М.А.Ариарский о функциях СКД. Функции СКД в сфере досуга - рекреативная функция: пассивная и активная рекреация; развивающая функция: информационно-просветительная, компенсаторная, коммуникативная, культуротворческая.
М.А. Ариарский об основных принципах СКД. Принципы СКД в сфере досуга – добровольности, общедоступности, дифференциации, комплексной реализации функций СКД, преемственности и последовательности включения человека в различные формы культурно-досуговой деятельности, инициативы и самодеятельности.
Основные элементы методики – формы, методы и средства. Классификация форм:
1.по сроку действия – эпизодические (информационно-просветительной, художественно-зрелищной, игровой, направленности); стабильные (кружки,клубы по интересам, любительские объединения); циклические (чемпионаты, лектории, фестивали, праздники). 2.по количественному критерию (массовые, групповые, индивидуальные).3. По структуре и содержанию (тематические и комплексные). Методы воздействия (методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, комментирование, внушение, заражение, убеждение; методы стимулирования социально-культурной активности: положительный пример, соревнование, требование, общественное мнение, поощрение, критика, самокритика; методы вовлечения в СКД: включение в различные формы непрерывного просвещения, привлечение к разным формам любительского творчества). Ведущие средства СКД.
Этапы методики (выбор темы, обоснование актуальности темы, характеристика целевой аудитории, цель и задачи, формы, методы и
средства).
Основная литература:
1.Абанкина Т. Экономика желаний //Отечественные записки, 2005,№4.
|
2.АриарскийМ.А.Педагогическая культурология.- СПб.: Концерт, 2011.
3.Ариарский М.А. Общекультурное развитие личности как предмет педагогической культурологии.- Казань.: ИСПО РАО, 2006.
4.Бодрийяр Ж. Симулякр и симуляции// Философия эпохи постмодер- на постмодерна.-Минск,1996.
5.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI -XYII вв. -М.:Мысль,1995.
6.Выготский Л.С.Психология развития человека.- М.,2005.
7.ГоломштокИ.Тоталитарное искусство.-М.,1994.
8.Гуревич А.Я. Категории средневековой эстектики.-М.:Искусство,1984.
9.Дебор Ги. Общество спектакля.-М.:Логос,2000.
10.Дюмазедье Ж.-Р. Современное производство,образование и досуг.- М.,1993.
11.Жарков А.Д.Технология культурно-досуговой деятельности. -М.:МГУКИ, 1998.
12.Жижек С.Киберпространство, или невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино, 1998, № 1.
13. Кириллова Н.Б. Основы медиакультуры. Программа спецкурса для вузов.Екатеринбург,2007.
14..Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД.- М.,1995.
15.Литвинцева Г.Ю. Гиперреальность в эпоху постмодерна. Вестник СПБГУКИ. - №2,2011. https://www.spbguki.ru/files/doc/izdatelstvo/arhiv/07_vestnik_2011_2.pdf
16.Литвинцева Г.Ю. Новые направления культурно-досуговой деятельности в петровскую эпоху. Вестник СПБГУКИ. - №1 (5),2010. https://www.spbguki.ru/files/doc/izdatelstvo/arhiv/05_vestnik_2010_1.pdf
17.Литвинцева Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности. Вестник СПБГУКИ. - №4,2012. https://www.spbguki.ru/files/doc/izdatelstvo/arhiv/10_vestnik_2012_1.pdf
18. Литвинцева Г.Ю. Массовая культура в эпоху модерна и постмодерна. – СПб.: СПбГУКИ, 2014.
19. Лотман Ю.М.Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XYIII – нач.XIX века.-СПб.:Искусство,1994.
20. Макаренко А.С.Методика организации воспитательного процесса.- М.,1996.
|
21. Ницше и современная западная мысль.Сборник статей.-СПб.-М.,2003.
22. Новиков А.М.Методология игровой деятельности.- М.:Эгве.Новиков с, 2006.
23.Ортега– и– Гассет Х.Эстетика.Философияультуры.-М.:Искусство, 1991.
24. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996, т.3, ч.1.
25. Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности. -Челябинск.:ЧГАКИ,2007
26.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России.- Челябинск.:ЧГАКИ,2006.
27.Семенов В.Г. Динамическая классификация игр.- Киев, 1984.
28.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга.-М.: МГУКИ, 2003.
29.Федотов Г.П.Судьба и грехи России. В 2-х тт.- Спб.:София,1991.
30. Сухомлинский В.А.Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1990.
31. Титов Б.А.Социализация детей,подростков и юношества в сфере досуга.- СПбГАК, 1997.
32.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- М.:Просвещение, 1950.
33.ФлиерА.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура//Общественные науки и современность, 1997, №2.
34.ФлиерА.Я.Массовая культура и ее социальные функции//Общественные науки и современность,1998,№6.
35. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность.-Таганрог,2004.
36.Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т.- М.:Просвещение, 1964, т.4.
37.Швейцер А.Упадок и возрождение культуры. Избранное. -М.:Прометей,1993
38.Шагинская Е. Массовая культура XX века: очерк теорий// Полигнозис. М.,2000, №2.
39. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория.- М., 2000.
|
Дополнительная литература:
1. Аванесова Г.А. Культурология прикладная // Культурология XX век. Энциклопедия. -СПб.: Университетская книга,1998.
2..Амонашвили Ш.А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск,БГУ,1990.
3.Бодрийяр Ж.Прозрачность зла.- М.:Добросвет,2000.
4.Евтеева Г.А.Психолого-педагогические основы исследования свободного времени.- Л.,1980.
5. Жижек С.Добро пожаловать в пустыню реального.- М., 2002.
6. Ильин И.А.Собрание сочинений.- М.:Русская книга,1993,т.2,кн.1.
7.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.Учебное пособие.- М.: МГУКИ,2004.
8. Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня.Становление современных взглядов на социальную ценность досуга.- Спб.,1993.
9. Литвинцева Г.Ю. Европеизация культуры русского дворянства в петровскую эпоху//Credo. Оренбург, 2001, №2. https://credonew.ru/content/view/242/53/
10. Литвинцева Г.Ю. Культура эпохи постмодерна.- Саарбрюкен: Lambert Academic Publiashing, 2011.
11. Литвинцева Г.Ю. Смеховая культура Средневековья и антимир российского постмодернизма // Обсерватория культуры, 2014, № 4.
11. Лихачев Д.С.Панченко А.М. “Смеховой мир” Древней Руси.- Л.:Наука,1976.
12. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.:Политиздат,1988.
13..Муравьева О.Как воспитывали русского дворянина.-М.,1995.
16. Ницше Ф.Воля к власти.Опыт переоценки всех ценностей.-М.,1994.
14. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. -М.,1990.
15. Современные технологии социально-культурной деятельности.-Тамбов,2002.
16. Соколов Э.В.Свободное время и культура досуга.- Л.,1977.
17. Трубецкой Е.Умозрение в красках Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства.-М., 1993.
18.Туев В.В.Социально-культурная деятельность как понятие. Ученые записки.- М.: МГУКИ, 2001, вып.23.
19.Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность,медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005, №6.
20. Чайковская О.Как любопытный скиф.Русский портрет и мемуаристика второй половины XYIII века.-М.:Книга,1990.
21.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.:Педагогика, 1978.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
I. Теоретические вопросы
1.Педагогическая культурология в системе культурологического и педагогического знания.
2.Педагогическая культурология как наука по формированию культуры личности.
3. Общенаучный и практический подход к понятию «социально-культурная деятельность».
4. СКС: материальные и нематериальные услуги.
5.Специфика СКД в сфере досуга.
6. Сфера досуга в системе ведущих сфер формирования культуры личности.
7. «Досуг» как категория педагогической культурологии. Соотношение понятий «свободное время» и «досуг».
8.Концепции досуга в постиндустриальном обществе.
9. Ж.-Р. Дюмазедье о «цивилизации досуга».
10.Ги Дебор о воздействии СМИ на формирование личности.
11.Концепция гиперреальности Ж.Бодрийяра.
12.С.Жижек об «экранном поколении» современной культуры.
13.Ведущие группы учреждений СКС по формированию культуры личности.
14.Альтернативные учреждения и формы культуры и досуга.
15.Особенности функционирования коммерческих учреждений СКС.
16.Основные задачи педагогической культурологии по формированию культуры личности.
17. Проблема реализации демократических принципов формирования культуры личности.
18.Национальные традиции в системе формирования культуры личности.
19.Проблема взаимодействия церкви и государства в формировании культуры личности в постсоветский период.
20.Проблема взаимодействия отечественной культуры с зарубежными странами в постсоветский период.
21.Формирование медиакультуры человека как условие его жизнедеятельности в информационном обществе.
22.Проблема формирования культуры личности в условиях массовой культуры.
23.Элитарные концепции культуры
24.Концепции массовой культуры
25. Ценностно-смысловой массовой культуры в эпоху постмодерна.
26. Основные черты массовой культуры.
27. Педагогическая культурология о функциях СКД в сфере досуга.
28.Педагогическая культурология о принципах СКД в сфере досуга.
29.Характеристика основных элементов методики формирования культуры личности в сфере досуга.
30.Характеристика этапов методики формирования культуры личности в сфере досуга.
II. Практическое задание: разработка методики формирования культуры личности в сфере досуга
Этапы методики по формирования культуры личности в сфере досуга
I. Выбор темы
Тема методики формирования культуры личности в сфере досуга связана с ведущими сферами жизнедеятельности – семьей и сферой образования. Методика ориентирована на решение таких проблем, как организация рационального досуга; формирование культуры личности(эстетическое развитие; нравственное воспитание; коммуникативная культура; медиакультура; здоровый образ жизни; культура чтения; патриотическое воспитание и т.д.). В теме, связанной с формированием культуры личности, должна быть обозначена целевая аудитория
Примеры:
С е м ь я:
1.Методика организации семейного досуга
2.Методика укрепления внутрисемейных связей
3. Методика эстетического развития ребенка дошкольного возраста.
Школа:
Методика формирования коммуникативной культуры(детей
младшего, среднего, старшего школьного возраста).
2.Методика формирования здорового образа жизни(различный школьный возраст).
3.Методика формирования медиакультуры(различный школьный возраст).
4.Методика организации рационального досуга(различный школьный возраст).
5.Методика эстетического развития (разный школьный возраст)
и т.д.
II.Обоснование актуальности темы
На основе анализа взглядов двух-трех исследователей раскрыть основные проблемы по выбранной теме. Необходимо правильное оформление ссылок.
После обоснования актуальности, понятий и проблем необходимо сделать акцент и раскрыть значение сферы досуга в их решении. Объем данного этапа 2-3 печатные страницы.
III. Характеристика аудитории
На данном этапе дается возрастная характеристика целевой аудитории, анализируются взгляды специалистов, раскрывающие социальные, психологические, интеллектуальные и физиологические особенности детей. Если тема связана с укреплением внутрисемейных связей, организацией семейного досуга, то в качестве целевой аудитории выступает ребенок. Объем данного этапа две печатные страницы, также необходимы ссылки.
IY. Цель и задачи
Цель методики связана с темой и целевой аудиторией. Формулировка цели может быть аналогична теме, а может быть более конкретизирована (если тема связана с эстетическим развитием ребенка, то более узкий аспект – музыкальное развитие или приобщение ребенка к художественной культуре и т.д.).
Задачи методики связаны с организацией досуговой деятельности выбранной аудитории и направлены на реализацию цели.
Пример:
Цель: укрепление внутрисемейных связей(целевая аудитория – ребенок старшего дошкольного возраста).
Задачи:
1. включение детей и родителей в совместную культурно-досуговую деятельность.
2.создание условий для неформального общения.
3.приобщение родителей к знаниям о формировании культуры личности ребенка.
4.создание условий для реализации творческого потенциала ребенка.
Y. Формы, методы и средства.
Выбираются эпизодические формы различной направленности, с помощью которых возможна реализация цели и задач. В рамках форм выбираются методы воздействия и выстраиваются по степени значимости. Выбираются средства – информационные, материальные, технические и т.д., с помощью которых возможна реализация формы.
Для вышеизложенной цели и задач(см. Пример) необходимы формы информационно-просветительной направленности, связанные с реализацией задачи№3; формы художественно-зрелищной, игровой, спортивно-оздоровительной, праздничной направленности можно использовать для реализации остальных задач.
Формы | Методы | Средства |
Информационно-просветительной направленности Лекция Встречи со специалистами | Формирование общественного сознания | Аудитория,специалисты,наглядные и технические средства |
Спортивно-оздоровительной направленности “Папа, мама, я – спортивная семья” | Вовлечения в СКД Стимулирование социально-культурной активности | Спортивная площадка, тренеры, спортивный инвентарь и т.д. |
Художественно-зрелищной направленности Детский утренник | Вовлечение в СКД | Аудитории, актеры, сценические площадки, аудивизуальная техника, костюмы |
Игровой направленности Конкурс | Стимулирование социально-культурной активности Вовлечение в СКД | Площадки, наглядные и технические средства, призы |
Праздничной направленности “День семьи” | Вовлечение в СКД Стимулирование социально-культурной активности | Зрительный зал,сценическиеплощадки,аудитории,спортивныеплощадки,специалисты,технические и наглядные средства |
В таблицу добавить задачи (1 столбец) и содержание (3 столбец).
ТЕМЫРЕФЕРАТА:
1.Кризис идей гуманизма в концепции Ф.Ницше
2.Х.Ортега – и- Гассета о «творческом меньшинстве» и “человеке-массе”.
3. Г.П.Федотов о значении «культурного меньшинства» в возрождении российской культуры.
4.Г.П. Федотов о функциях церкви и государства в формировании культуры личности.
5.И.А.Ильин о требованиях к «ведущему слою».
6.Гуманистическая концепция культуры А. Швейцера
7.Проблемы формирования культуры личности в концепции Э. Фромма
8. Семья как ведущая сфера формирования культуры личности.
9.Внешкольная работа в системе формирования культуры личности.
10.Ведущие учреждения культуры и досуга по формированию культуры личности (по выбору студента)
11.Концепция «цивилизации досуга» Ж.-Р.Дюмазедье и ее реализация в современной культуре
12.С.Жижек о воздействии средств массовой информации на формирование культуры личности
13. Воздействие средств массовой информации на формирование культуры личности.
14.Формирование культуры личности в условиях массовой культуры.
15.Медиаобразование в системе формирования культуры личности