Кафедра социальной психологии
Программа учебной дисциплины
«Межкультурные коммуникации в бизнесе (тренинг)»
Автор: доцент, кандидат психологических наук Гуриева С.Д.
Рецензент: профессор, доктор психологических наук Почебут Л.Г.
Санкт-Петербург
2008 г.
I. Организационно – методический раздел.
Цель курса.
Развитие современного бизнеса, с установлением и расширением международных отношений, выдвигает на первый план требование подготовки профессиональных менеджеров, способных осуществлять эффективные деловые коммуникации в межкультурной бизнес-среде. Специализация по данной программе предполагает изучение основных направлений, принципов и современной практики развития менеджмента в различных культурах. Изучение межкультурного (кросс-культурного) менеджмента, как одного из современных направлений менеджмента, является необходимым и актуальным не только в ведущих университетах мира, но и для российских вузов.
Цель изучения дисциплины – углубить и систематизировать знания об основных проблемах и направлениях современного менеджмента, заложить основы межкультурной коммуникационной компетентности современных менеджеров, подготовить их к успешной профессиональной деятельности.
Полученные знания направлены на формирование и развитие знаний, умений и навыков ведения бизнеса и управления персоналом современной организации в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Задачи курса.
1. систематизация и закрепление знаний в области межэтнических отношений, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
2. понимание и раскрытие социально-психологических особенностей проведения научных исследований в области межэтнических отношений.
|
3. овладение основными методами, навыками для проведения корректных этнопсихологических исследований.
4. формирование позитивного, корректного отношения к содержанию национального, специфического в процессе межкультурного взаимодействия.
5. овладение и закрепление эффективными навыками межкультурной коммуникации.
6. – познакомить студентов с особенностями развития менеджмента в различных странах и культурах;
7. - показать особенности межкультурных коммуникационных процессов в структуре современной организации;
8. - подготовить студентов к эффективным межкультурным коммуникациям в реальных ситуациях.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Данная программа предназначена для студентов, слушателей, специализирующихся по специальности «Общий менеджмент», «Менеджмент», «Организационная психология». Содержание данного курса основано на знаниях, полученных при изучении студентами «Общего менеджмента», «Менеджмента», «Психологии управления».
Требования к уровню содержания.
На практических занятиях студенты знакомятся с видеоматериалами и кейсами, посвященными изучению различных аспектов межкультурных коммуникаций в современном бизнесе.
II. Содержание курса
Программа тренинга рассчитана на закрепление полученных теоретических знаний в области межэтнических отношений. Применяется анализ конкретных ситуаций и командной работы, анализируется динамика развития организаций.
|
Теоретическая часть программы: осознание и понимание личностью специфических, культурных универсалий, проявляющихся в традициях, ритуалах, обычаях, обрядах. Осознание собственного этноцентризма, влияния этнических установок, стереотипов, предубеждений, как препятствующих формированию этнокультурной компетентности.
Заменить упрощенное понимание другой культуры как «чужой» более дифференцированным, многогранным понятием.
Практическая часть программы: развитие этнокультурной сензитивности, повышение межкультурной компетентности в ситуациях межкультурной коммуникации, формирование стратегии управления и преодоления негативных установок. Развитие навыков, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия.
Методические основы тренинга: рефлексия опыта, интерактивное моделирование, ролевые игры, симуляция, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения.
Программа тренинга межкультурные коммуникации в бизнесе состоит из трех частей. Теоретическая часть программы предполагает осознание и понимание личностью специфических, культурных универсалий, проявляющихся в традициях, ритуалах, обычаях, обрядах. Осознание собственного этноцентризма, влияния этнических установок, стереотипов, предубеждений, как препятствующих формированию этнокультурной компетентности. Практическая часть программы состоит в развитии этнокультурной сензитивности, повышении межкультурной компетентности в ситуациях межкультурной коммуникации, формировании стратегии управления и преодоления негативных этнических установок, отработке и закреплении навыков, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия.
|
Методические основы тренинга включают традиционные процедуры групповой работы, такие как психогимнастические упражнения, рефлексию опыта, дискуссии-беседы, интерактивное моделирование, ролевые игры, симуляция, групповые дискуссии. Использование этих методов позволяет подготовить участников к эффективным контактам с другими культурами, научить их понимать, чувствовать и анализировать как свое собственное поведение, так и поведение представителей других культур.
Психогимнастические упражнения — позволяют создавать и поддерживать работоспособность в группе. Ролевые игры — это исполнение участниками ролевых ситуаций, которые воссоздают часто повторяющиеся случаи межкультурного общения.
Рефлексия опыта — предполагает осмысление участниками собственной культурной, этнической принадлежности. Биографическая рефлексия — означает осмысление собственной биографии с целью выяснения своей собственной (этнической) идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни.
Интерактивное моделирование представляет собой сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных ситуаций межкультурного общения.
Симуляция — искусственное создание конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозирование возможных вариантов и результатов, исходя из различных точек зрения участников.
Достижение поставленной цели тренинга межкультурной коммуникации связано с решением основных задач, которые можно сформулировать следующим образом:
1) представить себя за пределами собственной культурной зоны;
2) понять многообразие мира, в котором мы живем;
3) познакомиться с разнообразными культурами и формами контактов в них;
4) научиться видеть проявления культурных разнообразий в позитивном ключе;
5) сформировать позитивное отношение к установкам, ценностям, особенностям поведения представителей других культур.
Каждое тренинговое занятие имеет свою логику построения, которая соответствует основной идее создания тренинга. Это всегда определенный этап работы, который качественно заполняется необходимым содержанием: вступительной, содержательной и заключительной частью. Рассмотрим основные моменты программы тренинга межкультурной коммуникации.
День первый.
Цель: знакомство, создание и поддержание психологического климата, необходимого для последующей работы в группе.
На первом занятии следует выполнить необходимые тренинговые процедуры: вступительное слово тренера, знакомство, представление программы тренинга (план, режим работы, цели, ожидания и т. д.).
В качестве рекомендации можно предложить подвести совместный итог — дать классификацию качеств, помогающих и мешающих в межкультурном взаимодействии на различных уровнях: а) личностном; б) этнокультурном; в) социальном (политика, экономика, статус этнической группы).
День второй.
Цель: осознание личностью своих реальных и потенциальных возможностей для эффективного межкультурного общения.
Научить видеть и понимать ситуацию с точки зрения другой культуры; осознать причины непонимания, возникающего с представителями других культур; создать атмосферу креативности и творческой работы, требующей интеллектуальной мобилизации; включенности и заинтересованности как в процессе самостоятельной, так и групповой работы.
День третий.
Цель: моделирование отношений, максимально приближенных к реальным условиям межкультурного взаимодействия в современных бизнес- коммуникациях. Можно сказать, что это проживание (проигрывание) реальных ситуаций, в которых необходимо продемонстрировать не только внутреннюю готовность к взаимопониманию, но и практические навыки, способствующие эффективному межкультурному взаимодействию (межкультурную компетентность).
Заключительная часть тренинга проводится с разбором ролевой игры. Внимание участников группы должно быть сфокусировано на выявлении последствий проявления нетерпимости между народами и культурами. Выполнение психогимнастического упражнения «Подарок» позволит нейтрализовать и/или выровнять эмоциональное, психическое напряжение.
Традиционный заключительный круг, без которого невозможно представить тренинг законченным, завершает работу на тренинге. Каждому участнику предлагается в свободной форме осознать и сформулировать все, что было прожито за несколько дней. Акцентировать внимание можно на вопросах о том, каким образом тренинг повлиял на поведение, какие чувства и мысли возникли у его участников? В качестве обратной связи от участников группы можно предложить заполнить анкету, представленную в приложении.
III. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
1. Гидравлическая модель концепции В.Макдугалла.
2. Концепция З.Фрейда – нарцисстизм малых различий.
3. К.Лоренц - агрессивное поведение как следствие биологически заданной агрессивности, заложенной в человеке.
4. Концепция фрустрации – агрессии Н.Миллера и Д.Долларда,
5. Концепция относительной депривации Л.Берковитца.
6. Концепция «авторитарной личности» Т.Адорно, Э.Брунсвика, Л.Левинсона.
7. Теория реального конфликта (исследования М.Шерифа).
8. Теория социальной идентичности А.Тэшфела.
9. Гипотеза Б.Ф.Поршнева «Мы» и «Они».
10. Этническая каузальная атрибуция.
11. Внутригрупповой фаворитизм.
12. Этническая стереотипизация.
13. Явление этноцентризма.
14. Язык как элемент этнической культуры.
15. Коммуникативная сторона этнического общения.
16. Перцептивная сторона этнического общения.
17. Интерактивная сторона этнического общения.
18. Диагностический тест отношений.
19. Модифицированный тест личностных конструктов Дж.Келли.
20. Методическая разработка «Типы этнической идентичности».
21.Методическая разработка «Этническая аффилиация» и «Культурно-ценностный дифференциал».
22. Современные методы исследования межэтнических отношений.