Резюме проекта
Цель проекта – создание мини-сети уличного фаст-фуда (шаурма). Производство готового продукта и его реализация осуществляется в стационарных павильонах, размещенных в местах с наибольшим пешеходным трафиком. Географическое расположение проекта – г. Воронеж. Торговая марка – «Шаурма-Шоу» (далее в тексте – «ШШ»).
Инвестиционная привлекательность проекта обусловлена высокими показателями эффективности (Табл. 1). Уровень конкуренции относительно невысокий, спрос на товары подобного рода растет, а инвестиционные затраты по проекту невелики.
Таблица 1. Основные показатели проекта
Показатель | Значение |
Инвестиционные затраты, руб. | 3 270 000 |
Срок окупаемости (PP), мес. | |
Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес. | |
Чистая приведенная стоимость (NPV), руб. | 3 931 083 |
Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), % | 15,97 |
Внутренняя норма прибыли (IRR), % | 11,89 |
Индекс доходности (PI) | 1,20 |
Описание компании и отрасли
С точки зрения проекта, отрасль можно сегментировать следующим образом (по сужению ниши):
• общественное питание в целом (кафе, рестораны, столовые, фаст-фуд);
• фаст-фуд (кафе, стационарные и нестационарные точки продаж);
• уличный фаст-фуд.
Отрасль в целом в стране находится в достаточно трудном положении. По оценкам экспертов, во многих крупных городах только в 2015 году с рынка ушло до 30% крупных игроков. В первую очередь, это связано с падением платежеспособности населения. Посещаемость кафе и ресторанов снизилась также примерно на треть. Второй проблема для отрасли является рост цен на продукты питания, связанный с санкциями Запада, а также ограничением импорта. По данным Росстата, оборот в сфере общественного питания в 2015 году снизился на 6% по сравнению с 2014 годом. Тем не менее, даже на этом фоне, некоторые регионы показывают стабильный рост оборотов: Тульская и Воронежская области, а также республики Мордовия и Хакасия. Данная информация подтверждает целесообразность выбора расположения предприятия.
Также эксперты отмечают уверенный рост некоторых сегментов общественного питания на фоне глобальной стагнации отрасли. Это касается, в первую очередь, фаст-фуда. На втором месте находится доставка пиццы. Эти два сегмента имеют прирост оборотов в 2015 году 10% и 6% соответственно.
Из наиболее заметных трендов можно выделить следующие:
• ориентация в закупках продуктов питания на отечественных поставщиков;
• отказ от необоснованно дорогих («статусных») заведений в пользу более демократичных, но с хорошей кухней;
• распространение моноспециализации (например, на мясном гриле, стейках или бургерах)
• возрождение интереса к русской кухне или кухне отдельных регионов России;
• увеличение доли вегетарианских блюд в меню большинства заведений.
Сегмент уличного фаст-фуда целесообразно рассматривать не уровне географического региона сбыта. На сегодняшний день преобладают стационарные павильоны с уличной едой: пирожки и прочая выпечка, блины с начинками, шаурма, хот-доги. Шаурма, оценочно, занимает первое место по спросу среди всех видов уличного фаст-фуда. Тем не менее, есть и сдерживающие факторы роста спроса: многие потенциальные потребители опасаются приобретать данный вид продуктов по причине неуверенности в происхождении и качестве исходных ингредиентов, а также из-за потенциального отсутствия надлежащих санитарных условий в павильонах при приготовлении продукта.
«ШШ» учитывает все недостатки традиционного уличного фаст-фуда и предлагает клиентоориентированный подход. Отличительными особенностями предприятия являются:
• тщательный отбор поставщиков ингредиентов и использование только качественной и свежей продукции;
• наем сотрудников только с санитарными книжками и контроль их постоянного продления (прохождение комиссий);
• вежливость и опрятный вид персонала торговых точек;
• «обслуживание как шоу» — концепция, которая предполагает виртуозное приготовление шаурмы и ее подачу с элементами жонглирования и прочими эффектами под фоновую музыку; при этом павильон имеет очень большую площадь остекления, так что ожидающие покупатели могут видеть процесс хранения ингредиентов, приготовления шаурмы и все элементы шоу;
• высокая скорость обслуживания;
• относительно небольшой ассортимент продукции (6 наименований основной продукции, плюс напитки), что позволяет избежать закупки большого объема ингредиентов; в то же время, ассортимент разнообразен и интересен;
• наличие всех возможных сертификатов, разрешений, удостоверений и т.д. в пределах видимости покупателя.
Предполагается установка 5 стационарных, произведенных на заказ, павильонов в местах с наибольшим пешеходным трафиком:
• Пешеходная зона в центре города, большое количество молодежи.
• Крупнейший ВУЗ города.
• Центральный парк города.
• Центральный рынок.
• Центральный автовокзал.