Современное состояние и перспективы развития технического обслуживания и ремонта горной техники.




В течение 2000-2004 гг. заводами угольного машиностро­ения при научно-технической поддержке Донгипроуглемаша осво­ено производство базовых видов очистного, проходческого и транс­портного оборудования, отвечаю­щего мировым требованиям по производительности, безопаснос­ти, эргономике, надежности, рас­четный ресурс которого составля­ет 15-40 тыс. часов против 2,5-5 тыс. часов у заменяемых аналогов. За этот пе­риод подготовлено к серийному производству более 50 наименова­ний горной техники и комп­лектующих изделий. Оборудование нового техниче­ского уровня созда­валось с привлечением ведущих академичес­ких и профильных институтов, высокотехнологичных предприятий Украины, в т. ч. аэрокосмического комплекса и конверси­онных производств военной промышленности.

Важным фактором повышения эффективности эксплуатации горной техники в современных условиях на шахтах является процесс сбора, хранения и последующего анализа полной и достоверной информации о ее использовании.

Создание системы учета эксплуатации горного оборудования на шахтах позволит анализировать:

- затраты на единицу продукции, произведенной оборудованием, например стоимости тонны добытого угля, исходя из затрат на приобретение комплекса и стоимости израсходованных материалов и запчастей за весь период эксплуатации;

- стоимость и количество запчастей и материалов по каждой учетной единице оборудования: заказанных, поступивших на склад, имеющихся на складе, полученных на участок, израсходованных, имеющихся на участке;

- производительность единицы оборудования за любой период;

- аварийность систем, узлов, деталей различных единиц оборудования за любой период, в том числе соотнесенная с наработкой (например, тоннами добытого угля);

- качество поставляемых запасных частей и комплектующих;

- трудоемкость технического обслуживания и устране­ния отказов оборудования;

- полную стоимость эксплуатации оборудования.

Предприятия угольного машиностроения больше уделяют внимания сервисному и ремонтному обслуживанию горной техники с целью поддержания ее в исправном состоянии и продления срока службы.

Сервисное техническое обслуживание горной техники на региональных рынках на основании франчайзингового соглашения могут осуществлять ремонтно-механические и рудоремонтные заводы, которые обладают достаточным производственно-техническим потенциалом и призваны выполнять следующие функции:

- продвигать продукцию заводов-изготовителей к потребителям в регионах;

- обеспечивать эффективную обратную связь с потребителями;

- своевременное удовлетворение заказов потребителей и быстрое реагирование на изменение потребностей рынка;

- предоставление потребителям качественных услуг по предпродажной подготовке, техническому обслуживанию и ремонту горной техники, выполнению гарантийных обязательств, а также обеспечение потребителей технической документацией и качественными запасными частями;

- проведение единой маркетинговой политики на рынке горной техники и запасных частей к ней;

- систематическая реклама продукции завода-изготовителя и сервисных услуг в средствах массовой информации с целью формирования устойчивого потребительского спроса;

- развитие собственной сервисной сети на региональном рынке.

Для повышения эффективности работ в данной сфере технический сервис должен включать в себя не только комплекс технических услуг, но и услуги по материально-техническому снабжению, технические консультации, обучение персонала и другое.

Формирование системы сервисного обслуживания на рынке горной техники должно осуществляться с учетом приоритетных направлений развития, а также целей и задач угледобывающих предприятий. Технический серви с будет эффективен при условии:

- регулярного поступления информации о состоянии эксплуатируемой горной техники, позволяющей делать выводы о ее производительности и потребности в техническом обслуживании;

- обеспечения равномерными и обоснованными нормами работы ремонтного персонала;

- снижения эксплуатационных затрат угледобывающего предприятия и повышения безопасности труда;

- уменьшения количества аварий оборудования при достижении максимального срока его службы.

Возможности и опасности для производителей и потребителей горной техники при внедрении и использовании системы технического сервиса представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 - Возможности и опасности при внедрении системы технического сервиса

Субъекты рынка горной техники Возможности Опасности
Угледобывающее предприятие 1. Гарантированный ресурс эксплуатации горной техники. 2. Улучшение культуры производства. 3. Экономическая выгода. 4. Снижение социальной напряженности. 1. Неготовность завода-изготовителя (ремонтного предприятия) произвести качественную услугу. 2. Неготовность к внедрению технического сервиса. 3. Монополизация услуги.
Завод-изготовитель (ремонтное предприятие) 1. Развитие потенциала компании. 2. Возрастание и укрепление рейтинга на региональных рынках сбыта. 3. Стабилизация производства. 4. Дополнительное стимулирование спроса. 1. Отсутствие лидера технического сервиса. 2. Неготовность компании к ведению данного вида деятельности. 3. Неготовность потребителя к передаче функций. 4. Противодействие существующих на шахте служб (подразделений). 5. Потеря имиджа.

Также следует отметить, что эффективность проведения текущих и капитальных ремонтов на угледобывающих, машиностроительных и ремонтных предприятиях зависит от квалификации персонала. Низкий уровень оплаты труда и отсутствие престижа профессии привели к высокой текучести кадров. Все это отрицательно сказывается на уровне качества проводимых ремонтов и влияет на эффективность подземного производства в целом.

С целью дальнейшего развития и повышения эффективности функционирования системы технического сервиса возможно использование технологии и положительного опыта мониторинга технического состояния горной техники угледобывающих предприятий Кузбасса.

Мониторинг обо­рудования позволяет определить реальное состояние горной тех­ники, что дает возможность специалистам принять необходимые меры для предупреждения аварии. Возможный ущерб от аварийной поломки машины во много раз выше стоимости услуг по мониторингу, которые дешевле даже из расчета затрат на ремонт одного редуктора.

В отчетах по анализу горной техники используется принцип светофора: зеленый - нет проблем; желтый - есть замечания, а механику – сигнал (нужно заменить масло, уплотнение или фильтр); красный - машина работает в зоне угро­зы поломки. Красный знак не означает, что машина накануне аварийной остановки, а дает предос­тережение.

Целесообразным при мониторинге горной техники может стать дооснащение лаборатории приборами для контроля качества и состава топлива, антифризов и тормозной жидкости, с установкой соответству­ющего программного обеспечения, что позволит определять наличие примесей 30 металлов, а также уровень содержания серы. Наличие серы при­водит к образованию кислотной среды, разрушающей все: от уплот­нений и сальников до подшипников и других деталей из металлов.

Одной из причин аварийности горной техники и неэффективного ее использования является низкая техническая культура специалистов, эксплуатирующих и обслуживающих машины и механизмы.

На большинстве угледобывающих предприятий при эксплуатации горной техники используется «случайное», а не рекомендованное заводом-изготовителем масло. Ошибочно вместо масла заливается гидрожидкость и наоборот.

Современная культура обслуживания не допускает, а техника не терпит использования в ка­честве наливной тары старых огнетушителей или ведер из-под угля, предварительно протертых куском ветоши, а обяза­тельно предусматривает использование специальных канистр, переливочно-заправочных насосов и т.п. Чистые масло и гидрожидкость – основа эффективной и продолжительной работы любой машины.

Система мониторинга текущего состояния горной техники независимыми лабораториями в современных условиях практически не используется на отечественных угледобывающих предприятиях по причине неосведомленности технических специалистов в данной сфере, а также отсутствия достаточных финансовых ресурсов и стремления собственников сэкономить.

Следует отметить, что в Кузбассе угледобывающие предприятия являются основными клиентами лаборатории по мониторингу, поскольку аварийная остановка горной техники в подземных условиях обходится очень до­рого и эксплуатационникам и собственникам не только потому, что они при этом несут непредвиденные затраты на ремонт и приобре­тение новой, но и потому, что в это время шахта простаивает и не добывает уголь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: