· Количество мероприятий, направленных на повышение квалификации (обучение, консультации, семинары, конференции и др.), которые посетили сотрудники некоммерческой организации, за прошедших год, ед.
· Количество мероприятий (проектов), направленных на участие некоммерческой организации в исследовательской (научной) деятельности по актуальным вопросам развития сектора НКО, а также темам, связанным с основной деятельностью НКО, в которых участвовали сотрудники организации, ед.
· Темпы роста оборотных средств некоммерческой организации (в сравнении с предыдущим годом), %
· Количество источников поступления средств в бюджет некоммерческой организации, ед.
· Темпы роста численности потребителей, охваченных услугами некоммерческой организации в отчетном году по сравнению с прошлым отчетным годом (%).
Обращаясь к разработкам методик оценки эффективности государственного управления применительно к органам управления национального уровня, следует отметить их определенное практическое значение. В ряде стран эти оценки встроены в систему исполнительной власти и являются элементами мониторинга и контроля функционирования ее органов. В США оценки качества государственного управления организованы как некоммерческий проект (GPP — government performance project), финансируемый донорскими организациями. Оценке подлежат система управления по результатам, уровень финансового менеджмента, управление персоналом, информационными технологиями, капитальными расходами. Проект GPP не носит прикладного характера и нацелен на привлечение внимания к проблеме повышения качества исполнительной власти и выработки критериев лучшей практики, создание банка данных для обмена информацией об организационных инновациях.
|
Комплексная методика оценки эффективности системы государственного управления и качества государственных услуг разработана сотрудниками другого американского учреждения — Института государственного управления Кэмпбел (США). Начиная с 1996 года данная методика была использована для оценки эффективности управления всех штатов, нескольких десятков крупных городов и округов США. Данная методика предполагает оценку эффективности государственной администрации по следующим сферам деятельности: управление капиталом; управление человеческими ресурсами; менеджмент по результатам; управление информационными технологиями.
Позитивную в целом оценку получили разработанные правительствами штата Вирджиния и провинции Альберта (Канада) методики. В странах Западной и Центральной Европы применяется методика измерения качества CAF — Common Assessment Framework, разработанная специалистами государств — членов ЕС в конце 1990-х годов. Основными принципами данной методики являются совместимость с различными организационными моделями государственных администраций и применимость для оценки специфики качества работы организаций государственного сектора.
В Швеции для сравнительной оценки качества финансового менеджмента и административных процессов используется рейтинг качества финансового управления органов исполнительной власти посредством рейтинга Национального финансового управления. Данный инструмент нацелен на мониторинг финансовых процедур и их соответствия установленным нормам, а также на процесс администрирования со стороны органов исполнительной власти. Результаты рейтингования учитываются при обсуждении заявок ведомств на очередной бюджетный период, при определении задач в области улучшения системы управления и при решении кадровых вопросов.
|
В Бельгии оценкой качества бюрократии занимается государственный секретариат по административному управлению, осуществляющий анализ законодательных актов и административных процедур на предмет наличия в них избыточной административной нагрузки на граждан и бизнес, а также мониторинг ведомственных административных процедур и законопроектов. В качестве агрегированной характеристики состояния административной системы рассчитывается «индекс Кафки», отражающий уровень неэффективности государственной бюрократии. Высокое значение индекса является основанием для пересмотра существующих административных процедур и соответствующего изменения законодательства.
В рамках российских практик используются оценки качества институтов исполнительной власти на основе как конечных, так и непосредственных результатов. В частности, для оценок хода административной реформы экспертами Высшей школы экономики была предложена методика оценок хода административной реформы, ориентированная на анализ институтов исполнительной власти с точки зрения эффективности их организации, результативности администрирования, рациональности применяемых механизмов. Такой подход в целом отвечает потребностям административной реформы и может дать информацию для выработки упреждающих управленческих решений, для создания крит риев оценки проектов и распределения средств на их реализацию. Однако данная система оценки ориентирована на решение локальных задач оценки состояния государственного управления с точки зрения основных направлений административной реформы, зафиксированных в ее концепции, что оставляет за рамками исследовательского внимания процессы реформирования системы государственной службы, управления бюджетом и другие важные направления.
|
Помимо национальных методик оценки, применимых и для международных сравнений, существуют индикаторы, нацеленные на сопоставление межстранового опыта государственного управления. Индикаторы, отражающие качество государственного управления, разрабатывают многие международные правительственные и неправительственные организации. Наиболее известным из международных индексов является так называемый GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который с 1996 года каждые два года рассчитывается почти по 200 странам. Этот индекс оценивает качество государства в шести измерениях:
· право голоса и подотчетность,
· политическая стабильность и отсутствие насилия,
· качество нормативного регулирования экономики,
· соблюдение принципа верховенства закона,
· восприятие коррупции в обществе,
· собственно эффективность управления (качество государственных услуг и бюрократии, компетенцию госслужащих, уровень независимости государственной службы от политического давления и доверия общества к институтам исполнительной власти).
В течение последних лет в качестве эффективного индикатора выступает индекс конкурентоспособности роста, измеряемый Всемирным экономическим форумом с 2002 года и включающий оценку качества общественных институтов. Перечисленные и иные подобные индексы базируются на экспертных оценках и дают сравнительную характеристику различных сторон функционирования государственных систем. Они не предназначены для принятия управленческих решений, но сигнализируют о наличии проблем в той или иной области.
Как отмечалось выше, оценка эффективности государственного управления представляет собой многогранный и многоуровневый процесс, предполагающий использование всеобщих, отраслевых и иных, более частных, дополнительных критериев. В том числе и тех, которые отражают отложенные эффекты, способные проявиться в краткосрочной или среднесрочной перспективе деятельности госаппарата. Наряду с подходами, отражающими стоимостные или организационные показатели работы госаппарата, его институциональные и количественно описываемые параметры, оценка профессиональной деятельности госаппарата по осуществлению полномочий государственной власти предполагает и применение качественных критериев, позволяющих понять и объяснить различные процессы и механизмы системы государственного управления.
ДОПОЛНЕНИЕ: