Помимо измерения самооценки внешности мы провели качественный анализ ответов респондентов для изучения особенностей физического образа Я у каждой группы испытуемых.
В представлениях о своем настоящем физическом образе Я наиболее высокие баллы (от 16 до 20) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: глаза (77% респондентов), лицо (46%), ноги (46%).
в группе с высокой самооценкой внешности: глаза (88%), фигура (69%), лицо (54%).
В представлениях о своем будущем физическом образе Я наиболее высокие баллы (от 16 до 20) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: глаза (85% респондентов), лицо (58%), уши (46%).
в группе с высокой самооценкой внешности: глаза (88%), волосы (46%), губы (42%).
Интересно, что в обеих группах испытуемых как в настоящем, так и в будущем образе Я первое место по привлекательности заняли глаза. Очевидно, это говорит об особой значимости глаз в представлениях женщин о своем физическом облике. Причем, в группе с низкой самооценкой внешности при оценке будущего образа Я значимость глаз даже возросла по сравнению с образом Я в настоящем (в группе с высокой самооценкой внешности такого сдвига нет). По-видимому, в представлениях респондентов с низкой самооценкой глаза являются той частью тела, которая в наименьшей степени изменится со временем, и будет определять привлекательность женщины в старости. Кроме того, очевидно стремление всех женщин-респонденток (а, в особенности, с низкой самооценкой) к поддержанию позитивного образа Я в отдаленном будущем через подчеркивание красоты внутренней (глаза традиционно считаются «зеркалом души»).
Из приведенных данных также видно, что в группе с низкой самооценкой внешности при оценке будущего образа Я по сравнению с настоящим возросла значимость лица. Ниже мы попробуем дать объяснение этому факту, который согласуется со следующими результатами оценки респондентами наименее привлекательных частей тела.
|
В представлениях о своем настоящем физическом образе Я наиболее низкие баллы (от 1 до 5) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: зубы (50% респондентов), спина (42%), живот (35%).
в группе с высокой самооценкой внешности: уши (65%), брови (58%), нос (50%).
В представлениях о своем будущем физическом образе Я наиболее низкие баллы (от 1 до 5) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: грудь (58% респондентов), живот (58%), талия (50%).
в группе с высокой самооценкой внешности: зубы (54%), шея (54%), уши (50%).
По отношению к образам Я в настоящем не обнаружено закономерности в оценке наименее привлекательных частей тела респондентами с низкой и высокой самооценкой внешности. Но по отношению к будущим образам Я необходимо отметить следующее:
по мнению респондентов с высокой самооценкой внешности, части головы и лица (зубы, шея, уши) наиболее подвержены процессу старения, тогда как, по мнению респондентов с низкой самооценкой, тело как таковое (живот, талия и грудь) будет терять свою привлекательность значительно быстрее. Следовательно, для респондентов с низкой самооценкой лицо сохранит свою привлекательность в будущем в большей степени, чем тело. В этом, возможно, обнаруживается стремление респондентов с низкой самооценкой к подчеркиванию приоритета ценности личности (отсюда значимость лица), не подверженной физическому старению, над телесностью. Об этом же, вероятно, говорит и особое значение, придаваемое респондентами глазам (см. выше). Но эта проблема нуждается, безусловно, в более тщательном изучении.
|
2. Измерение мотивации аффилиации
Измерение мотивации аффилиации проводилось по двум шкалам – стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО). По уровню медианы были выделены следующие четыре группы испытуемых (полностью результаты приводятся в приложении 3):
Стремление к принятию (шкала СП) | Страх отвержения (шкала СО) | |
1 группа | Высокий (от 132 до 172) | Низкий (от 80 до 122) |
2 группа | Низкий (от 74 до 132) | Высокий (от 122 до 177) |
3 группа | Низкий (от 74 до 132) | Низкий (от 80 до 122) |
4 группа | Высокий (от 132 до 172) | Высокий (от 122 до 177) |
* Цифры отражают балльные значения по шкалам
Одной из главных целей данного исследования была проверка наличия или отсутствия взаимосвязи между самооценкой внешности испытуемых и мотивацией аффилиации. Сопоставление данных самооценки внешности со шкалой СП (стремление к принятию) не обнаружило никакой значимой закономерности. Однако, сопоставление уровня самооценки внешности испытуемых со шкалой СО (страх отвержения) обнаружило следующую взаимосвязь:
в 70% случаев высоким значениям самооценки внешности (от +0,43 до +0,89) соответствовали низкие значения СО (от 80 до 122 баллов) и, наоборот, низким значениям самооценки (от –0,43 до + 0,43) соответствовали высокие значения СО (от 122 до 177 баллов).
На графике 4 отражена зависимость между самооценкой внешности и уровнем страха отвержения: по мере приближения к максимальным значениям по шкале СО (ось Х), значения самооценки внешности (ось Y) обнаруживают тенденцию к снижению:
|
График 4
Оставшиеся 30% случаев не попадают строго в обозначенный диапазон оценок, но половину из них можно считать пограничными и объяснить погрешностями самой методики или неточностью ответов испытуемых: так, в 8 случаях из 16 значения по шкале СО чуть выше медианы (от 125 до 135 баллов) коррелируют с высокими показателями самооценки внешности (от 0,62 до 0,76).
Таким образом, гипотезу о наличии корреляции между самооценкой внешности и уровнем мотивации аффилиации можно считать частично подтвержденной. Обнаруженная закономерность не дает, тем не менее, оснований для установления причинно-следственной связи между самооценкой и страхом отвержения. На основании данных общей психологии и психологии развития можно, однако, выдвинуть следующее предположение: мотивация, являясь базовым и наиболее ранним личностным образованием, определяет собой более позднее формирование образа Я. Как пишет Хекхаузен, «тип мотива аффилиации складывается в результате подкреплений, испытываемых в социальных взаимодействиях, прежде всего в детстве» (Хекхаузен, 1986; том 1, с.298). На основе позитивного или негативного опыта контакта со значимыми другими (принятия или отвержения) и интериоризации их оценок у ребенка складывается представление о себе и собственная самооценка.
Можно предположить, что люди с низкой самооценкой внешности в прошлом имеют больший опыт отвержений в социальных контактах. Преимущественно негативный опыт подкреплений формирует низкую самооценку, которая распространяется и на внешность как на важнейшую составляющую образа Я. В дальнейшем этот негативный образ Я сам начинает в значительной мере управлять поведением личности, определяя ее преимущественную мотивацию избегания в социальном взаимодействии.
3. Исследование образа Я у испытуемых с низкой и высокой самооценкой внешности
По результатам, полученным с помощью методики «Кто Я?», проводилось сравнение количества социально-ролевых и личностных высказываний у респондентов с высокой и низкой самооценкой внешности. К социальным характеристикам относились самоописания в терминах тех или иных социальных ролей: например, "Я - женщина", "Я – кандидат наук", "Я - хозяйка", "Я - подруга", " Я - читатель" и т.п. К личностным идентификационным характеристикам были отнесены такие высказывания, как: "Я заботливая", "Я - уставшая", "Я занимаюсь спортом", "Я все еще красивая женщина", и т.п. Также сравнивалось количество высказываний, сделанных респондентами относительно своего настоящего и будущего образа Я. Полученные результаты были сведены в таблицу (подробнее см. приложение 4):
Самооценка | Настоящее | Будущее | ||
Соц-ролевые | Личностные | Соц-ролевые | Личностные | |
Низкая | ||||
Высокая |
* Количество категорий указано в процентах
Обнаруживается перевес личностных высказываний над социально-ролевыми у респондентов с высокой самооценкой внешности, причем это отношение сохраняется и по отношению к будущему образу Я. У респондентов с низкой самооценкой внешности присутствует та же тенденция, но в этой группе испытуемых она менее выражена.
Также отмечается меньшее количество социально-ролевых и большее количество личностных высказываний у респондентов с высокой самооценкой внешности по сравнению с респондентами с низкой самооценкой. Обнаруженные закономерности представляют особый интерес, так как в многочисленных исследованиях установлено, что количество «ролевых» ответов всегда значительно превышает число личностных ответов. Вероятно, для женщин-респондентов последнее правило не всегда справедливо, как это оказалось и для нашей выборки. Проверить это гипотезу можно, проведя аналогичный опрос на мужской выборке и сопоставив полученные результаты. Однако, такое исследование не входило в задачи данной работы.
Мы провели качественный анализ личностных характеристик, даваемых респондентами как с низкой, так и с высокой самооценкой внешности. В логике нашего исследования основными категориями, по которым проводилось сопоставление результатов, были 2 типа высказываний: относящиеся к физическому Я и относящиеся к мотивации аффилиации. К первым были отнесены такие определения, как «Я-красавица», «Я боюсь болезней», «Я забочусь о своем здоровье», «Я одеваюсь со вкусом» и т.д. Ко вторым относились высказывания «Я общительная», «Я помогающая», «Я не люблю быть одна», «У меня много друзей», «Я – опора» и т.д. Нас в данном случае интересовало, будут ли обнаружены значимые различия в количестве подобных высказываний а) между респондентами с высокой и низкой самооценкой внешности б) между актуальными и будущими образами Я для каждой группы испытуемых. Были получены следующие результаты:
Самооценка | Настоящее | Будущее | ||
Аффилиация | Физическое Я | Аффилиация | Физическое Я | |
Низкая | ||||
Высокая |
* В процентах от личностных высказываний
Как видно из приведенных данных, количество высказываний, относящихся к мотивации аффилиации и физическому Я применительно к образу Я в настоящем, больше у респондентов с высокой самооценкой внешности. Но при обращении к будущему, это соотношение существенно меняется: здесь число подобных высказываний у респондентов с низкой самооценкой внешности превышает это количество у респондентов с высокой самооценкой внешности.
Также обращает на себя внимание значительный рост количества высказываний о физическом Я у обеих групп испытуемых и, в особенности, у испытуемых с низкой самооценкой внешности. Это, безусловно, говорит о значимости для респондентов тех изменений физического образа, которые в представлении женщин будут иметь место к возрасту 60 лет.
Кроме того, в приведенных данных нельзя не заметить резкого увеличения числа высказываний, связанных с мотивацией аффилиации, при описании будущего образа Я у респондентов с низкой самооценкой внешности, тогда как для респондентов с высокой самооценкой, напротив, наблюдается уменьшение их количества.
Полученные результаты позволяют говорить о существенных различиях в построении образа Я между респондентами с низкой и высокой самооценкой внешности. При описании актуального образа Я респонденты с низкой самооценкой внешности избегают упоминания своих физических качеств, тогда как респонденты с высокой самооценкой внешности делают это более охотно. Причем, последние наряду с позитивными характеристиками, используют и негативные, в отличие от респондентов с низкой самооценкой внешности: «уродина», «сутулая», «старая больная женщина» и т.д. Эта же тенденция сохраняется у респондентов с высокой самооценкой и при описании будущего образа Я: здесь можно встретить такие самоопределения, как «уставшая женщина», «старуха», «крючок». По-видимому, представители этой группы респондентов, более высоко оценивая свой актуальный физический облик, достаточно адекватно и критично воспринимают перспективу его будущих изменений.
Испытуемые с низкой самооценкой внешности при описании своего будущего образа Я в 3 раза чаще упоминают свое физическое Я по сравнению с образом Я в настоящем. Причем, 76% высказываний касаются поддержания на высоком уровне или даже улучшения своих внешних данных: «интересная женщина», «еще очень ничего», «модная», «кокетка» и т.д. Негативных характеристик здесь практически не встречается. Остальные 24% высказываний связаны с заботой респондентов о своем здоровье: «занимаюсь спортом», «пытаюсь есть здоровую пищу», «физически еще крепкая». Можно предположить, что женщины с низкой самооценкой внешности испытывают значительную тревогу по поводу наступления физической старости и стремятся в своем воображении замедлить этот процесс или заранее предвидеть возможные пути подготовки к нему, будь то с помощью здорового питания, модной одежды или занятий физкультурой.
Таким образом, вполне очевидным становится тот факт, что респонденты обеих групп в представлениях о себе отчетливо выделяют физический образ Я. Эта составляющая выходит на более высокий уровень рефлексии при попытке конструирования представления о себе в отдаленном будущем, которое связано в сознании женщин с изменением их физического облика. Эта тенденция особенно ярко прослеживается у респондентов с низкой самооценкой внешности. Возможно, с этим же связан и некоторый перевес количества социально-ролевых характеристик в этой группе по сравнению с респондентами с высокой самооценкой внешности: женщины словно стремятся защититься от тревоги по поводу надвигающейся старости, «обеспечивая» себе сохранение значимого места в обществе с помощью поддержания разнообразия социальных ролей.
Особого внимания заслуживает существенное увеличение в ответах респондентов с низкой самооценкой внешности количества высказываний, связанных с мотивацией аффилиации: как по сравнению с представлением о себе в настоящем, так и по сравнению с другой группой испытуемых, количество аффилиативных высказываний здесь выросло более, чем в два раза. Отмечается стремление респондентов с низкой самооценкой внешности представлять себя в будущем как «общительных», «понимающих», «заботливых», «помогающих» и т.д. По-видимому, в этой группе испытуемых в представлении о себе в старости на первый план выходят такие ценности, как любовь, поддержка, общение, которые существенным образом трансформируют образ Я в будущем. В целом, в группе респондентов с низкой самооценкой внешности создается более позитивный образ себя в будущем по сравнению со второй группой: женщины обнаруживают готовность и решимость противостоять разрушительному действию времени как физически, так и морально. Одновременно с реальной заботой о своем здоровье и красоте, они стремятся расширять и углублять свои социальные контакты, помогать и заботиться о других людях, чувствовать себя нужными и востребованными.
В свете обнаруженной взаимосвязи между самооценкой внешности и страхом отвержения, можно предположить, что перспектива наступления физической старости усиливает у испытуемых с низкой самооценкой внешности опасения по поводу возможных отвержений в социальных контактах в будущем. Поэтому их будущий образ Я по сравнению с респондентами с высокой самооценкой внешности содержит больше позитивных характеристик, направленных на улучшение социального взаимодействия: повышение своей физической привлекательности, разнообразие репертуара социальных ролей, общительность, внимание к другим людям.
Выводы
1. В результате исследования было установлено, что самооценка внешности в будущем у всех женщин-респондентов ниже их самооценки внешности в настоящем. Однако, эта тенденция в большей степени прослеживается у женщин с высокой самооценкой внешности.
2. В результате исследования была проверена и частично подтверждена гипотеза о взаимосвязи самооценки внешности с уровнем мотивации аффилиации у женщин. Изучались две тенденции мотива аффилиации: стремление к принятию и страх отвержения. Корреляции между первой тенденцией – стремлением к принятию - и самооценкой внешности обнаружено не было. Между второй тенденцией – страхом отвержения – и самооценкой внешности была выявлена следующая взаимосвязь: для женщин с низкой самооценкой внешности характерны более высокие показатели по шкале страха отвержения, чем для женщин с высокой самооценкой.
3. Также была подтверждена гипотеза о наличии закономерных отличий в построении образа Я между женщинами с высокой и низкой самооценкой внешности:
1) Женщины с высокой самооценкой внешности используют при описании себя меньше социально-ролевых и больше личностных характеристик, чем женщины с низкой самооценкой внешности. Причем, это верно при построении образа Я как в настоящем, как и в будущем.
2) Женщины с низкой самооценкой внешности при построении своего будущего образа Я используют значительно большее число характеристик, относящихся к физическому Я и к мотивации аффилиации, чем женщины с высокой самооценкой внешности.
Таким образом, в результате исследования была выявлена важная роль физического образа Я в представлении женщин о себе и взаимосвязь их физического Я с мотивацией аффилиации.
Заключение
Основной проблемой, изучаемой в данной работе, было выявление роли физического Я в представлении человека о самом себе и обнаружение взаимосвязи физического образа Я с социальной мотивацией личности. Нам удалось установить связь между самооценкой внешности и чувствительностью к отвержению в социальных контактах у женщин-респонденток, а также выделить своеобразие построения образа Я в настоящем и в будущем женщинами с низкой и высокой самооценкой внешности. Таким образом, мы затронули важный аспект проблемы, который, тем не менее, не исчерпывает ее содержания.
Дальнейшее изучение поставленной проблемы может идти по следующим основным направлениям:
1. Исследование гендерных и возрастных особенностей физического образа Я и его роли в Я-концепции и социальной мотивации личности. С этой целью необходимо провести аналогичное исследование на смешанной в гендерном и возрастном отношении выборке.
2. Социально-психологическое исследование таких аспектов физического образа Я, как образ собственного тела, осознание и самооценка своих телесных качеств (здоровье, сила, выносливость и т.д.), осознание своей половой принадлежности. В проведенном нами исследовании изучение физического образа Я ограничивалось анализом внешности и ее самооценки.
3. Анализ связи физического образа Я и второй тенденции мотива аффилиации, обозначаемой как стремление к принятию. В нашем исследовании мы обнаружили наличие значимой корреляции только с одной из двух аффилиативных тенденций – страхом отвержения. Логично было бы предположить, что между физическим Я и второй тенденцией аффилиации также существует определенная зависимость, хотя и менее явно очерченная.
4. Изучение культурных особенностей построения физического образа Я, его роли в Я-концепции и социальной мотивации личности с привлечением данных этнопсихологии и культурантропологии.
5. Изучение связи физического образа Я с другими социальными мотивами личности, в частности, с мотивом власти.
Библиография
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991
2. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб., 2000
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2001
4. Арлоу Д. Психоанализ. Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2. С.85-112
5. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.//Мир психологии. 1999. № 3, с.40-46
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
8. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин.//Вопросы психологии. 2001. № 1, с.91-100
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990
10. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста //Собр.соч. в 6 т. Т.4. М., 1984
11. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984
12. Джемс У. Психология.//Психология самосознания. Под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 2000. С.7-34
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000
14. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978
15. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989
16. Кузнецова И.В. Потребность человека в эмоционально-доверительном общении. Психология ХХI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 1999
17. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, 1986
18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971
19. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986
20. Марисова Л.И. О мотивацонно-потребностной основе общения. Берлин, 1978
21. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.//Избр. психол. труды. Под ред. Климова Е.А. М., 1996
22. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние лидер.//Социальная психология. Хрестоматия. М., 2000
23. Мосак Г. Адлерианская психотерапия. Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 4, с. 61-69
24. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985
25. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация.// Психология самосознания. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2000. С.270-317
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999
27. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991
28. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М: изд-во МГУ, 1989
29. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972
30. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999
31. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983
32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Том 1. М., 1986
33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999
34. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.//Проблемы сознания. М.,1968
35. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999
36. Markus, H., Nurius, P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept. In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987.
37. Five Fields of Striving for Significance. Developed by Henry T. Stein, Ph.D. Based on the Original Concepts of Anthony Bruck. Copyrighted, 1997. Adler Institute Home Page.
Приложение 1