Панк как повышение самоценности




Итальянское движение вне исторического контекста массовых захватов, демонстраций и бунтов не имеет сильных поверхностных сходств с развитием панк-рока в Великобритании. Есть какое-то сходство между панками и Индейцами Метрополии, но история обеих стран была довольно различной. В то время Италия считалась исключением, особенно из-за длительности движения. (Hardt, Vianno, 1996) Между обоими движениями вроде не было никакого прямого обмена, по крайней мере до восьмидесятых, когда панк и автономистские влияния смешались во многих странах, самым наглядным образом в движениях голландских сквоттеров и немецких автономов. В Италии панк обладал влиянием только когда его популярность и обеспечиваемое им единство помогли возродить движение основанное на автономистских идеях, базировавшееся вокруг Социальных Центров, «самоуправляемых, захваченных социальных центров» в начале восьмидесятых (Wright, 2000). Однако, для обеих стран и для международного капитализма в целом, середина семидесятх стала временем перемен. Нефтяной кризис в 1973 г. стал сигналом начала конца послевоенного расклада. Капитал начал проект реструктуризации, подорвавший кейнсианскую политику, приспособленную к старым силам рабочего класса.

Панк осознавал роль СМИ, был самосознательным движением, творившим собственные мифы с самого зарождения. Пытаться распутать историю и значение такого сложного и разнообразного являения так сложно сейчас только потому что наше восприятие опосредовано таким образом. Движение Автономии было настолько же сложным и из-за отсутствия англоязычной истории можно очертить лишь голый скелет истории только в самых общих и условных чертах. Статус панка подвергшийся чрезмерному анализу, ещё более усложняет его чёткое отображение. Недавние работы о панке (Sabine, 1999) сделали эту ситуацию ещё более проблематичной утверждая, что большинство 'временных' панков были настолько же аутентичными и ценными как и опыт Джона Лайдона. Конечно, существует множество 'маршрутов ухода' из панка. Однако, если мы вернёмся к автономизму, как к прагматичной теории, основным фактором будет не аутентичность, а эффективность.

Когда рассматриваешь панк как повышение самоценности стоит обратить внимание на его преемственность по отношению к другой борьбе, которая может быть не настолько явной. Один из вопросов, который всегда был спорным – является ли панк реакцией против цикла борьбы шестидесятых или его продожением. Это конечно зависит от того, как вы интерпретируете шестидесятые. Автономисты интерпретируют их как развитие потребностей и желаний, вышедших за пределы послевоенного положения вещей. Как пишут Негри и Хардт в одной из недавних книг: «'Выпадение из системы' – лишь бедная идея о том, что происходило в Хэйт-Эшбери и на всей территории США в 1960-х. Двумя основными операциями стали отказ от дисциплинарного режима и эксперименты с новыми формами производства». (Hardt, Negri, 2000 P274) Эта борьба подорвала послевоенные режимы дисциплины, через отказ от массовой фабрики и нуклеарной семьи в пользу нематериального и мобильного производства, которое было принято в искажённой форме новой производственной парадигмы для капитализма.

Знаменитый лозунг Джейми Рейд «Никогда не верьте хиппи» был нацелен в первую очередь на Ричарда Брэнсона, (Reid, Savage, 1987), а не на поколение или движение хиппи. Как говорит ветеран шестидесятых Кэролайн Кун: «Я не ожидала, что идеализм моего поколения будет оклеветан с такой агрессивной негативностью. Когда эти ребята превращают хиппи в шлак, я понимаю, что они выросли читая о хиппи в жёлтой прессе поэтому они раглагольствуют о «шоке и грязи» хиппи. Поэтому я сказала ' Помойная пресса сделала с хиппи то же, что она сделает с вами '». (Savage, 1991 p.231)

Тем не менее панк стал продолжателем многих идей и тем хиппи в анти-шестидесятнической форме. Панк реагировал против возобновления борьбы шестидесятых. Он был продолжением контркультурных идей 60-х в форме нигилизма против детища СМИ: хиппи. Панки отвергали в хиппи поддельность, фальшивость и тоталитарную пригожесть к которой свели хиппи; символизируемых пожалуй логитпом улыбающейся жёлтой рожицы. На постере Джейми Рейд для сингла "California Uber Alles" американской панк-группы Dead Kennedys был изображён этот смайлик в качестве маскировки легковесного фашизма в калифорнийском стиле. Возможно это центральная тема в панке; утверждение социального реализма против поверхностности смайлика. В то же время новый капитал получал самодовольное удовлетворение от этого вновь отталкивающего образа хиппи.

Это была нигилистическая злая реакция на промахи предыдущего поколения. Неприятие хиппи присутствовало в самых ранних проявлениях панковской тусовки в нью-йоркском клубе CBGB. Стилистически оно было представлено короткими торчащими стрижками и узкими штанами, 'что штаны, что мозги ' как сказал Джо Страммер (Sabine, 1999 p.6), а также стилизованным урбанизмом, насилием и внешней непривлекательностью. Это неприятие хиппи не было чуждым контркультуре шестидесятых. «Могильщики» из Сан Франциско устроили шутливые похороны в 1967 г., провозгласив «смерть хиппи, излюбленных сынов СМИ» (Lee, Shlain, 1985 p.191). Однако на сцене CBGB неприятие хиппи иногда принимало реакционные и расистские формы (Bangs, 1990).

В Лондоне вокруг Sex Pistols собралась группа людей, которые всё ещё вдохновлялись либертарным духом Мая 1968 г. Спорными методами она увязывала панк с его более радикальными предшественниками для того, чтобы вывести наружу революционный потенциал панка. Влияние ситуационистских идей обычно прослеживается через связь Малькольма Макларена и Джейми Рейд с группой King Mob в начале 1970-х гг. (Savage, 1990). В King Mob входили участники Ситуационистского Интернационала, исключённые из него за чрезмерное влияние "уличной банды с анализом" (Vague, 1997 p.130) Black Mask Group, которая позже была переименована в Up Against the Wall Motherfucker. Вокруг Sex Pistols собирались и другие люди, вдохновлявшиеся шестидесятыми: Софи Ричмонд участвовала в ситуационистском журнале и в издании Suburban press вместе с Джейми Рейд, но до этого она также входила в либертарную социалистическую группу Solidarity. В числе прочих был также Берни Родес, менеджер Clash, дорожный менеджер Sex Pistols Джон Тибери и Фред Верморель, друг Макларена и издатель про-ситуационистского журнала «Интернациональный вандализм». Верморель позже сказал по поводу этой ситуации: "Вся эта заварушка с Pistols в общем то была марксистской конспирацией, что может прозвучать смешно, но так оно и было. Там были Джейми Рейд, Софи Ричмонд и Малькольм, которые сидели и рассуждали о радикальной политике, о том, как радикализировать то или это, насколько далеко нам заходить здесь и там." (Vague, 1997 p.135)

Уровень их влияния на группу остаётся спорным, но именно они создали идейную среду панка и его песен. Связь между панком и идеями King Mob предыдущих лет прослеживается чётко. Практика активного нигилизма вызывала обсуждение отчаянных планов, включая взрыв водопада в озёрном районе в качестве протеста против романтизма. Вот хорошее отражение этого отношения: "Лучше быть ужасным, чем приятным, альтруистичным хиппи, в качестве недиалектической гиперреакции на хиппи"ю (Wise, D. Wise, S. 1996 p. 66). Этот нигилизм явно проявился в панке, как на это указывает его имя. В ранних семидесятых Крис Грей, член King Mob распространял идею о создании "абсолютно неприятной поп-группы" (Wise, D. Wise, S. 1996 p. 67). Он не зашёл дальше нескольких граффити, рекламирующих Chris Gray Band, но идея стало одной из нитей, ведущих к Sex Pistols. Их планировали как критику потребительства, обнажение мусора, отовариваемого капитализмом, разоблачение механизмов музыкальной индустрии и отказ от артистических притязаний. Влияние этой идеи заметно в ретроспективной интерпретации Маклареном панка, как обжуливания музыкальной индустрии. The Pistols в качестве антитезы Bay City Rollers, обыгрывание интерпретации правой прессой панка, создание СМИ своего собственного кошмара (Savage, 1990).

Конечно панк был больше чем махинации нескольких манипуляторов. Группа пригородных и городских подростков уже использовала эти пробелы в поп-культуре, для создания собственного стиля и образа жизни. Простодушный гений личности Джонни Роттена никак нельзя было запланировать. Здесь заключена проблема с рассказом об 'афере панка', Sex Pistols были слишком хороши. Их критика была настолько сильной, что подорвала всю предшествующую поп-культуру, включая позиции политического рока (Garnett, 1999). Грейль Маркус утверждает, что "Sex pistols пробили брешь в... поп-музыке" (Marcus, 1989 p.3). Подрывая условности поп и рок-музыки Sex Pistols открыли огромное свободное пространство. Музыкально, отказываясь учиться играть на своих инструментах как следует, панки уничтожили условности, державшие музыкантов в смирительной рубашке. Демистифицируя культуру, панк создал пространство для взрыва самодеятельности. Вдохновлённые им люди создавали собственные группы, придумывали свой стиль одежды, выпускали свои журналы или устраивали свли концерты. Это мощное наследие всё ещё с нами. По словам журналиста из Ричарда Буна: Угроза раннего панkа была в том, что молодые люди из рабочего класса решили сбросить с себя цепи угнетения! И шагнуть в историю!" (Savage, 1991 p.397)

В этом смысле панк можно рассматривать как момент повышения самоценности аналогичный Индейцам Метрополии в Италии. Мощный самоутверждающийся эксперимент с новым образом жизни. Панк, через пластинки, журналы и концерты, можно рассматривать как внетерриториальное единство в момент возрастания атомизирующих эффектов молодёжной безработицы (3). Дух 'Do It Yourself' повлёк за собой творческую активность вне рабочей сферы. Этот отказ от работы распространился на безработных: ведь работой безработных должен был быть поиск работы и сдерживающая роль давления на треюования наёмных работников. Это единство, появившееся благодаря панку наиболее драматичным образом было продемонстрировано, когда пластинка Sex Pistols "God Save the Queen" достигла первого места в неделю Юбилея Королевы. Тот факт, что название пластинки вычёркивалось из хит-парадов указывал на важную роль, которую он играл в представительстве субъективности, исключенной из официального дискурса.

Одной из сильных сторон Повышения самоценности, как идеи было осознание им своих собственных лимитов. Если брать марксизм как постоянную критику капитализма то его применение к борьбе, ведущей за пределы капитализма ограничено. Проекты повышения самоценности следует понимать в их собственных терминах. Автономный марксизм может идентифицировать шрамы, которые несут на себе проекты повышения самоценности, рождённые при капитализме. Гарри Кливер (1992 p.134) говорит по этому поводу следующее: "Мы создаём автономную обстановку и деятельность, но мы это делаем в местах изуродованных капиталистической эксплуатацией товарами и типом личности, хотя бы частично сформированного капиталистическими процессами." Когда мы говорим о панке это помогает определить шрамы, которые он несёт на себе из-за своего рождения в музыкальной индустрии и прояснить некоторые направления его выхода за её пределы. Одним из этих шрамов была неспособность панка выйти за рамки формы рок-группы.

Частью мотивации панка послужил опыт рок-звёзд шестидесятых, исчезавших на стадионах и получавших статус полубогов. Панк преодолевал расстояние медлу группой и аудиторией. Это соответствует мечте Лотреамона о "поэзии, которую пишут все" (Marcus, 1990 p.240). На ранних концертах аудитория обладала таким же значением как и группа в создании панковского стиля и отношения. Слушатели на одной неделе, на следующей организовывали группы и выступали. Это показывает культурное самоусиление панка. Однако неспособность сбросить с себя форму группы, концертов и пластинок, спроса индустрии и капиталистических ценностей мало-помалу брали верх. Из единства групп с движением летом 1976 г. уже выползал элитаризм, а группы начали конкурировать за внимание фирм грамзаписи (Savage, 1991). Из-за своей неспособности избежать шрамов полученных при рождении в рамках музыкальной индустрии, панк осуществлял лишь частичную критику капитализма. Не выходя за перспективу своего происхождения панк участвовал в противостоянии между независимыми и официальными лейблами. Хотя независимые и могут предоставить ценное пространство, так же как и другие бесприбыльные компании, 25 лет сурового опыта показали, что малые компании подчиняются той же дисциплине, что и большие. Этим мы не хотим сказать, что если бы панки были лучшими марксистами, они нашли бы разрешение этим противоречиям. Не бывает чистого повышения самоценности. Однако автономная точка зрения, что в корне этих противоречий лежит капитализм до сих пор проводит ложную линию на песке между независимыми и официальными лейблами.

Положение Sex Pistols в опосредованном брюхе чудища достигло кризисной точки после их появления на телевидении с Биллом Гранди. Многие сложности и противоречия панка выдохлись. Открывшееся пространство было сужено распространением идей панка через таблоиды. По словам Джона Сэвиджа: "Взятие СМИ является необходимым если это поп-движение. В этой операции, простота неизбежно накладывается на сложные феномены, но высвобождается также свежая энергия с непредсказуемыми, освобождающими результатми." (Savage, 1991 p.278) Sex Pistols боролись против процесса посредничества избегая фотографироваться для постеров, скрывая свои вкусы и притворяясь, но всё же брешь пробитая ими была закрыта к 1979 г. Тем не менее даже в опосредованной форме послание панка было достаточно сильным и спровоцировало новую волну творческой деятельности даже в самых маленьких городках Великобритании. После развала Sex Pistols и интеграции панк-групп в историю рока оставалось ещё достаточно места для новых волн повышения самоценности. Самого панка не существовало бы если бы не повышение самоценности шестидесятников. Как на практическом уровне, распространившийся в Лондоне сквоттинг стал материальной предпосылкой панка, так и на теоретическом. "Не будучи более 'реалистичным' 'требуя невозможного', память о видении невозможного оставалась ощутимой. Возможно, поэтому политика панка была возможной" (Garnett, 1999 p.24). В свою очередь пространство и субъективность, развитые панком послужили основой для новой борьбы и повышения самоценности. Самой заметной группой второй волны панка стали Crass. "Совершив первую и единственную осмысленнную попытку выйти за нигилистические архетипы времени" (Savage, 1991 p.481), они создали субкультуру Анархопанка и помогли сформировать линии протеста, ведущие напрямую к анти-капиталистической борьбе последних лет. Конечно это лишь один из путей, выводящих из хаоса противоречий панка. Из нигилистического отрицания панками хиппи посредством правых панк-групп можно вывести существование сегодняшней расистской, неонацистской рок-сцены (Sabine, 1999). Для этой линии категория повышения самоценности не так уж важна.

"Сегодня множество людей в своём культурном анализе напоминает мне ФБР пятидесятых: Они всюду находят подрывную деятельность." (Marcus, 1991 p.28) Автономистская теория усматривая подрывную деятельность повсюду всё же избегает некритической общей подрывной деятельности о которой говорит Маркус. Одной из её сильных сторон является анализ связи между борьбой в культурной среде и вне её. Применение автономистской теории к панку указывает на связь между двумя различными движениями. Рассмотрение панка как момента повышения самоценности может оказаться полезным в отделении его более утопических импульсов от дисциплины, которой его подчиняет капитализм. Рассмотрение марксизма как критики присущей капитализму помогает остановить пределы его пользы для анализа.

�Примечания:

�1. Я использую термин марксизм признавая, что определённые теоретические моменты в автономистской традиции делают это отождествление проблематичным. Например точка зрения Негри на Спинозу как на домарксистского коммуниста усложняет использование термина марксизм. В то же время некоторые автономисты считают даже термин коммунизм как "тяжёлое наследие" которого нам следует избегать. (Viano, Binetti, (1996) P.252)

2. Дж.Р.Джонсон и Ф.Форест были псевдонимами C.Л.Р. Джеймса и Раи Дунаевской.

3. "В июне, (1976) безработица достигла 1,507,976, 6.4 процентов рабочей силы, худшей цифры со времён 1940 г." (Savage 1991 p.229)

Библиография

Bangs, L. (1990) Psychotic reactions and carburettor dung. London, Minerva.

Binetti, V. Viano, M. (1996) What is to done?: Marxism and academia. In Casarino, C. Karl, R. akdisi, S. (eds) (1996)

Berardi, F. (Bifo) (1980) Anatomy of autonomy. In Lotringer, S. Marazzi, C.

(eds) (1980)

Bologna, S. (1980) The tribe of moles. In Lotringer, S. Marazzi, C. (eds) (1980)

Bonefeld, W. Gunn, R. Psychopedis, K (eds) (1992) Open Marxism. London,� Pluto.

Cleaver, H. (1992a) The inversion of class perspective in Marxian

theory:

From valorisation to self-valorisation. in Bonefeld, W. Gunn, R. Psychopedis, K (eds) (1992)

Cleaver, H. (1992b) Kropotkin, self-valorization and the crisis of Marxism.

Available from: gopher://mundo.eco.utexas.edu:70/...e%20Crisis%20of%20Marxism%29Dec92

Cleaver, H. (2000) Reading Capital politically. Leeds, Anti-Thesis and AK press.

Casarino, C. Karl, R. Makdisi, S. (eds) (1996) Marxism beyond Marxism. London, Routledge

De Angelis, M (1993) An interview with Harry Cleaver. Available at: https://www.geocities.com/CapitolHill/3843/cleaver.html

Dyer-Witheford, N. (1999) Cyber-Marx. University of Illinois Press.

Garnett, R. (1999) Too low to be low: Art pop and the Sex Pistols. In Sabine, R. (ed) (1999)

Hardt, M. Negri, A. (2000) Empire. London,Harvard University press

Hardt, M. Virno, P. (1996) Radical thought in Italy. A potential politics. Minneapolis, University of Minnesota press.

Home S. (ed) (1996) What is Situationism? A Reader. Edinburgh, AK press.

Lee, M. Shlain, B. (1985) Acid dreams. New york, Grove Weidenfeld

Lotringer, S. Marazzi, C. (eds) (1980) Italy: Autonomia. Post-political politics. New York, Semiotext(e)

Lumley, R. (1990) States of emergency, cultures of revolt in Italy from 1968-1978. London, Verso.

Marcus, G. 1990) Lipstick traces, a secret history of the twentieth century.

2. London, Picador.Marcus, G. (1991)� A Hunka' Hunka' Burnin' Text: Greil Marcus on Dead

Elvis and other Pop Icons. Lingua Franca 1.6 (1991) pp. 28-31

Marx, K. (1976) Capital volume 1, Penguin.

Negri, A. (1979) Working class autonomy and the crisis. London, Red Notes and CSE books.

Negri, A. (1988) Revolution Retrieved. London, Red Notes.

Negri, A. (1991) Marx beyond Marx, lessons on the Grundrisse. London, Pluto.

Plant, S. (1992) The most radical gesture, the Situationist International in a postmodern age. 4. london, Routledge.

Sabine, R. (ed) (1999) Punk rock: So what? London, Routledge.

Savage, J (1991) England's dreaming, Sex Pistols And Punk rock. 2. London, Faber and Faber.

Surin, K. (1996) "The continued relevance of Marxism" as a question, some propositions. In Casarino, C. Karl, R. Makdisi, S. (eds) (1996)

Torealta, M. (1980) Painted politics. In Lotringer, S. Marazzi, C. (eds) (1980)

Tronti, M. (1980) The strategy of refusal. In Lotringer, S. Marazzi, C. (eds) (1980)

Reid, J. Savage, J. (1987) Up they rise, the incomplete works of Jamie Reid. London, Faber and Faber.

Red Notes (eds) (1979) Italy 1977-8. Living with an earthquake. London, Red Notes

Vague, T. (1994) The great british mistake, Vague 1977-92. Edinburgh, AK press.

Vague, T. (1997) Anarchy in the UK, the angry brigade. Edinburgh, AK press.

Vermorel, F. Vermorel, J. (1978) Sex Pistols, the inside story. London, Omnibus.

Whitehead, P. (1985) The writing on the wall. 2. London, Michael

Joseph.

Wise, D. Wise, S.(1996) The End Of Music in Home S. (ed) (1996)

Wright, S. (2000) A love born of hate, Autonomist rap in Italy. Theory,

Culture & Society, 17(3) pp117-135

Wright, S. (Forthcoming 2002) Storming Heaven, class composition and

struggle in Italian Autonomist Marxism. London, Pluto.

https://www.geocities.com/antagonism1/misc/rupank.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: