Методология и методика педагогического исследования




Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Факультет психологии

Создание и оформлениекурсовых работ ивыпускных квалификационных работ

 

для студентов профиля подготовки «Начальное образование» направления 44.03.01 «Педагогическое образование»,

а также профилей подготовки «Начальное образование и иностранный (немецкий) язык», «Начальное образование и иностранный (английский) язык» направления 44.03.05 «Педагогическое образование»

очной и заочной форм обучения

Учебно-методическое пособие

Москва

 


УДК 37.025.7−057.874 ББК 88.8 С Печатается по решению кафедры начального образования и и Редакционно-издательского совета МГОУ

Составлено в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта

 

Авторы:

Т.С. Комарова – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования МГОУ;

М.Б. Зацепина – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования МГОУ;

Т.Н. Мельников – кандидат педагогических наук, декан факультета психологии МГОУ;

В.К. Виттенбек – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования МГОУ;

Л.Т. Потанина – доктор психологических наук, профессор кафедры начального образования МГОУ;

А.С. Москвина – кандидат педагогических наук,доцент кафедры начального образования МГОУ

Рецензенты:

Г.П. Новикова – доктор педагогических наук, профессор центра исследований инновационной деятельности в образовании

Института стратегии развития образования РАО;

О.С. Ушакова – доктор педагогических наук, профессор лаборатории развития речи и творческих способностейИнститута изучения детства, семьи и воспитания РАО

С Создание и оформлениекурсовых работ и выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие/ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, Т.Н. Мельников и др. – М.:ИИУ МГОУ, 2017. –???с. ISBN

Учебно-методическое пособие представляет собой указания по выполнению и оформлению студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Оно разработано в соответствии с ФГОС НОО для студентов очной и заочной форм обученияпрофиля подготовки «Начальное образование» направления 44.03.01 «Педагогическое образование», а также для студентов профилей подготовки «Начальное образование и иностранный (немецкий) язык», «Начальное образование и иностранный (английский) язык» направления 44.03.05 «Педагогическое образование».Представлены подробные разъяснения общих требований к написанию курсовой работы, оформлению титульного листа, оглавления, введения, основной части, сносок и ссылок, заключения, списка использованных источников, приложений. Рассмотрены основные этапы написания курсовой и выпускной квалификационной работы.

Пособие определяет единые требования к выпускным работам по данному направлению и адаптировано к требованиям выпускающей кафедры. Приведены примеры оформления структурных элементов работы, а также некоторые справочные материалы, необходимые для выполнения итоговой работы.

 

За содержание материалов ответственность несут авторы

 

ISBN 978-5-7017-2197-3 © Московский государственный областной университет, 2017 ©Оформление, ИИУ МГОУ, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………….............................................................................................4

1. Методология и методика педагогического исследования……………....6

2. Основные этапы самостоятельной подготовки студента к написанию выпускной квалификационной работы…………………………………14

3. Требования к структуре и содержанию элементов курсовых

и выпускных квалификационных работ...................................................19

4. Описание методов исследования ………………………………………..26

5. Правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работ……………………………………………………………………….28

6. Основные требования к списку литературы для написания курсовой и квалификационных работ………………………………………………..37

7. Процедура защиты курсовой работы и выпускной квалификационной работы...........................................................................................................45

8. Примеры курсовых и выпускных квалификационных работ………….46

Заключение………………………………………….………………………..….67

Приложения……………………………………………………………………...68

Литература……………………………………………………………….............73

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации системы образования к профессиональным компетенциям педагогических работников предъявляются определённые требования. Сегодня востребован не просто учитель-предметник, а педагог-исследователь, способный выстраивать реально достижимые цели и задачи образовательнойдеятельности, прогнозировать результатобразовательногопроцесса.Бакалавр долженрешать профессиональные задачи:осуществлять диагностикудостижений обучающихся, на основе полученных результатов проектировать индивидуальные маршруты их обучения, воспитания и развития,творчески применять в работе с учащимисяизвестные и разрабатывать авторские идеи, технологии, методические приёмы. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогических работников осуществляется в разнообразных видах образовательной деятельности, в том числе при создании докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврской работы).

В соответствии с ФГОС высшего образования от выпускника-бакалавра высшего учебного заведения требуются:готовность кпрофессиональному самообразованию и личностному росту;умение планировать и решать исследовательские задачи в области науки и образования, использовать в профессиональной деятельности методы научного исследования.

Одним из важнейших навыков, необходимых для профессионального становления выпускников в области педагогического образования(признанных коллегами, родителями учащихся, самими учащимися) является их компетентность в проектировании содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учётом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы, моделирование собственногообразовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Выпускник должен показать умения:применять и регулярнопополнятьобширнуютеоретическуюбазу, полученную за годы обучения в высшей школе, владениепоследними данными коллег-практиков в области собственной профессиональной деятельности (участие в семинарах и научно-практических конференциях, подготовка научных докладов и тезисов).

Качество донесения собственных результатов проведённогоэмпирического исследования до общественности будет зависеть от их грамотной обработки, а также умения выступающего переложить научный стиль изложения в устную форму доклада.Именно поэтому в образовательном процессе высшей школы широко используются многообразные формы и методы подготовки студента к научно-исследовательской работе, а именно: самостоятельная подготовка рефератов и их защита в форме научного доклада; подготовка материалов, проведение эксперимента и представление результатов в форме курсовых и квалификационных работ; наиболее успешные исследования представляются на внутри- и межвузовских студенческих конференциях и освещаются в специальных сборниках. Как быть успешным во всех вышеперечисленных видах образовательной деятельности, внимательный и заинтересованный студент узнает из данного учебного пособия.

В процессе обучения студентов по программам бакалавриата возможны теоретический и практический пути получения знаний. Теоретический путь – это изучение основ педагогики, психологии, методик преподавания музыки, русского языка, математики, изобразительной деятельности, литературного чтения и др. Практическийпуть предполагаетнесколько вариантов: написание рефератов, разработку планов и конспектов занятий с детьми для внеурочной и урочной деятельности и др. Эти пути взаимосвязаны. Естественно, что на разных этапах обучения они пересекаются, при этом в одном случае превалирует практический, в другом – теоретический. Наиболее благоприятные результаты достигаются при их синтезе, взаимопроникновении (при подготовке и написании курсовых и квалификационных работ), в процессе педагогической практики, во время прохождения которой студенты знакомятся с состоянием проблемы в условиях современной начальной школы. В сфере начального образования накапливается и эволюционирует опыт. Он включает в себя освоенный студентом-выпускникомопыт педагогов-практиков иучёных.Впоследствиивыпускникдополняет уже освоенный им опыт своими личными открытиями в педагогической науке и представлениями о современных подходах обучения детей младшего школьного возраста.

Социальная творческая активность состоит в формировании активной жизненной позиции студента-выпускника, проявляющейся в понимании человеком необходимости общественно-значимой деятельности, собственного мнения, убеждений и интересов, а также вуменияхотстаивать собственную позицию и аргументированном убеждении оппонента в собственной правоте.

В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности – это обязательное условие всестороннего развития личности, поскольку она способствует развитию познавательных способностей и стимулирует к самообразованию, тем самым способствуя становлению личностно-ценностных ориентаций: целеустремлённости, работоспособности, коммуникабельности, творческого подхода к любому виду деятельности.

 

Методология и методика педагогического исследования

Методология и методика педагогических исследований – является значимым предметом. Это основа всей работы, так как наука – один из ведущих факторов развития прогресса. Молодой человек, нацеленный на научную деятельность, достигает больших результатов, и именно такая работа движет науку.

Ушинский в ряде своих работ «Лекции о камеральном образовании» (1846–1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), обращался к вопросу о соотношении науки и искусства воспитания, указывая на органическое единство и неразрывную связь педагогической теории и педагогической практики. Чтобы разрабатывать педагогику как науку, необходимо познакомитьсясметодологией и методикой педагогического исследования. Методология, как подчёркивают специалисты, это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [Советский энциклопедический словарь, 1988].

Методологическое знание выступает в форме предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), а также описаний фактически выполняемых деятельностей (дескриптивная методология). В обоих случаях функцией этих знаний является внутренняя организация регулирования познания или практическое преобразование какого-либо предмета.

В современной литературе под методологией, прежде всего, понимают учение о принципах, способах, формах научно-познавательной деятельности.Методология научного познания характеризует компоненты научного исследования. Прежде всего, требуется определить тему исследования. Ученые-методологи подчеркивают важность этого процесса, образно говоря, что формулировка темы – фактически полдела в научной работе. Определить тему действительно непросто. Первоначально нужно решить, в какой области педагогики будет осуществляться исследование. Затем следует определить актуальность изучения сформулированной темы, что связано с необходимостью дальнейшего развития науки и совершенствования на этой основе практики и определяется требованиями общества, а также недостаточным уровнем разработанности темы в ранее проведенных исследованиях. Выделяют цель, объект научного исследования, предмет анализа, гипотезу исследования, задачи исследования или проблемы, совокупность исследовательских средств, необходимых для их решения, методы исследования, его новизну (что нового дало исследование педагогической науке) и практическую значимость (чрезвычайно важный момент каждого исследования), внедрение исследования в педагогическую практику, а такжезаключение и предложения. В методологию в качестве еекомпонента входит представление о последовательности решения задачвыполняемого исследования.

Наиболее важными точками приложения методологии является постановка проблемы. Именно здесь часто совершаются ошибки, которые приводят к выдвижению псевдо проблемы, затрудняют получение объективных результатов.К числу этих важных точек приложения методологии, прежде всего, следует отнести построение предмета исследования, научной теории, а также проверку полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту исследования.

Методология педагогической науки возникла недавно. Однако, основы методологии как науки вообще относят к ХVII в. Её основоположником считают Френсиса Бэкона. Он указывал на необходимость «вооружить науку системой методов» и реализовал эту идею в своём исследовании «Новый органон».

Методология включаетнесколько уровней:

– общенаучные методологические концепции и направления,

– методологию специальных наук,

– методику и технику исследования (от греч. – «путь познания», «совокупность приёмов»).

Обеспечить исследование методологически – значит использовать определённую совокупность знаний. К ним относятся общефилософские знания,составляющиеоснову любой науки. Система философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, влияет на направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике.Разрабатывая теорию восприятия, Френсис Бэкон заложил основы психологии и процесса познания. В XVII в. Рене Декарт выдвинул идею о врождённости идей. Джон Локк, напротив,согласно разработанной им теории, утверждал, что идеи не могут быть врождёнными. Общефилософские теории являются основой всех наук. Многие философы разрабатывали основы педагогики, на которые опираются исследователи проблем обучения детей музыке, изобразительному искусству, литературе и др. Если исключить работы философов из исследования, можно выйти на псевдо проблему.

Для педагогики основой являетсяпсихология. Аналогично психологии, которая рассматривается как мультипарадигмальная наука [Марцинковская, 2015], педагогика связана с естественнонаучной и гуманитарной парадигмами.Педагогические исследования должны основываться на психологических положениях, определяющих возрастные психические особенности человека, учитывать механизмы формирования свойств личности, взаимосвязи с медициной, специфику действия экономических законов в сфере образования и т. п. Методология любого исследования включает все вышеназванные компоненты, каждый из которых чрезвычайно важен. Сюда же включают и гипотезу – научное предположение,построенное на научных теориях. В ней определяется направление поиска. Предположения, выдвигаемые в исследовании, проверяются и доказываются. В них предвидится результат исследования и его выводы.Например, если тема исследования «Психолого-педагогические условия развития у детей младшего школьного возраста образных представлений в процессе рассказывания», то в гипотезе надо высказать предположение о том, какие условия важно создать для развития образныхпредставлений.

Методология необходима для правильного построения исследования. Педагогическая деятельность –исследовательскаядеятельность, т.к. каждая педагогическая ситуация неповторима итребует особого подхода.

Следует помнить и то, что говорил К.Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» и во введении к своему труду «Человек как предмет воспитания»:«Педагогика – наука комплексная. Она строится на знании закономерностей ряда наук (географии, биологии, литературы как вида искусства, описывающего человеческий характер, его поступки и то, что их определяет, и тем более психологии). Педагогика является чрезвычайно сложной наукой. Нужно правильно определить круг методологии педагогического исследования,в которыйвходит взаимосвязь биологических и социальных условий, объективный диалектический анализ педагогической действительности. В методологию педагогики входит и понятийно-терминологический аппарат (что такое «воспитание», «обучение» и т.д.)»[Ушинский, 2004].

Объект педагогического исследования специфически сложен. Это заключается в том, что развитие ребеёка как члена общества осуществляется при воздействии всех общественных отношений (экономических, политических, национальных, профессиональных, семейных, воспитательных и пр.). На развитие ребёнка влияют многие факторы. Как правило, все их рассмотреть в одном исследовании невозможно. Этим и определяется условность многих педагогических исследований. Нельзя составить целостное представление о системе, основываясь лишь на изучении отдельных факторов.

Как и в каждой научной области, в педагогике существует целый ряд педагогических открытий. Следует обратить внимание на открытия Я.А. Коменского. В его трудах наука получила систематическую разработку ряда проблем, и, прежде всего, принципа природосообразности [Коменский, 1982]. В то время в ряде стран продолжала существовать католическая идеология (человек – творение Бога и развивается по божественным законам). То, что понимал под природосообразностью Я.А. Коменский, можно считать гражданским подвигом. Он утверждал, что человек – творение Бога, но человек – это часть природы. Такой подход позволил последующим поколениям педагогов развивать эту мысль. Подробное понимание природосообразности было несомненным движением научной мысли, научным открытием.

Крупнейшим научным открытием Я.А. Коменского было изучение им дидактики и её систематическая разработка. Его труд «Великая дидактика»– настоящее научное исследование, имеющее актуальность, в нём представлены объект, предмет исследования, чётко определены задачи, методы и приёмы исследования. В конце ХХ в.об этом писал известный учёный и крупный методолог А.И. Пискунов[Пискунов, 1971].

Изучая научные труды, необходимо учитывать время их написания, что эти труды дали для развития науки и чем обогатили педагогическую практику. Я.А. Коменский был первым, кто заговорил о том, что чем больше учеников в классе, тем лучше. Тогда эта мысль была актуальной. Достаточно ясно учёный-педагог говорит об этом в объяснении названия книги «Великая дидактика – как учить всех всему». По его мнению, необходимо вовлечь в обучение максимальное число детей.

Примером разработки научной теории, согласно утверждениюИ.Г. Песталоцци, может служить создание теории содержания элементарного образования[Песталоцци, 1981].Он много размышлял над тем, как должно быть построено начальное образование, как осуществляется процесс познания, какова его логика. Песталоцци выдвинул идею: познание человека строится на основе усвоения определённых элементов. Необходимо выделить эти элементы в любом содержании (в математике, языке, предметном мире и т. д.).

Изучение методологии педагогического исследования определяет мировоззрение педагога.

Педагогическое исследование, как и любая научная работа,имеет определённую структуру, основные компоненты и логику проведения.

Среди педагогических исследованийвыделяюттеоретические, вносящие вклад в теорию педагогики;историко-педагогические, в которых изучается развитие педагогической теории,практики обучения и воспитания в определённые исторические периоды, концепции крупнейших педагогов как отечественных, так и зарубежных, создание и развитие педагогических систем, различных учебных и научных учреждений и др.; а также работы, в которых изучается педагогический процесс, направленный на обучение, воспитание и развитие личности растущего человека в образовательных организациях разного видавсех уровней.

Педагогическое исследование необходимо для того, чтобы осветить новые вопросы процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, получить новые достоверные знания о педагогическом процессе, наиболее оптимальных условиях формирования культуры личности ребёнка. С этой целью и осуществляется педагогическое исследование. Раскрытие законов и закономерностей того или иного явления составляет важную часть педагогического исследования.Поэтому необходимо знать, что такое «закон»? В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение: «Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности и составляет задачу науки»[Большой энциклопедический словарь].

Закон выражает связь между предметами, их составными элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Не все связи являются законом. Закон всемирного тяготения – это закон, так как он выражает необходимую связь. Закон естественного отбора тоже выражает необходимые связи.

Существуют законы функционирования и развития. Законом развития в педагогике, например, является закон развития мышления ребёнка (от наглядно-действенного и наглядно-образного к логическому), закономерности воспитания, обучения и развития детей.

В целом ряде случаев научные исследования приводят к открытию законов и закономерностей.Одни законы выражаются математическими формулами, так как они передают количественные отношения, динамические законы отражают необходимую причинную связь. Статистические законы определяют диалектическое единство необходимых и случайных событий.

Реализация закона зависит от целого ряда необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из законов, из состояния возможности в состояние действительности. По отношению к педагогике и психологии таким законом является положение о том, что ребёнок развивается путём освоения общественно-исторического опыта человечества. Зная законы, можно определить следствия и предсказать результат.

В педагогической науке есть знания, полученные научным путем, путем изучения объективных явлений и закономерных связей между ними. И есть знания, полученные эмпирическим путем, знания, складывающиеся в процессе опыта. Ушинский К.Д. указывал на то, что научные основы обучения и воспитания не могут быть выведены непосредственно из школьного опыта, так как сами по себе формы и методы учебной работы не составляют сущность процесса обучения («Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии»). Главное, по его мнению, в педагогическом исследовании заключается, не в изучении конкретных правил или практических приемов процессов обучения и воспитания, а в изучении основ и закономерностей, на основе которых эти правила и приемы строятся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: