Раздел практической самостоятельной работы студентов




1. Используя Диагностический Тест Отношений (ДТО) оценить себя, свой «идеал» и «типичного» представителя своей национальности, «типичного» представителя другой национальности, той, которая «больше всего нравится», и той, которая «менее всего нравится». Сравнить и сопоставить полученные результаты, используя подходы к интерпретации, разработанные Г.У.Солдатовой. Выявить эмоционально-оценочный компонент этнической установки, основные типы этнической идентичности и степени этнической толерантности, ценностные ориентации и т.д. Оформить отчет по проделанной работе.

 

2. Рассмотреть динамику развития межкультурных конфликтов в бизнес- коммуникациях, используя реальные ситуации, Case-study.

 

3. Провести интервью с представителями этнического меньшинства. Выявить трудности, с которыми сталкиваются представители этнического меньшинства при формировании позитивной этнической идентичности. Показать значимость фактора «отношения» для представителей этнического меньшинства в инокультурной среде.

 

4. Просмотреть фильм О.Иоселиани «Охота на бабочек». Выявить национально-культурные особенности общения, влияние инокультурной среды, трудности, связанные с процессом адаптации, значимость фактора «отношения».

 

5. Ориентируясь на знание национально-культурных особенностей своей культуры, разработать ситуацию межкультурного взаимодействия, с использованием техники «культурных ассимиляторов», в соответствии с основными требованиями к ним.

IV. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

1. Этнические стереотипы поведения.

2. Влияние этнических стереотипов в ситуациях межэтнического взаимодействия.

3. Этнические установки.

4. Проблема регуляции этнического поведения.

5. Современные теории скрытого расизма.

6. Этническая идентичность.

7. Маргинальная личность.

8. Социально-психологические аспекты формирования этнической идентичности.

9. Методы исследования этнической толерантности.

10. Этническая толерантность личности.

11. Психология межэтнической напряженности.

12. Возникновение этнических конфликтов.

13. Северо-кавказские конфликты.

14. Техники и технологии управления конфликтами.

15. Этнический речевой этикет.

16. Национально-культурные особенности вербального общения.

17. Национально-культурные особенности невербального общения.

18. Современное состояние и развитие межэтнических конфликтов.

19. Последствия межэтнических конфликтов.

20. Современное состояние межэтнических отношений.

V. Перечень вопросов к зачету (экзамену)

1. Межэтнические отношения как предметная область социально-психологического знания.

2. Основные этапы исследования проблемы межэтнических отношений в отечественной и зарубежной психологии.

3. Особенности коммуникации в низкоконтекстных и высококонтекстных культурах.

4. Влияние этнической культуры на вербальное поведение.

5. Сущность и содержание этнического этикета.

6. Влияние этнической культуры на невербальное поведение.

7. Межэтнические различия в пространственно-временной организации общения.

8. Основные характеристики межэтнического восприятия.

9. Стереотипизация как механизм межэтнического восприятия.

10. Методы исследования этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии.

11. Этнические стереотипы, их содержание, функции.

12. Автостереотипы и гетеростереотипы. Содержание, направленность, методы исследования.

13. Проблема истинности этнических стереотипов.

14. Этническая каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия.

15. Проблема этноцентристских атрибуций.

16. Структура и основные функции этнической установки.

17. Связь между установкой и этническим поведением.

18. Этнические предрассудки и предубеждения.

19. Отличие этнического самосознания от этнической идентичности.

20. Этническая идентичность как форма внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

21. Понятие этнического конфликта.

22. Объяснительные концепции возникновения этнических конфликтов.

23. Фазы межэтнической напряженности и психологические защитные механизмы.

24. Современная классификация этнических конфликтов.

25. Анализ и диагностика конфликтной ситуации.

26. Психология межэтнической напряженности.

27. Методы диагностики этнической напряженности.

28. Этнический конфликт, объективные и субъективные детерминанты.

29. Национально-культурные модели ведения переговоров.

30. «Гипотеза контакта» и урегулирование этнических конфликтов.

31. Меры, способствующие снятию межэтнического напряжения.

32. Рационально-интуитивная модель управления конфликтной ситуацией.

33. Основные трудности в работе медиаторов при разрешении этнических конфликтов.

34. «Культурные ассимиляторы» как техника повышения межкультурной сензитивности.

35. Использование социально-психологического тренинга для урегулирования этнических конфликтов.

36. Особенности этнопсихологического инструментария.

37. Основные принципы построения программы этнопсихологического исследования.

38. Методы социально-психологического исследования этнической идентичности.

 

VI. Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию: М.: Ключ – С. 1999.

3. Налчаджян А.А. Этнопсихологическая самозащита и агрессии. Учебное пособие. Ереван, Изд-во «Огебан», 2000.

4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-Пресс, 2003.

6. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов /Под ред. А.П.Садохина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

7. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Еврознак, 2002.

8. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос).- СПб.: Изд-во С-.Петерб. ун-та, 2002.

9. Л ьюис Р. Д. Деловые культуры в современном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., Дело, 2001.

10. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999.

11. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., Генезис, 2000.

12. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., Слово, 2000.

13. Тренинг межкультурной компетентности / Под ред. А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой. М., 2002.

14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., Генезис, 1998.

15. Twenty Active Training Programs / Eds. M.Silberan, V.Whiteling, San Diego, CA Pfeiffer and Company, 1992.

16. All different All equal/ Education pack. 1st edition, September 1995. Reprited 1999, European Youth Centre, Strasbourg.

17. Fons Trompenaars and Charles Hampden-Turner, Riding the waves of culture: understanding diversity in global business / McGraw-Hill, 1998.

18. Richard R. Gesteland Cross-Cultural Business Behavior Copenhagen Business School Press, 2002.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: