Кинематическая погрешность передачи — это разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи.




Домашнее задание на 29 октября 2020 года

группа ВК ТЭ-31 Метрология 2020 https://vk.com/club199530928

Группа ТЭ-31 дисциплина «Метрология и стандартизация»

Тема: Допуски цилиндрических зубчатых колёс и передач

 

Задание 1. Изучение нового материала

Одним из основных показателей качества работы зубчатых передач является их точность. Точность изготовления зубчатых колес не только определяет геометрические показатели передачи, но оказывает влияние на динамические характеристики (вибрации, шум), а также существенно влияет на долговечность работы, прочностные показатели передачи и на потери на трение.

Для зубчатых колес и передач установлено двенадцать степеней точности, обозначаемых в порядке убывания точности: от 1 до 12 в порядке убывания точности. Передач со степенью точности 1 и 2 пока не существует.

Со степенью точности 3 - 5 изготавливают измерительные зубчатые колеса, используемые для контроля зубчатых колес; колеса, применяемые в особо точных делительных механизмах; зуборезный инструмент.

Зубчатые колеса степеней точности 5 - 8 широко применяют в авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности.

Наибольшее распространение в машиностроении имеют зубчатые колеса 7- й степени точности, получаемые методом обката на точных станках с последующей отделкой для колес, подвергающихся закалке (шлифование, хонингование). Такие колеса широко используются в металлорежущих станках, скоростных редукторах, автомобилях и тракторах.

Зубчатые колеса степени точности 8-11 применяют в грузоподъемных механизмах и сельскохозяйственных машинах.

По 12-й степени точности изготавливают неответственные колеса с зубьями, не подвергающимися механической обработке, например литые.

Основные параметры цилиндрических зубчатых передач

Установлено шесть видов сопряжений зубчатых колес в передаче A, B, C, D, E, H и восемь видов допуска T на боковой зазор jn x, y, z, a, b, c, d, h. Обозначения даны в порядке убывания величины бокового зазора и допуска на него.

Соответствие между видом сопряжения зубчатых колес в передаче и видом допуска на боковой зазор допускается изменять, при этом также могут быть использованы виды допусков x, y, z.

 

 

Все допуски рассчитаны для 6-й степени точности, а для остальных степеней (кроме 1 и 2-й – резервных) определяются умножением на установленные коэффициенты.

Система допусков предусматривает обеспечение трех норм точности: кинематическую точность, плавность работы, контакт зубьев передачи.

Эти нормы называют независимыми, так как для каждой из них при необходимости может быть назначена своя степень точности (но разница ограничена).

Такая необходимость может быть вызвана целевым эксплуатационным назначением передачи.

Так, для отсчетных передач требуется высокая кинематическая точность, для скоростных – плавность, бесшумность работы, отсутствие вибраций, для силовых – полнота контакта зубьев.

Для передач общего назначения повышенных требований по этим трем нормам не предъявляют; для них устанавливаются обычно нормы одного уровня, обеспечивающие расчетный срок службы.

Требуемый уровень точности зависит от назначения передачи, характера и величины нагрузки, рабочих скоростей и должен быть обеспечен технологией изготовления. Его можно рассчитать или назначить, исходя из опыта эксплуатации передач в аналогичных условиях.

Контроль кинематической точности колёс

Кинематическая точность характеризуется полной погрешностью углов поворота находящихся в зацеплении колес.

Комплексным показателем нормы кинематической точности является кинематическая погрешность.

Кинематическая погрешность передачи — это разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи.

Наибольшая кинематическая погрешность передачи ограничивается допуском, который определяется как сумма допусков на кинематическую погрешность зубчатых колес I и 2,

Нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням, более точным, чем нормы плавности работы зубчатых колес и передач.

Независимо от степени точности зубчатых колес и передач виды сопряжений зубчатых колес в передаче приведены в табл. 1.

 

Таблица 1 - Виды сопряжений и величины гарантированных боковых зазоров

Точность изготовления цилиндрических зубчатых колес и передач определяется степенью точности, а требования к боковому зазору - видом сопряжения по нормам бокового зазора.

Примеры обозначения:

1. Точность передачи со степенью точности по всем трем нормам, с видом сопряжения колес С и соответствием между видами сопряжения и допуска на боковой зазор:

С ГОСТ 1643-81

Примечание. Для передач, у которых величина гарантированного бокового зазора не соответствует ни одному из указанных видов сопряжений, буква, обозначающая вид сопряжения, не указывается.

В этом случае указывают: величину принятого гарантированного бокового зазора в мкм; вид допуска на боковой зазор.

2. Точность передачи со степенью точности 7, гарантированным боковым зазором 600 мкм (не соответствующим ни одному из указанных видов сопряжения для заданного межосевого расстояния 450 мм) и допуском на боковой зазор вида у:

У ГОСТ 1643-81

3. Точность передачи со степенью 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности работы, степенью 6 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения колес В и видом допуска на боковой зазор а:

Ва ГОСТ 1643-81

Допускается оценивать точность зубчатых колес по суммарному пятну контакта их зубьев с зубьями измерительного зубчатого колеса.

 

 

Примеры обозначения

Источники:

1. https://docs.cntd.ru/document/1200012484 - ГОСТ 1643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски

 

 

Преподаватель: Горохова Галина Ивановна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: