Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью




Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг, к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг, как указывается в статье 783 ГК РФ[32].

В гл. 21 СК РФ для обозначения отношений платной опеки (попечительства) использован неудачный термин «договор о передаче ребенка». Более удачным представляется понятие «договор о приемной семье».

Рассматриваемый договор о приемной семье, как уже было отмечено, является частным случаем договора возмездного оказания услуг. Предметом данного договора выступают действия - фактические и юридические. Это специфическая услуга, в содержание которой входят действия по законному представительству, по защите прав и интересов ребенка, по воспитанию, содержанию и образованию ребенка.

Договор о приемной семье представляет собой договор в пользу третьего лица. В нем подопечный противостоит приемному родителю в качестве кредитора и в соответствии с договором, в заключении которого не участвует, имеет права, в частности право требовать от исполнителя (приемного родителя) возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением им своих обязанностей . Такое право реализуется, как правило, при прекращении приемной семьи по вине опекуна (попечителя) и осуществляется посредством действий органа опеки и попечительства, временно исполняющего функции представительства, или нового представителя подопечного.

Правоотношение приемной семьи носит фидуциарный характер. От приемного родителя требуется личное исполнение обязанностей по договору. Кроме того, данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и т.д. (п. 2 ст. 153.2 СК РФ).

Порядок заключения договора о приемной семье определен Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423.

В соответствии с названным Постановлением орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

В специальном подзаконном акте - Правилах создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье - нормы, определяющие порядок заключения договора о приемной семье, не определены. Однако, поскольку договор о приемной семье является одним из видов договора об осуществлении опеки или попечительства, подлежат применению Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, в соответствии с п. 3 которых договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна. Необходимо, однако, заметить, что использованная в этом подзаконном акте формулировка противоречит здравому смыслу, поскольку, как правило, место жительства подопечного не совпадает с местом жительства опекуна. В этой связи следует применять п. 1 ст. 35 ГК РФ, в соответствии с которым опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Это положение означает, что договор о приемной семье должен заключаться по месту жительства подопечного и в указанных случаях - по месту жительства приемных родителей.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна (приемного родителя) письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение шести дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

При изменении места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

Требования к личности приемного родителя аналогичны требованиям к личности опекуна (попечителя). Кандидаты в приемные родители должны также пройти медицинское освидетельствование в соответствии с требованиями Письма Минздрава России «О медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями».[33]

В соответствии с Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[34], кандидаты в приемные родители, получившие положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, не подыскав себе ребенка в пределах муниципального образования, могут обратиться к региональным, а также к федеральному операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Встав на учет в соответствующем банке, кандидат в приемные родители сможет получить информацию о других детях, нуждающихся в устройстве в приемную семью.

В соответствии с п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах[35], заключение о возможности гражданина быть опекуном (приемным родителем) действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения этого гражданина в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Содержание договора о приемной семье определяется п. 1 статьи 153 СК РФ. В императивной форме в данном пункте предлагается включить в договор следующие условия:

- сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

- срок действия договора о приемной семье;

- условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

- права и обязанности приемных родителей;

- права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

- основания и последствия прекращения договора о приемной семье.

На первый взгляд все эти условия являются существенными условиями договора о приемной семье. Однако необходимо иметь в виду, что основные права и обязанности приемных родителей, основания прекращения договора и некоторые другие условия предопределены законодательством.

Кроме того, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве»[36] предусмотрена возможность включения в договор о приемной семье дополнительных условий.

Орган опеки и попечительства в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного ребенка вправе дополнительно указать в договоре:

- отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе перемена места жительства подопечного ребенка;

- обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (периодичность посещения спортивных занятий, консультаций психолога, медицинского осмотра, встреч с родственниками ребенка и т.п.).

Важным для развития института приемной семьи как платной формы опеки (попечительства) является вопрос о размере и порядке выплаты приемным родителям вознаграждения по договору. Как указывается в п. 2 статьи 153.1 СК РФ, «размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».

Например, в соответствии с Законом Московской области от 31 октября 2008 г. №162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям,

приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 руб. на одного ребенка. За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида размер вознаграждения увеличивается на 3450 руб.; при наличии двух и более из указанных оснований - на 4600 руб. Кроме того, приемной семье один раз в год выплачивается материальная помощь на организацию отдыха детей в размере 4600 руб. на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми в размере 6900 руб. на каждого члена приемной семьи.

На основании Закона Мурманской области от 10 января 2009 г. №126-01-ЗМО «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» за воспитание каждого приемного ребенка орган опеки и попечительства выплачивает обоим приемным родителям совокупно 5000 руб. в месяц с начислением районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденными заключением областной психолого-медико-педагогической комиссии, указанный размер оплаты увеличивается на 50%. В то же время в соответствии с этим Законом приемная семья, принявшая на воспитание не менее трех приемных детей и не имеющая необходимого жилого помещения, обеспечивается органами местного самоуправления на срок действия договоров о передаче детей на воспитание в приемную семью жилой площадью по существующим нормативам. Кроме того, приемная семья, принявшая на воспитание не менее пяти приемных детей или не менее трех приемных детей-инвалидов, обеспечивается органами местного самоуправления обслуживанием автотранспортом на условиях, оговоренных в договорах о передаче детей на воспитание в приемную семью, на время действия данных договоров.

Поскольку приемная семья является разновидностью опеки (попечительства), во-первых, договор о приемной семье прекращается прежде всего в связи с прекращением опеки или попечительства.

Во-вторых, договор о приемной семье может быть прекращен по специальным основаниям, названным в п. 2 статьи 153 СК РФ. Речь идет об одностороннем отказе от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом (п. 3 ст. 450 ГК РФ). При отказе одной из сторон договор о приемной семье считается расторгнутым в следующих случаях:

- по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и др.);

- по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), возвращения ребенка (детей) родителям и др.

В-третьих, договор о приемной семье может быть изменен или прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (гл. 29 ГК РФ), в том числе в связи с существенным нарушением договора одной из сторон или в связи с существенным изменением обстоятельств - в тех случаях, которые не предусмотрены п. 2 статьи 153.2 СК РФ.[37]

Последствия досрочного расторжения договора о приемной семье не предусмотрены семейным законодательством.

Для разрешения этого вопроса в силу ст. 4 СК РФ необходимо субсидиарно применить положения гражданского законодательства. В соответствии со ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Таким образом, при одностороннем отказе от договора по инициативе органа опеки и попечительства приемным родителям причитаются фактически понесенные ими в связи с исполнением их обязанностей расходы. Если же инициатором

являются приемные родители, то они обязаны возместить органу опеки и попечительства, а также подопечным детям все убытки, в том числе вернуть все полученное вознаграждение, а также имущество, предоставленное приемным родителям для исполнения обязанностей по договору.

Однако не исключено и применение другого последствия. В силу п. 3 статьи 153 СК РФ, если основанием для расторжения договора о приемной

семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

На практике имели место случаи прекращения платной опеки в связи с неисполнением приемными родителями своих обязанностей, повлекшим серьезные нарушения прав и интересов детей. В таких случаях должно применяться специальное правило, в соответствии с которым приемные родители должны возместить все убытки, причиненные их действиями, как подопечным детям, так и органу опеки и попечительства.

В заключение второй главы выпускной квалификационной работы автор отмечает, что содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет важное значение. Но его текст может быть индивидуализирован. Например, можно предусмотреть в нем предоставление детям отдельных комнат или их переоборудование, приобретение одежды для детей в зависимости от климатических условий местности, где проживает приемная семья, приобретение необходимых учебных принадлежностей или специальных предметов для дополнительных занятий ребенка, и т.п.

На основе изложенного можно утверждать, что заключение договора при создании приемной семьи есть проявление ситуационного метода регулирования семейных отношений, когда требуется учет индивидуальных особенностей ребенка и потенциального родителя-воспитателя и конкретной ситуации. В этом и состоит основное значение договора. Без соответствующих административных актов разрешительного характера его заключение было бы вообще невозможно. Включение договора в состав оснований, порождающих семейные права и обязанности, вовсе не означает придание ему той самостоятельной роли, которую играют договоры в гражданском праве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в выпускной квалификационной работе проведен анализ юридических аспектов института приемной семьи на различных этапах его развития с целью совершенствования правового регулирования.

Традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются усыновление и опека. СК РФ впервые закрепил в законодательстве такую форму устройства ребенка, как приемная семья.

Вместе с тем помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи производилось и прежде. Такое устройство называлось патронажем, правовые предпосылки которого уходят в эпоху царствования Екатерины II. Чаще всего на патронаж передавались маленькие дети - воспитанники детских приютов. Семье, принявшей ребенка, выплачивалось пособие. Передача несовершеннолетнего на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими его на воспитание в свою семью.

Рассмотрены особенности правового регулирования института приемной семьи. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрен порядок образования приемной семьи и содержание ребенка переданного в приемную семью.

Так же в выпускной квалификационной работе проанализированы проблемы функционирования приемной семьи, как формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК РФ).

Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок».

Для выявления проблем функционирования приемной семьи, как формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей, необходимо провести анализ особенностей современного правового регулирования института приемной семьи.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем, в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

В приемной семье необходимо создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.

Дети, лишенные родителей, нуждаются в особом профессиональном попечительском отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к настоящему пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь должна состоять в умении создать правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

...





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.