Занятие 5
Тема: Präsens- настоящее время.
Задание 1: Законспектируйте данную информацию по теме урока в рабочую тетрадь.
Чтобы рассказать о том, чем вы занимаетесь вообще или сейчас, необходимо использовать глаголы в настоящем времени — презенсе (Präsens). Образуется презенс от неопределенной формы глагола, которая в немецкой грамматике называется инфинитивом.
Инфинитив оканчивается обычно на суффикс -еn, например: lernen - учить, учиться, реже на -n, например: tun - делать.
Как и в русском языке, глагол меняет окончания.
Просто сравните: я учу - ich lerne, ты учишь - du lernst, она учит - sie lernt и так далее.
Präsens служит для обозначения:
1) действия, процесса, состояния, происходящего в настоящий момент или относящегося к данному отрезку времени.
Was machst du? - Ich kämme mich. Что ты делаешь. - Я причесываюсь.
Mein Sohn studiert an der Universität, er steht schon im 5. Studienjahr. Мой сын учится в университете, он уже на 5 курсе.
2) постоянно повторяющегося действия, а также действия или состояния, имеющего вневременной характер, т. е. являющегося констатацией общеизвестного факта, также в пословицах и поговорках.
Die Erde bewegt sich um die Sonne, der Mond bewegt sich um die Erde. Земля вращается вокруг солнца, луна вращается вокруг Земли.
3) действия, относящегося к будущему времени, преимущественно в разговорной речи; как правило, в предложениях такого типа есть указание на время совершения действия в будущем
Im kommenden Sommer fahren wir nach Süden. Этим летом мы (по)едем на юг.
Ich gehe morgen ins Theater. Завтра я иду в театр.
Wir sehen\uns morgen. Мы увидимся завтра.
СПРЯЖЕНИЕ СЛАБЫХ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ (PRÄSENS)
Формы Präsens слабых глаголов образуются от основы глагола с помощью личных окончаний. Личные окончания в Präsens указаны в таблице:
|
Лицо | Единственное число | Множественное число |
-e | -(e)n | |
-(e)st | -(e)t | |
-(e)t | -(e)n |
Общий случай: lachen
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich lache | wir lachen | |
du lachst | Ihr lacht | |
er, (sie, es) lacht | sie lachen |
Глаголы с основой на -d, -t, -n, -m (кроме -ln, -lm, -rn, -rm) имеют перед окончанием -st, -t гласную -е: arbeiten, begegnen
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich arbeite; begegne | wir arbeiten; begegnen | |
du arbeitest; begegnest (!) | Ihr arbeitet; begenet (!) | |
er sie, es arbeitet; begegnet (!) | sie arbeiten; begegnen |
У глаголов с основой на -s, -ß, -z, -x, во 2-м лице единственном числе выпадает -s в личном окончании: reisen, grüßen, übersetzen
Лицо | Единственное число | Множественное число |
ich reise; grüße; übersetze | wir reisen; grüßen; übersetzen | |
du reist; grüßt; übersetzt (!) | Ihr reist; grüßt; übersetzt | |
er sie, es reist; grüßt; übersetzt | sie reisen; grüßen; übersetzen |
СПРЯЖЕНИЕ СИЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ
Формы Präsens сильных глаголов образуются от основы глагола с помощью таких же личных окончаний, как и у слабых глаголов, при выборе окончания следуя тем же правилам, что и слабые глаголы. Сильные глаголы с корневой гласной -е- изменяют во 2-м и 3-м лице единственного числа Präsens -е- на – i (-ie): sprechen, lesen
Лицо | Ед. число | Лицо | Множ. число |
1 ich | sprech e; les e; | wir | sprech en; les en; |
2 du | sprich st; lie st; | ihr | sprech t; le st; |
3 er sie/es | sprich t; lies t; | Sie sie | sprech en; les en; |
Запомните написание и спряжение следующих сильных глаголов:
essen | du isst | er isst |
vergessen | du verg i s st | er veg i s st |
lesen | du l iest | er l iest |
sprechen | du spr i ch st | er spr i ch t |
sehen | du s ie h st | er s ie h t |
helfen | du h i lf st | er h i lft |
nehmen | du n i mm st | er n i mm t |
geben | du g i b st | er g i b t |
empfehlen | du empf ie hl st | er empf ie hl t |
befehlen | du bef ie hl st | er bef ie hl t |
НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ГЛАГОЛЫ.
|
Сильные глаголы с корневыми гласными a, au, o (кроме schaffen, kommen, saugen - пылесосить, schnauben – сопеть, фыркать) во 2-м и 3-м лице единственного числа получают умлаут: fahren, schlafen, laufen, stoßen
Лицо | Ед. число | Лицо | Множ. число |
1 ich | fahr e; lauf e; stoß e; | wir | fahr en; lauf en; stoß en; |
2 du | fähr st; läuf st; stö ßt; | ihr | fahr t; lauf t; stoß t; |
3 er sie/es | f ä hr t; l ä uf t; st ö ß t; | Sie sie | fahr en; lauf en; stoß en; |
Задание 2. Выполните упражнения.
1. Konjugieren Sie die folgenden Sätze im Präsens / Проспрягайте следующие предложения в настоящем времени.
1. Ich sage „Guten Tag“.
2. Ich tanze gut.
3. Ich rede viel.
4. Ich begegne dem Lehrer.
5. Ich arbeite am Tage.
2. Ergänzen Sie die fehlenden Endungen / Вставьте пропущенные окончания:
1. Du tanz_ sehr gut.
2. Er richt_ diese Frage an die Mutter.
3. Er wart_ lange auf die Freundin.
4. In der Pause lüft_ man den Lehrraum.
5. Ihr arbeit_ jetzt in Gruppen.
6. Warum setz_ du dich auf meine Bank?
7. In diesem Monat regn_ es oft.
8. Rechn_ du immer für deinen Bruder?
9. Was pflanz_ ihr in eurem Garten?
10. Die Eltern begleit_ ihre Tochter in die Schule.
3. Machen Sie die Klammern auf / Раскройте скобки:
1. Wie lange (fahren) du zur Fachschule?
2. Der Student (fallen) in der Prüfung durch.
3. Die erste Stunde (fangen) um acht Uhr fünfzehn an.
4. Der Hausmeister (graben) die Beete um.
5. Der Junge (laden) das Mädchen ins Kino ein.