Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников




Основные исследователи: Н.А.Ветлугина, В.Н.Кенеман, А.Н.Зимина, О.П.Радынова.

 

Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности.

Подготовить ребёнка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают лёгкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурами, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке - сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Для характеристики детской музыкальной деятельности важно отметить источники её возникновения, понять, откуда они черпают свои музыкальные впечатления.

Источники возникновения детского музицирования:

- Музыкальные занятия, где дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

- Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребёнка. Часто сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

- Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них - это детские музыкальные аудио и видео передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Детские музыкальные передачи, концерты, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребёнка желание повторять полюбившиеся ему песни.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Основные виды детского музицирования:

- Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, линию поведения и интонации взрослых.

- В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой «артистов», для «зрителей», с участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.

- Значительным для музыкального развития дошкольников являются музыкальные игры, в которых отмечаются творческие проявления детей, элементы самообучения и закрепления музыкального материала.

- В сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их
игровым действиям.

- В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-
дидактические игры
, которые развивают у ребят способность к различению основных
свойств музыкального звука: высота, динамика, ритм, тембр.

- В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских
музыкальных инструментах.
Они играют простейшие песенки и попевки на
металлофонах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах и других инструментах. Иногда по своей инициативе дети организуют «оркестр».

- В самостоятельной практике детей может иметь место слушание музыки. Воспитатель по их просьбе используя аудиотехнику, даёт возможность послушать знакомую вокальную и инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей.

Условия для формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Создание внешних условий, определенной материальной среды является важным условием возникновения самостоятельной музыкальной деятельности детей. «Музыкальный уголок» помещается в наиболее отдалённом месте группы. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок — нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото.

Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Роль воспитателя. В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто из них интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приёмы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, воспитатель намечает следующие моменты:

- внесение нового оборудования для музыкальной деятельности (инструменты,
пособия, самодельные игрушки и т. д.), в каком порядке целесообразно это сделать;

- намечает за кем необходимо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей;

- наблюдает, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

- планируя приёмы руководства, использует формулировки, с учётом задач воспитания на данный момент: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д.

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Практическое задание: (примеры косвенных методов руководства)

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Вывод: Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: