Сгибание и разгибание ног




Тема: Детский массаж.

Для нормального развития ребенок нуждается в целом комплексе сознательно созданных благоприятных внешних условий.

Даже самый полноценный новорожденный, лишенный постоянного ухода и внимания, будет отставать в своем физическом и психическом развитии от сверстников.

Давно известно, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное питание, любовь и внимание взрослых – все это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.

Однако не все понимают ценность движений. Именно простых движений: лазания и ползания, шумных игр и беготни. Ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка плохо сказывается как на здоровье малыша, так и на формирование его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в помещениях.

История: В нашей стране уже с 30 – х годов действовала развитая и очень хорошо продуманная система физического развития детей. Это была важная часть Гос. Программы Здравоохранения. Методики и принципы работы с детьми были разработаны ведущими специалистами того времени. В 1929 г. в городе Ленинграде был создан специальный Научно-исследовательский институт Охраны материнства и детства под руководством профессора А.Ф. Тура. В течение многих лет в разных отделениях института изучалось влияние массажа и гимнастики на организм здорового и больного ребенка. В результате была создана и проверена система занятий с самыми маленькими от 1-го и до 4-х месяцев и более старшими от 2-х месяцев до 3-х лет детьми.

Уникальные методики раннего развития ребенка К.Д. Губерта, М.Г. Рысса, А.Ф. Тура до сих пор и практически без изменений применяются во многих детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Почему массаж полезен?

Известно, что массаж оказывает на организм ребенка разностороннее развитие и благотворное влияние. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук доставляют большое удовольствие малышу, усиливают эмоциональную связь между ним и взрослыми.

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, важен особенно в грудном возрасте: он оказывает тонизирующее действие на психомоторное развитие ребенка.

В детском массаже используются все приемы классического массажа, некоторые приемы точечного массажа.

Все приемы, как расслабляющие, так и тонизирующие, выполняются бережно. Болезненные воздействия в детском массаже недопустимы.

Массаж и гимнастика. Противопоказания:

§ При всех острых лихорадочных заболеваниях

§ При тяжелых формах гипотрофии(атрофия)

§ При острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфотических узлов и мышц

§ При острых артритах, остеомиелите, туберкулезе костей и суставов

§ При заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей

§ При рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии

§ При врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации

§ При различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии

§ При острых нефритах

§ При острых гепатитах

§ При активных формах туберкулеза

§ При больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению

Ели у ребенка небольшая грыжа, то гимнастика желательна, но в этом случае грыжу надо предварительно зафиксировать пластырной повязкой.

При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половые органы, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).

Все приемы, как расслабляющие, так и тонизирующие, выполняются бережно. Болезненность в детском массаже недопустима.

Чем раньше начинается гимнастика, лучше в грудном возрасте, то легче воспитывать правильные двигательные навыки и тем устойчивее будут результаты.

Движения для ребенка являются основным источником радости.

Заниматься с ребенком может каждый разумный взрослый.

 

Ваше настроение мгновенно передается малышу, поэтому важно проводить занятия в спокойной обстановке.

Месяца

Главная цель: ежедневных занятий с ребенком является уравновешивание тонуса мышц – сгибателей и разгибателей рук и ног, воспитание навыка поднимания и удержания головы.

Для этого необходимо:

1. Частое общение с ребенком, которое стимулирует «комплекс оживления»

2. Отсутствие стесняющего движения тугопеленания

3. Частое выкладывания ребенка на живот

4. Теплые ванны и плавание каждый день

5. Легкий поглаживающий массаж всего тела

6. Стимулирование активных движений ребенка, связанных с работой мышц-разгибателей, для чего используются врожденные рефлексы.

Ласковый разговор взрослых с ребенком вызывает «комплекс оживления» - беспорядочные движения руками и ногами, размахивание ими в разные стороны.

Пожелания родителям: купить ребенку большой яркий надувной мяч. Это будет первым гимнастическ4им снарядом. Упражнение покачивание на мяче тренирует вестибулярный аппарат и мышцы всего тела.

I комплекс Массаж рук

Вложите большой палец своей руки в кисть ребенка, правую руку удерживайте левой рукой, левую - правой.

Поглаживание – проводится медленно и в направлении от кисти на плечо.

 

Упражнение для рук: скрещивание и разведение в стороны.

Захватите кисть ребенка так же, как и при массаже очень мягко, слегка встряхните обе руки, скрестите их на груди и затем разведите в стороны (Если ребенок «сопротивляется», значит, он еще не готов к этому упражнению. В таком случае, повторите поглаживание рук).

Массаж ног: Поглаживание проводится по направлению от стоп к бедру (то ж с другой ногой).

Выкладывание на живот: положите ребенка на живот, голова его приподнята, руки под грудью, бедра разведены в стороны. Длительность упражнений определяется индивидуально, начиная с 5-10 секунд, постепенно время увеличивать.

Поворот на живот: более старших детей от 2-3 месяцев можно поворачивать на живот, поддерживая за ножки «вилочкой» (проводится поворот направо и налево).

Разгибание позвоночника на боку: одной рукой придерживайте ребенка. Подушечками пальцев другой руки легко проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. В ответ на это воздействие ребенок прогибает спину.

Массаж спины и ягодиц: Поглаживание спинки проводится тыльной стороной кисти или ладонями. (если ребенок еще неустойчиво сохраняет положение на животе, поглаживайте одной рукой, а другой придерживайте ноги).

Поглаживание ягодиц проведите в Х – образном направлении.

Упражнение «Ползание»

Ребенок лежит на животе, согнув и разведя ноги. Осторожно, не прикасаясь к подошвам, подведите обе руки под тыльную поверхность стоп ребенка. Вслед за этим, большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим его подошвам. В ответ на это ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги, и продвигаясь вперед.

(Важно, чтобы ваши руки были плотно прижаты к столу, создавая опору. Иначе ребенок оттолкнет руки, а сам останется на месте. Кроме того, прикасайтесь к подошвам ребенка только тогда, когда стопы обхвачены с тыльной стороны, иначе ребенок может соскользнуть со стола).

Массаж живота: начинаем с кругового поглаживания. Ладонью круговыми движениями, по ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребенка.

Встречное поглаживание: положите руки на живот ребенка следующим образом: ладонь правой руки – сверху левой половины живота, тыльная сторона пальцев левой руки – внизу правой половины живота ребенка. Одновременно поглаживайте ладонью вниз, а тыльной стороной пальцев – вверх.

Поглаживание по косым мышцам живота:

Подведите ладони обеих рук под поясницу ребенка. Затем обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу сверху вниз и кпереди.

Завершите массаж 2-3 круговыми поглаживаниями.

Массаж стоп:

Круговыми движениями большим пальцем энергично поглаживайте подошву, можно рисовать «8».

Упражнение для стоп: быстро нажмите на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это раздражение ребенок сгибает пальчики.

Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке. Ребенок рефлекторно разгибает пальцы.

Упражнение «Ходьба»:

Поддерживайте ребенка в вертикальном положении. Дайте ребенку прикоснуться стопами к твердой поверхности стола. Это вызывает рефлекторные шаги. «Ведите» малыша слегка наклоняя его вперед (другой вариант ходьбы, когда ребенок «перешагивает» через руку массажиста).

При выполнения этого упражнения важно соблюдать три условия:

Держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы малыш полностью ставил стопы на опору – не позволяйте ему «ходить» на цыпочках.

Массаж груди:

Поглаживание выполняется одновременными движениями рук в Х образном направлении.

Покачивание на мяче: положите ребенка животом на мяч, придерживая его в области спины. Покачивайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений небольшой.

Положите малыша на мячик спиной и слегка покачайте его.

Всё занятие длится 20-30 минут. Комплекс упражнений и массажных приемов не обязательно выполнять полностью за один раз.

Последовательность массажных приемов и упражнений старайтесь сохранять.

Во время занятий общайтесь с ребенком, поддерживайте у него радостное настроение.

 

 

Приложение№1

Тема: Детский массаж.

Месяца

В этом возрасте старайтесь чаще выкладывать малыша на живот на любой твердой поверхности.

К трем месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц – сгибателей рук, а несколько позже и ног. Движение конечностями становится свободными и более точными. Значит, можно вводить в занятия пассивные упражнения, начиная с самых простых и важных.

К 4-м месяцам ребенок приподнимается на выпрямленных руках, опираясь только на ладони. Важно, чтобы кисть ребенка была хорошо раскрыта, пальцы расправлены. Для достижения этого хлопайте ладошками ребенка по своим ладоням, по различным твердом поверхностям (стол, стены).

Будьте внимательны и не оставляйте ребенка без присмотра там, где он, повернувшись, может упасть.

Главная цель занятий:

1. Нормализация тонуса мышц

2. Воспитание первых навыков в изменении положения тела

3. Развитие мелкой моторики

Этому способствует:

1. Частое общение с ребенком

2. Вкладывание в ручки удобных для захвата игрушек

3. Теплые ванны и плавание

4. Более разнообразные приемы массажа

5. Активные движения на базе врожденных рефлексов

6. Пассивные упражнения с вибрацией

 

II комплекс

Массаж рук:

Поглаживание.

Кольцевое растирание. Придерживайте кисть ребенка, вложив в нее ваш большой палец. Большим и указательным пальцами свободной руки обхватите кольцом ручку ребенка в области запястья. Делайте энергичные растирания по 3-4 оборота до локтя, затем 5-6 оборотов – до плеча.

Можно начинать мягкое разминание мышц плеча между ладонями (после каждого приема – поглаживание).

Скрещивание рук. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными слегка придерживайте его кисти.

Разведите руки малыша в стороны, затем скрестите их на груди (При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений медленный, избегайте резких движений).

«БОКС»

Согните ручки ребенка у груди. Выпрямите одну, затем другую (При разгибании следите, чтобы движения ручки было вперед и к центру, слегка поворачивайте ребенка набок).

Массаж ног

Поглаживание.

Растирание бедра тыльной стороной согнутых пальцев. Разминание мышц бедра между ладонями (После каждого приема повторяйте поглаживание).

«Скользящие шаги»

С легким всряхиванием, выпрямите ногу ребенка. Потом, скользя стопой по поверхности стола, согните её (Скользящие шаги делаются медленно и осторожно без рывков. Движение напоминает езду на велосипеде в обратную сторону. Повторите движение другой ногой).

Сгибание и разгибание ног

1. Попеременное сгибание

2. Одновременное сгибание

(Бедра при сгибании разводите в стороны).

«Ладушки» стопами

Поворот на живот

Возьмите ребенка за руку. Обхватите стопы «вилочкой и, слегка выпрямите ноги, поверните таз ребенка. Малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Затем, выведите ручку ребенка чуть вперед – и малыш уже лежит на животе.

Поправьте руки у него под грудью, расправить кисти. Поворот повторяется несколько раз в каждую сторону (Важный навык, тренировать чаще в течение дня. Научить ребенка поворачиваться в обе стороны).

 

Массаж спины и ягод

Поглаживание всей спины и ягодиц. Растирание делайте подушечками слегка согнутых пальцев. Пальцы одной руки смещают кожу вверх, пальцы другой руки – вниз, затем наоборот, с продвижением по всей спине. В другом случае, пальцы правой руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы левой руки – против неё. Возможно, чтобы ваши руки двигались попеременно.

Если это сложно, существует другой прием растирание – «пиление». Делайте пилящие движения в противоположных направлениях, продвигаясь по всей спине.

Ягодицы растирают по очереди, придерживая одну из них. Тонизирующие приемы, легкое «рубление», пощипывание, точечное воздействие (завершать любой массаж надо поглаживанием).

Упражнение: «Плавец», «Парение».

Массаж живота

Начинается с трех видов поглаживания: круговое, по косым мышцам, встречного.

Растирание тыльной стороной согнутых пальцев вокруг пупка (Важно, чтобы направление растирания было по ходу часовой стрелки).

Тонизирующие приемы: пощипывание, точечное воздействие, поглаживание.

Подготовка к присаживанию: подведите руки под спинку малыша и приподнимите его до полувертикального положения.

Попробуйте сделать то же самое на весу.

Массаж стоп: погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребенка.

Поколачивание по подошве.

Упражнения для стоп: надавливание на область основания пальцев на подошве по прежнему вызывает их рефлекторное сгибание, энергичное растирание по наружному краю стопы – разгибание.

Надавливание на всю подошву и легкие круговые движения всей стопой.

Ходьба

Рефлекторная «ходьба» сохраняется у детей обычно до 3-4 –х месячного возраста. Поддерживая ребенка под мышками, ведите его к себе или от себя, слегка перенося вес тела с одной ноги на другую. Следите за тем, чтобы малыш полностью ставил стопы на опору.

«Подтанцовывание»

При опоре стопами о твердую поверхность малыш приседает или подпрыгивает на месте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: