Анекдот или шутка всегда усиливает эффект




ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ

Время на подготовку есть всегда, даже если его нет!

Всегда лучше сначала подумать, а уж потом сказать. На телевидении есть прекрасное выражение: «Сюжет готов. Осталось только снять!» Это означает, что автор нашел ответы на все вопросы: о чем сюжет? Для кого снимаем? Как сделать это увлекательно? И только после этого отправился на съемки. Как правило, такие сюжеты бывают наиболее интересными и точными.

Так что сознательный отказ от подготовки я считаю ошибкой. Известно, что Черчилль, один из лучших ораторов всех времен и народов, говорил: «Чем короче выступление, тем дольше надо к нему готовиться».

Но если времени нет совсем — как быть в этом случае?

Дело не в количестве времени, а в умении сосредоточиться именно за те несколько минут или даже секунд, которые у вас есть всегда.

Надо научиться сосредоточиваться и задавать себе вопросы: какова моя главная мысль? Как я ее сформулирую? Сколько времени у меня есть для выступления? И главное — почему эти люди будут меня слушать? Выйдя из стрессового состояния и перейдя в рабочее — вы уже выиграете!

Главное — не начало, а финал и основная мысль

Я точно знаю, что если бы мы могли оценить «стоимость» каждой части выступления — начала, середины, финала, — то последний стоил бы дороже всего. Потому что запоминается последняя фраза. Я называю это «правилом Штирлица» — помните тот эпизод в «Семнадцати мгновениях весны», в котором разведчик специально готовит последнюю фразу, прежде чем выйти из кабинета осторожного и умного противника?

Замечательно воспринимаются финалы, которые заставляют публику смеяться и аплодировать одновременно.

Это происходит оттого, что…

Анекдот или шутка всегда усиливает эффект

Люди любят посмеяться и всегда бывают благодарны тем докладчикам, которые дают им такую прекрасную возможность.

В книге Аткинсона «Выступать легко», которую я всегда рекомендую своим студентам, приводятся слова известного американского адвоката. Смысл его высказывания таков: «Если присяжные рассмеялись во время моего выступления, значит, я почти наверняка выиграю этот процесс!» И я этому верю, так как по себе знаю, как меняется настроение аудитории, если вам удалось ее рассмешить.

Я советую хранить в своей активной памяти несколько хороших фраз, шуток, анекдотов.

А какие шутки и анекдоты выбрать? Это важный вопрос. Лучше всего такие, которые подходят к разным случаям жизни или, наоборот, хорошо «монтируются» только с темой вашего выступления.

«Сотрудники полиции, не прошедшие переаттестацию, остаются работать в милиции».

Этот короткий анекдот вполне может пригодиться во время доклада или выступления на совещании, где будут обсуждаться кадровые проблемы.

А вот еще: «Верблюд может две недели не пить. Уважаю!»

Как вы понимаете, такой анекдот будет хорош в момент неформального общения. Но его надо уметь рассказать. Пауза перед последним словом и смена интонации на слове «уважаю» — иначе никто не засмеется, а это очень опасно. Шутка, над которой смеется только сам оратор, — настоящий ночной кошмар любого публичного политика или юмориста.

Наконец, третий анекдот, который понравился мне больше других: «Как хорошо ничего не делать, а потом еще и отдохнуть…»

Вы сами понимаете, насколько этот девиз близок нашему российскому менталитету и какое веселье вызовет эта фраза — почти в любой ситуации.

Вы должны знать о своих слушателях как можно больше

Это аксиома: каждому человеку интереснее всего… он сам. Это не нарциссизм, это нормальное желание поглядеться в зеркало, перед тем как выйти на люди. Мы живем среди людей и хотим чувствовать себя уверенно и комфортно.

Естественный вопрос любого слушателя: а ЗАЧЕМ мне надо это слушать?

Вы должны задать организаторам встречи как можно больше вопросов: кто ваши слушатели? Каков их средний возраст, каковы интересы? Кто выступал перед ними на подобную тему и как приняли этого оратора? Как складывается рабочий день моих слушателей?

Но предварительно полученная информация только часть процесса. Потому что вы должны провести собственное расследование. Тем более что это совсем не сложно…

Другое дело, что иногда бывает сложно ввести новые «данные» в подготовленное и заученное выступление. А вот не надо заучивать! Но если уж без заучивания дело совсем плохо…

Если сильно волнуетесь, запишите три основных тезиса

Конечно, если у вас в руках папка с написанным текстом или флешка с докладом «в слайдах», вы чувствуете себя совершенно спокойно. И зря! Как только выступающий, опустив глаза, погружается в текст или поворачивается спиной к залу и начинает читать со слайдов, он полностью теряет контакт с аудиторией.

Общение между людьми всегда происходит при участии глаз, и для хорошего оратора важно видеть аудиторию, следить за ее реакцией, подогревать постоянный интерес к своему выступлению.

Тезисы нужно записывать очень коротко, желательно — на одной странице.

Тезисы должны содержать мысль, с которой вы начнете. Далее — основная мысль, ради которой вы стали выступать. И — финал, рассчитанный на то, чтобы вызвать эмоцию, закрепить основную мысль. Это «мясо» выступления, но должен быть и «соус».

Вы должны придумать фишку — такую фразу, которая позабавит аудиторию и одновременно заставит ее задуматься над вашей идеей. И еще — надо выбрать момент для интерактивного общения с аудиторией и подобрать несколько подходящих цитат.

Ваши тезисы — это только фундамент. А само строение — в вашей голове. Раз вам доверили выступить перед аудиторией или вы сами вызвались сделать это, значит, вам есть, что сказать людям.

Меня очень привлекают люди, которые умеют по-настоящему слушать. Это завидный дар. И тем более обидно, что эти скромные и достойные люди так боятся сами стать объектом внимания публики.

Я говорю им: когда-то надо решаться, иначе вы рискуете всю жизнь оставаться в тени людей более активных и амбициозных, но зачастую уступающих вам по профессиональным и человеческим качествам, по уровню культуры.

Наша жизнь состоит из часов, минут и секунд. Если мы претендуем на внимание аудитории, это означает, что люди в зале отдают нам самое дорогое, что у них есть, — свое время.

Правильное использование времени выступления — одна из важнейших составляющих успеха. Иногда нельзя предугадать заранее, сколько можно будет говорить. Тут важно опираться на интуицию и еще — на поддержку зала. Не надо бояться спросить людей: вы еще от меня не устали? Я не подвожу следующего оратора? Или: вы дадите минутку на то, чтобы изложить мысль, которая кажется мне очень важной?

Вообще всегда лучше рассчитывать хронометраж так, чтобы вас «чуть-чуть» не хватило. Плох тот учитель, который отнимает у школьников заветную перемену, диктуя задание на завтра. Ведь время перемены для учителя — уже «чужое», и он попросту «ворует» его, пользуясь служебным положением.

Как рассчитать время? Запомните — текст на листке формата А4 хороший диктор читает ровно две минуты. А лист бумаги, согласитесь, может содержать очень много важной информации.

Конечно, темп речи у всех разный, и вполне может оказаться, что вы говорите быстрее, чем ваши коллеги. Я никогда не советую торопиться, лучше, наоборот, говорить медленно, с паузами, вдумчиво — так легче воспринимать и запоминать ваши мысли.

От того, сколько времени вы имеете, зависит и структура выступления. Например, если у вас есть пять минут, я всегда советую предусмотреть общение с залом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: