§1. Программа эмпирического исследования
Проблема исследования – выявление роли физического образа Я в целостном представлении человека о себе; изучение взаимосвязи между физическим образом Я и социальной мотивацией личности.
Цель исследования - изучение взаимосвязи представлений женщин о своем физическом Я в настоящем и будущем с их мотивацией аффилиации.
Задачи исследования:
1) выделить группы испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;
2) изучить изменение самооценки внешности в будущем по сравнению с настоящим у испытуемых с низкой и высокой самооценкой внешности;
3) выявить наиболее значимые параметры внешности для обеих групп испытуемых;
4) соотнести данные самооценки внешности с уровнем мотивации аффилиации;
5) выявить особенности построения образа Я в настоящем и будущем у двух групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности.
Объект исследования – женщины в возрасте от 25 до 40 лет
Обоснование выборки:
В нашем исследовании приняли участие 52 человека. Все испытуемые – работающие женщины в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие высшее образование и постоянно проживающие в Москве. Выбор объекта исследования обусловлен представлением о том, что для большинства женщин самооценка собственной внешности имеет чрезвычайно важное значение в социальных контактах. Таким образом, взаимосвязь физического Я и социальной мотивации могла быть, по нашему мнению, наиболее выпукло продемонстрирована именно на примере женщин-респонденток. Тем не менее, сопоставление данных, полученных в нашей работе, с результатами исследования мужчин представляет особый интерес и может являться предметом специального изучения.
|
Ограничение выборки по возрасту испытуемых связано с тем, что в современном мире возраст от 25 до 40 лет является наиболее продуктивным для женщины в плане социальной активности. Также мы преследовали цель создания достаточно гомогенной выборки, так как очевидно, что расширение возрастного диапазона будет создавать дополнительный фактор, требующий обязательного учета при анализе результатов.
Предмет исследования – представления женщин о своем физическом Я в настоящем и будущем; взаимосвязь между образами физического Я и мотивацией аффилиации.
В ходе исследования были проверены следующие гипотезы:
1) самооценка внешности у женщин в их представлении о себе в будущем существенно отличается от их самооценки в настоящем; эти показатели различны для групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;
2) уровень самооценки внешности у женщин взаимосвязан с уровнем мотивации аффилиации;
3) женщины с высокой и низкой самооценкой внешности отличаются друг от друга в построении своего образа Я в настоящем и будущем;
Процедура и методики исследования:
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. На первом этапе исследования изучалась самооценка внешности испытуемых в настоящем. Для этого применялась оригинальная методика измерения самооценки внешности. Предварительно на основании опроса 18 женщин, не участвующих в данном исследовании, был подготовлен список из 20 частей тела, наиболее значимых с точки зрения внешней привлекательности женщины. Этот список предлагался респондентам со специальной инструкцией (бланк задания приводится в приложении 1).
|
2. На втором этапе с помощью той же методики изучалась самооценка внешности испытуемых в будущем (в возрасте 60 лет). Выбор возрастной отметки в 60 лет обусловлен, во-первых, значимостью этого возраста для социальной жизни женщины (официальный пенсионный возраст для женщины в нашей стране составляет 55 лет), во-вторых, достаточной временной отнесенностью в будущее для всей выборки (чтобы избежать совпадения представлений респонденток о себе в настоящем и будущем).
3. На третьем этапе исследования проводилось измерение уровня мотивации аффилиации. Для этого использовался опросник А. Меграбяна (текст опросника приводится в приложении 2).
4. На четвертом этапе исследования изучались образы Я испытуемых в настоящем и будущем. С этой целью был использован тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?». Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа. Все ответы были отнесены к одной из двух категорий: социально-ролевые или личностные характеристики. Внутри категории личностных ответов были выделены две подкатегории: высказывания, относящиеся к физическому Я и к мотивации аффилиации.
§2. Анализ и обсуждение результатов исследования