1. Используя Диагностический Тест Отношений (ДТО) оценить себя, свой «идеал» и «типичного» представителя своей национальности, «типичного» представителя другой национальности, той, которая «больше всего нравится», и той, которая «менее всего нравится». Сравнить и сопоставить полученные результаты, используя подходы к интерпретации, разработанные Г.У.Солдатовой. Выявить эмоционально-оценочный компонент этнической установки, основные типы этнической идентичности и степени этнической толерантности, ценностные ориентации и т.д. Оформить отчет по проделанной работе.
2. Рассмотреть динамику развития межкультурных конфликтов в бизнес- коммуникациях, используя реальные ситуации, Case-study.
3. Провести интервью с представителями этнического меньшинства. Выявить трудности, с которыми сталкиваются представители этнического меньшинства при формировании позитивной этнической идентичности. Показать значимость фактора «отношения» для представителей этнического меньшинства в инокультурной среде.
4. Просмотреть фильм О.Иоселиани «Охота на бабочек». Выявить национально-культурные особенности общения, влияние инокультурной среды, трудности, связанные с процессом адаптации, значимость фактора «отношения».
5. Ориентируясь на знание национально-культурных особенностей своей культуры, разработать ситуацию межкультурного взаимодействия, с использованием техники «культурных ассимиляторов», в соответствии с основными требованиями к ним.
IV. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
1. Этнические стереотипы поведения.
2. Влияние этнических стереотипов в ситуациях межэтнического взаимодействия.
|
3. Этнические установки.
4. Проблема регуляции этнического поведения.
5. Современные теории скрытого расизма.
6. Этническая идентичность.
7. Маргинальная личность.
8. Социально-психологические аспекты формирования этнической идентичности.
9. Методы исследования этнической толерантности.
10. Этническая толерантность личности.
11. Психология межэтнической напряженности.
12. Возникновение этнических конфликтов.
13. Северо-кавказские конфликты.
14. Техники и технологии управления конфликтами.
15. Этнический речевой этикет.
16. Национально-культурные особенности вербального общения.
17. Национально-культурные особенности невербального общения.
18. Современное состояние и развитие межэтнических конфликтов.
19. Последствия межэтнических конфликтов.
20. Современное состояние межэтнических отношений.
V. Перечень вопросов к зачету (экзамену)
1. Межэтнические отношения как предметная область социально-психологического знания.
2. Основные этапы исследования проблемы межэтнических отношений в отечественной и зарубежной психологии.
3. Особенности коммуникации в низкоконтекстных и высококонтекстных культурах.
4. Влияние этнической культуры на вербальное поведение.
5. Сущность и содержание этнического этикета.
6. Влияние этнической культуры на невербальное поведение.
7. Межэтнические различия в пространственно-временной организации общения.
8. Основные характеристики межэтнического восприятия.
9. Стереотипизация как механизм межэтнического восприятия.
10. Методы исследования этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии.
|
11. Этнические стереотипы, их содержание, функции.
12. Автостереотипы и гетеростереотипы. Содержание, направленность, методы исследования.
13. Проблема истинности этнических стереотипов.
14. Этническая каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия.
15. Проблема этноцентристских атрибуций.
16. Структура и основные функции этнической установки.
17. Связь между установкой и этническим поведением.
18. Этнические предрассудки и предубеждения.
19. Отличие этнического самосознания от этнической идентичности.
20. Этническая идентичность как форма внутригруппового и межгруппового взаимодействия.
21. Понятие этнического конфликта.
22. Объяснительные концепции возникновения этнических конфликтов.
23. Фазы межэтнической напряженности и психологические защитные механизмы.
24. Современная классификация этнических конфликтов.
25. Анализ и диагностика конфликтной ситуации.
26. Психология межэтнической напряженности.
27. Методы диагностики этнической напряженности.
28. Этнический конфликт, объективные и субъективные детерминанты.
29. Национально-культурные модели ведения переговоров.
30. «Гипотеза контакта» и урегулирование этнических конфликтов.
31. Меры, способствующие снятию межэтнического напряжения.
32. Рационально-интуитивная модель управления конфликтной ситуацией.
33. Основные трудности в работе медиаторов при разрешении этнических конфликтов.
34. «Культурные ассимиляторы» как техника повышения межкультурной сензитивности.
35. Использование социально-психологического тренинга для урегулирования этнических конфликтов.
|
36. Особенности этнопсихологического инструментария.
37. Основные принципы построения программы этнопсихологического исследования.
38. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности.
VI. Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Рекомендуемая литература (основная).
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию: М.: Ключ – С. 1999.
3. Налчаджян А.А. Этнопсихологическая самозащита и агрессии. Учебное пособие. Ереван, Изд-во «Огебан», 2000.
4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-Пресс, 2003.
6. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов /Под ред. А.П.Садохина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
7. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Еврознак, 2002.
8. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос).- СПб.: Изд-во С-.Петерб. ун-та, 2002.
9. Л ьюис Р. Д. Деловые культуры в современном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., Дело, 2001.
10. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999.
11. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., Генезис, 2000.
12. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., Слово, 2000.
13. Тренинг межкультурной компетентности / Под ред. А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой. М., 2002.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., Генезис, 1998.
15. Twenty Active Training Programs / Eds. M.Silberan, V.Whiteling, San Diego, CA Pfeiffer and Company, 1992.
16. All different All equal/ Education pack. 1st edition, September 1995. Reprited 1999, European Youth Centre, Strasbourg.
17. Fons Trompenaars and Charles Hampden-Turner, Riding the waves of culture: understanding diversity in global business / McGraw-Hill, 1998.
18. Richard R. Gesteland Cross-Cultural Business Behavior Copenhagen Business School Press, 2002.