товарную (товароведческую), судебно-правовую экспертизу и экспертизу в области сертификации и др.

Рассмотрим некоторые виды экспертизы по целям и задачам её проведения.

Экономическая экспертиза проводится экспертом-экономистом с целью:

• выявления экономической целесообразности производства и/или потребления того или иного товара;

• установления фактического состояния дел и обстоятельств при необходимости решения вопросов из области правовых отноше­нии и т. п.

Экспертиза безопасности товара осуществляется с целью оцен­ки показателей, характеризующих степень их опасности и вредного влияния па человека и/или окружающую среду (экологическая экспер­тиза) в процессе изготовления, обращения, потребления и утилиза­ции.

Товарная экспертиза чаще всего проводится в следующих основных целях: определения уровня качества товара по потребительским свойствам и/или по уровню дефектности; выявления причин образования дефектов и/или процента снижения качества по наличию дефектов; проверки соответствия посту­пившей партии материала условиям контракта/договора по количеству, качеству, упаковке, маркировке товара; идентификации товара и т. д.

В зависимости от объектов, которые подвергаются экспертному иссле­дованию, существуют следующие виды товарной экспертизы: экспертиза готовой продукции (отечественной и импортной), экспертиза сырья, полуфабрикатов, экспертиза оборудования для производства и обработки материалов.

В зависимости от цели проведения выделяют следующие виды товарных экспертиз:

1. контрактные (по выполнению условий контракта /договора)

включающие:

- проверку уровня качества образцов товаров;

- предотгрузочный контроль грузов;

- проверку состояния транспортных и упаковочных средств;

- проверку соответствия поступившей партии условиям контрак­та/договора по количеству, качеству, упаковке, маркировке и др.;

- определение уровня качества товара но потребительским свой­ствам и/или по уровню дефектности и его соответствию дей­ствующим в Российской Федерации нормам.

2. таможенные (для таможенных целей), включающие:

- идентификацию товара;

- определение страны происхождения;

- уточнение характеристики товара;

- фиксирование состояния товара, характеристики товара, упа­ковки, количества в момент передачи (получения) на склад(е) временного хранения на Таможенной территории;

· страховые (для страховых компаний), заключающиеся в оценке причиненного страхователю ущерба в стоимостном выражении с учетом потерн качества и/или количества при наступлении страхового события (страхового случая): стихийного бедствия, пожара, аварии систем отопления, хищения имущества или его повреждения и т. д.;

3. банковские (для банков), заключающиеся в определении количе­ства, качества и ориентировочной стоимости имущества, переда­ваемого под залог (заклад), с учетом уровня качества, сезонно­сти, срока службы (годности) и др.;

4. консультационные, предполагающие экспертизу, констатиру­ющую причины образования дефектов товара, поврежденного при хранении, и др.;

5. потребительские, предполагающие экспертизу качества товара, бывшего в употреблении, по определению причин дефектов и/или процента снижения качества из-за дефектов;

6. оценочные, заключающиеся в:

♦ экспертной оценке количества, качества и цены товара с уче­том уровня качества, гарантийного срока, срока службы (годности);

♦ определении ориентировочной цены товара с учетом его фак­тического качества и др.

Товарные экспертизы проводятся Торговой палатой и Бюро техни­ческих экспертиз. К этим работам привлекаются лица, которые имеют специальные знания по товароведению соответствующих групп това­ров, материалов, сырья.

 

ПРОЦДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫУРОВНЯ КАЧЕСТВА

Процедура проведения экспертизы потребительских свойств и уров­ня качества продукции (товаров) включает сравни­тельный анализ и оценку.

Сравнительный анализ потребительских свойств продукции — это первая стадия экспертизы качества, предшествующая проведению оценки и связанная с вынесением суждений экспертами об основных достоинствах и недостатках проверяемой продукции.

Анализ продукции включает качественные и количественные компоненты.

Качественный анализ включает операцию по изучению продукции и документации к ней, на основе которой выявляют и исследуют всю совокупность потребительских свойств этого товара, определяющих его качество.

Количественный анализ предусматривает измерение свойств и нахождение их численных значений.

Для измерения потребительских свойств с целью получения их численных значений используют различные методы. Среди них:

1. измерительный, базирующийся на использовании технических средств измерения;

2. расчетный, построенный на использовании теоретических и эм­пирических зависимостей показателей качества;

3. социологический, базирующийся на выявлении и сборе мнений фактических и потенциальных потребителей продукции;

4. органолептический, основанный на получении информации с по­мощью органов чувств человека;

5. экспертный, основанный на решениях, принимаемых экспертами.

Во всех случаях предпочтение следует отдавать измерительным методам, т.к. они позволяют получить наиболее объективную информацию.

Экспертная оценка – это вторая стадия экспертизы. Она базируется на результатах сравнительного анализа, определяет уровень потребительской ценности продукции и проводится в два этапа:

1. выбор критериев оценки (базовых показателей);

2. сопоставление показателей качества анализируемой продук­ции и базового образца (отношение тождества или различия).

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫКАЧЕСТВА

В зависимости от поставленной заказчиком задачи при определении показателей качества товара с учетом требований, содержащихся в контрактных (договорных) условиях, эксперт в соответствии с Инструкцией Системы Торгово-промышленной палаты РФ выбирает следующие характеристики:

1. Вид проверки:

- проверка качества товара выборочным методом с распространением результатов экспертизы на всю партию допускается в случаях, предусмотренных контрактными/договорными условиями или требованиями нормативно-технической документации;

- если контрактом/договором не предусмотрена проверка качества выборочным методом, то осуществляется сплошная проверка, т. е. проверка каждой единицы продукции в партии.

2. Метод проверки:

- измерительный метод определения значений показателей качества продукции осуществляется путем использования технических средств измерений и контроля. С помощью этого метода определяют массу и размеры изделий, механические свойства и т. д.

-органолептический метод определения качества продукции заключается в анализе восприятия органами чувств внешнего вида (форма, цвет, консистенция, наличие дефектов), запаха, вкуса, восприятия на ощупь. Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, микроскоп, линейка, весы, микрофон с усилителем, слуховая трубка), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.

3. Вид испытаний:

- разрушающий с применением методов контроля, при которых может быть нарушена пригодность товара к использованию.

- неразрушающий – с применением неразрушающих методов контроля, при которых не разрушается пригодность товара к использованию.

Испытания, как правило проводятся в специализированных лабораториях.

Отказ заказчика от проведения лабораторных испытаний в тех случаях, когда эксперт считает их необходимыми, является основанием для аннулирования заявки.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АКТА ЭКСПЕРТИЗЫ

Акт экспертизы состоит из трех частей: протокольной, констатирующей и заключения.

1. Протокольная часть акта экспертизы содержит:

В заглавной части указывается десятизначный номер акта экспертизы, соответствующий регистрационному номеру наряда.

Результаты экспертиз нескольких партий товара, проведенных по одному наряду у одного заказчика, эксперт оформляет отдельными актами, регистрационные номера которых выражаются дробью, в числителе указывается регистрационный номер наряда, в знаменателе – порядковый номер акта.

В пунктах протокольной части акта экспертизы эксперт указывает сведения, соответствующие наименованиям пункта. При отсутствии данных для заполнения какого-либо пункта указанный пункт не заполняется, о чем в констатирующей части акта делается соответствующая запись.

2. Констатирующая часть акта экспертизы.

Констатирующая часть акта экспертизы должна содержать описание хода изучения предъявленных документов; аргументированное изложение методов и фактически установленных в соответствии с поставленной задачей результатов экспертизы (осмотра и/или исследования предмета экспертизы, произведенных расчетов и т.д.), должны быть проставлены даты (при экспертизе продукции с ограниченным сроком хранения, например пило- и лесоматериалов, – также и часы) начала и окончания проверки товара.

Констатирующая часть контрактного акта экспертизы подписывается экспертом и представителями организации, принимавшими участие в проведении экспертизы. При несогласии представителей организаций с содержанием акта последние должны подписать его со ссылкой на прилагаемое к акту экспертизы особое мнение. В случае отказа представителей заказчика от подписи и дачи особого мнения в письменной форме эксперт вправе оформить акт экспертизы без их подписей, сделав при этом в акте экспертизы соответствующую запись.

3. Заключение эксперта.

В заключении эксперт формулирует краткие, конкретные и обоснованные выводы на основе бесспорных и объективных данных и настолько четко, чтобы не потребовалось дополнительных объяснений эксперта. Заключение должно корреспондироваться с констатирующей частью акта. Заключение подписывает только эксперт.

Акты экспертизы печатаются (на машинке под копирку или на компьютере); количество экземпляров согласовывается с заказчиком, все экземпляры акта должны быть читаемы.

Оформленный акт экспертизы и приложения к нему заверяются печатью (круглым штампом).

Исправления в протокольной или констатирующей частях контрактного акта экспертизы заверяются подписью эксперта и подписями представителей заказчика; других актов экспертизы – подписью эксперта. Исправления, вносимые в заключение акта экспертизы, должны быть оговорены и заверены подписью только эксперта.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТКАНЕЙ

Такая экспертиза проводится с использованием технических средств измерения по показателям регламентированным в соответствующих стандартах и ТУ. Для большинства ПК тканей методика измерения их установлена в специальных стандартах методов испытаний. Рассмотрим некоторые из них.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: