Требования к структуре и содержанию элементов курсовых и выпускных квалификационных работ




Курсовая работа – это самостоятельное учебно-научное исследование, которое выполняется студентом по определенному учебному курсу или по определенным его разделам. Общей целью выполнения курсовой работы является развитие у обучающихся компетенций в профессиональной, интеллектуальной, информационной, культурной и других сферах деятельности, применение полученных знаний в решении конкретных профессиональных задач.

Задачами выполнения курсовой работы выступают:

– углубление уровня и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;

– формирование умений и навыков самостоятельной организации учебно-исследовательской работы;

– формирование умения работать с философской, социальной, психолого-педагогической, методической, справочной литературой, нормативными и другими правовыми актами, эмпирическим материалом;

– овладение современными методами поиска и обработки информации и использования информационных ресурсов.

 

Учебный план предусматривает обязательное выполнение и оформление нескольких курсовых работ при обучении в высшем учебном заведении. Это служит пропедевтикой подготовки квалификационной работы на основании индивидуального исследования студента и возможной будущей экспериментальной и профессиональной деятельности, которая ведётся на сегодняшний день в большинстве лидирующих российских образовательных учреждений.

Тематика курсовых работ отвечает основному содержанию уже освоенных студентами научных дисциплин, имеет преимущественно практическую направленность и востребованность обществом, что отражается в определении актуальности (введении).

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя, сроки её выполнения определяются учебным планом, тема курсовой работы утверждается на заседании кафедры. Студент ориентируется на перечень предлагаемых ему тем квалификационных работ, в редких случаях он может предложить собственную тему, соответствующую направлению научной работы той или иной кафедры, получить поддержку руководителя и утвердить тему на заседании кафедры. Декан (ответственный сотрудник деканата) регистрирует выбранную тему в отдельном журнале, занося в него Ф.И.О. студента, научного руководителя и рецензента (их статусы, место работы и занимаемую должность), дату получения темы.

Курсовая работа оценивается преподавателем на основании выполнения студентом основных требований, предъявляемых к выполнению курсовых работ:

– обоснованность выбора темы;

– определение её актуальности и степени освещения в специальной литературе;

– степень разработанности научного аппарата, позволяющего оценить структурирование логических связей между всеми его составляющими, их согласованность и соответствие заявленной теме исследования;

– построение структуры работы: названий и соответствие материала, представленного в главах и их параграфах;

– полнота раскрытия темы;

– оформление работы, согласно предъявляемым к ней требованиям.

Широта и правильно сформированное направление литературного обзора, лежащего в основе каждого научного исследования – залог компетентности в исследуемых вопросах. Выделяют несколько взаимосвязанных и последовательно осуществляемых этапов: изучение; анализ: структурирование и нахождение причинно-следственных связей; обобщение.

Студенту важно приобрести опыт выделения основной идеи и базовых тезисов, на которые он будет опираться, продолжая разрабатывать выбранную им тему. Первоначально определяются основополагающие понятия, в работе потребуется их однозначное определение. Важно также учесть, что разные авторы могут придерживаться традиционной или выдвигать авторскую трактовку термина, поэтому в тексте работы (начало первой главы) надо показать многообразие определений, которые могут оказаться как взаимодополняющими, так и противоречащими друг другу. На этом этапе следует обратиться к толковым словарям русского языка: В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова; общим словарям – Большой энциклопедический словарь; специальным словарям – философский, педагогический, психологический, социологический; общим энциклопедиям – Большая российская энциклопедия, Детская энциклопедия; специальным энциклопедиям – педагогической, психологической и др. Далее необходимо обосновать собственную позицию, что поможет логично и последовательно, через осмысление основных терминологических единиц раскрыть тему.

Познакомившись с мнением ряда исследователей в данной области научного познания, студенту важно найти точки соприкосновения и определить причины возможного расхождения во мнениях и выводах разных авторов. Это поможет критическому осмыслению изучаемых вопросов, позволит сформировать собственное мнение и его аргументацию.

Курсовая и выпускная квалификационная работа имеют следующую структуру:

Титульный лист (см. Приложение 1).

Оглавление. В оглавлении приводятся заголовки всех частей работы, параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней располагаются друг под другом.Главы обозначаются римскими цифрами, а параграфы арабскими (без значка «§»).

Введение. Во введении дается краткое обоснование выбора и актуальности темы, формулируется научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, опытно-экспериментальная база и практическая значимость исследования.

Главы основной части. В основной части работы выделяются, как правило, две главы. Каждая глава имеет название и состоит из параграфов. Структура глав и параграфов в каждом конкретном случае определяется как спецификой реализуемой образовательной программы, так и темой работы.

Глава I. Теоретическая часть работы содержит анализ имеющихся научно-теоретических исследований в зарубежной и отечественной педагогической литературе. Даются определения используемых в работе понятий, ссылки на авторские концепции, делаются выводы. Цитирование различных источников в курсовой и выпускной квалификационной работе оформляется ссылкой на данный источник с указанием его порядкового номера в библиографическом списке или фамилии автора в круглых/квадратных скобках после цитаты (см. Приложение № 4). Название Главы I связано с теоретическим обоснованием изучаемой проблемы.Например:

«Глава I. Теоретические подходы к исследованию проблемы…»;

«Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы…» и др.

На следующем этапе планируется экспериментальная работа, опираясь на практический опыт коллег, освещенный в методической литературе. Определяется экспериментальная и контрольные группы участвующих в исследовании младших школьников. Описывается цель опытно- экспериментального исследования, его содержание, организация, ход.

Глава II. Практическая часть научной работы. Название Главы II соотнесено с экспериментальной частью работы. Например:

«Глава II. Психолого-педагогические условия развития…»;

«Глава II. Экспериментальное изучение влияния… на развитие…» и др.

Названия параграфов соотносятся с отдельными задачами исследования.

Проводится экспериментальная работа, собранный материал подлежит критическому осмыслению и логическому освещению в экспериментальной главе. На завершающем этапе исследования следуют короткие выводы по главе, а затем выводы или заключение по всей работе.

В каждой работе должные быть представлены критерии оценки эффективности проведенной работы и показатели уровней сформированности того или иного личностного качества, способностей и т.д.

Заключение –это «ответ введению». Данная часть предполагает обобщённую итоговую оценку проделанной работы. В ней даются краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезу. Отмечаются основные выводы исследования. Выводы должны быть представлены по каждой из задач исследования и главное – по цели исследования. Это связывает заключение с введением, обеспечивая законченность и логическую выстроенность работы. Текст заключения не должен дублировать содержание выводов. В заключении формулируются положения, отражающие наиболее значимые результаты проведённого исследования, степень достижения поставленных целей и задач, подтверждения выдвинутой гипотезы. Заключение может включать в себя и конкретные рекомендации по изучаемой проблеме, что повышает практическую значимость исследования. Основные положения заключения формулируются в утвердительной форме. Работа может заканчиваться фразой: «проведённое нами исследование не претендует на исчерпывающее исследование, требуют внимания… вопросы, связанные с темой исследования…».Объем заключительной части составляет 1–2 страницы.

Примеры стандартных словесных оборотов:

– Итак;

– Таким образом;

– Подводя итог;

– Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы;

– Результаты проведенных исследований показали, что;

– На основании освоения полученной темы;

– В заключение можно отметить, что;

– Резюмируя проведенное исследование;

– Констатируем следующие особенности проведенного исследования.

– «Анализ результатов экспериментального исследования позволяет говорить о его высокой эффективности».

– «Как показало наше исследование, разработка … создает достаточно полноепредставление о …, положительно воспринимается практикой и имеет высокий показатель результативности в младшей школе».

– «В ходе исследования было выявлено, что эффективность процесса … существенноповышается, если: 1). …2). …».

– «По результатам исследования были сделаны следующие выводы: …».

– «Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о …».

– «Опираясь на результаты психологических и педагогических исследований этой проблемы, можно заключить, что …».

– «Результаты исследований и анализ психологической (педагогической) литературыпозволяют сделать некоторые выводы…».

– «Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что лежащие в его основе теоретические положения и организационно-методические процедуры являются адекватным средством совершенствования …».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: