Вопросы для самопроверки:
1. Какие функции выполняют платежи за негативное воздействие на окружающую среду?
Плата за негативное воздействие на окружающую среду является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и соответственно относится к такому институту экологического права, как экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
2. За какие виды негативного воздействия на окружающую среду вносятся платежи?
Ст.16, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
· выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
· сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
· хранение, захоронение отходов производства и потребления.
3. Какие факторы влияют на определение ставок платежей за негативное воздействие на окружающую среду?
Ст.16.3, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
4. Когда применяются повышающие коэффициенты и какие?
Ст.16.3, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
|
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
· коэффициент 0 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
· коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
· коэффициент 1 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
· коэффициент 1 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
|
· коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
· коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
· коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
· коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
|
· коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
· коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
· коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
· коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
· коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
5. Каков платежный период для этих платежей?
Ст.16.4, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
6. Кто администрирует эти платежи?
Администрирование платежей на НВОС возложено на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Приказ Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110)
7. Установлена ли ответственность и какая за несвоевременную или неполную уплату этих платежей?
Ответственность в виде уплаты пеней:
Ст.16.4, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.
Административная ответственность:
КоАП РФ Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Задача
В ходе проверки орган экологического контроля выявил, что у гражданина-предпринимателя Хакимова – владельца продуктового магазина, отсутствует лицензия на обращение с опасными отходами, а также нет разрешения на выброс в атмосферный воздух. На балансе Хакимова числится автомобиль «Газель». В результате работы магазина образуются отходы (бумажные коробки, упаковка и пр.), вывоз которых на свалку осуществляет по договору с Хакимовым ООО «Восход» (специализированная компания по сбору и транспортировке отходов).
Инспектор вынес предписание Хакимову уплатить платежи за негативное воздействие по повышенным ставкам (в 5-кратном размере) и наложил штраф по ст. 8.41 КоАП.
Хакимов обжаловал решения в судебном порядке.
Изучите нормативные правовые акты, регулирующие плату за негативное воздействие на окружающую среду. Какие факторы учитываются при определении размеров платежей?
При указанных в задаче обстоятельствах должен ли Хакимов платить за размещение отходов?
Должен ли Хакимов платить плату за выбросы в атмосферный воздух?
Какое решение должен принять суд?
Решение
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Статья 1. Основные понятия
Стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды
Передвижной источник загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Орган экологического контроля посчитал, что в ходе своей деятельности продуктовый магазин гражданина Хакимова образует опасные отходы, на обращение с которыми отсутствует лицензия, и нет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые создает автомобиль предпринимателя. По этим причинам Хакимов обязан производить плату за негативное воздействие. Так ли это?
Для начала разберемся с выбросами. Исходя из ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" можно сказать, что плата за негативное воздействие на окружающую среду производится только для выбросов от стационарных источников. Далее обратимся к ст.1 того же закона. Наш предполагаемый источник загрязнения – автомобиль Газель – не подходит под определение стационарного источника загрязнения. Автомобиль имеет двигатель внутреннего сгорания, который является источником выбросов; тогда же сама Газель будет являться передвижным источником выбросов. Из ст.16 видно, что выбросы от передвижных источников загрязнения не регулируются данной статьей, поэтому и плата за НВОС осуществляться не будет. Лицензия на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не нужна.
Теперь поговорим про отходы. Ст.16.3 диктует нам, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Да, продуктовый магазин образует отходы, которые необходимо передавать для размещения на полигон. Как мы помним, у гражданина Хакимова имеется договор с ООО «Восток», которые собирают и транспортируют отходы производства на полигон. По сути получается, что гражданин Хакимов платит за отходы не напрямую, а через ООО «Восток», которые уже в свою очередь из полученных средств от предпринимателя осуществляют плату за размещение отходов на полигоне ТКО. Что же касается опасности отхода, то при деятельности продуктового магазина не образуются опасные отходы, для которых необходима лицензия. Все образуемые отходы будут относиться к IV и V классам опасности, для которых паспорта не нужны. Получается, что напрямую за размещение отходов гражданин Хакимов не платит.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что суд должен встать на сторону предпринимателя и отменить штраф, наложенный инспектором.