Преподаватель: Плюснина Татьяна Валерьевна
Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com
До 21.11.2020
Сольфеджио 2(4) кл. ОП
Четверть 2, урок 1
Повторение главных ступеней лада на примере до мажора и ля минора. Окраска терции на этих ступенях. Построение трезвучий на всех ступенях лада. Отличие звучания главных и побочных трезвучий. Особенность гармонической доминанты.
Задание:
Построить и записать в тетрадь трезвучия на всех ступенях ля-минора. Подписать (t53, S53, D53 с повышенной VII cтупенью)
Играть трезвучия на всех ступенях гаммы До мажор и ля минор, пропевать звуки трезвучий.
Беседы по музыке 2(4) кл. ОП
Четверть 2, урок 1
Инструментальный жанр
Фортепианные пьесы
Романтизм явился переворотом в масштабе всей истории искусства: он открыл эпоху обновленного художественного мышления, противостоящего предшествующей многовековой художественной практике.
Среди жанров, получивших широкое распространение в романтической музыке, фортепианной миниатюре принадлежит особое место. Такие жанры, как симфония, соната, опера существовали и раньше, но фортепианная миниатюра как чисто художественное явление сформировалась и «расцвела» именно благодаря романтизму. Это «цветение» было столь бурным, что импульс, данный в начале романтической эпохи, не угас и поныне.
Фортепианная миниатюра не имеет аналогов в музыкальной культуре предыдущих эпох. В этом жанре - «доминантном», наиболее характерном для романтизма в целом, как в «зеркале» наиболее ярко отразились самые существенные черты романтического мироощущения.
Именно фортепианная миниатюра является концентрированной и кратчайшей «формулой» поэтики романтизма, так как сама сущность романтизма заключается в «открытых», постоянно изменчивых, незавершенных формах, пребывающих в бесконечном становлении
Фортепианное творчество Франца Шуберта явилось первым значительным этапом в истории романтической фортепианной музыки. Оно отличается большим жанровым разнообразием, включает как классические жанры – фортепианные сонаты (22, некоторые неокончены) и вариации (5), так и романтические - фортепианные миниатюры (8 экспромтов, 6 муз. моментов) и крупные одночастные композиции (самая известная из них – фантазия «Скиталец»), а также обилие танцев, маршей и 4-ручных пьес.
Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизировано на дружеских вечерах («шубертиадах»). Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс – «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит. В шубертовском вальсе отразилась связь композитора с венским бытом, вместе с тем он неизмеримо возвышается над развлекательной музыкой, наполняясь лирическим содержанием (подобная поэтизация жанра предвосхищает вальсы Шумана и Шопена).
Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов (250) практически невозможно выделить какие-то определенные типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). Вальс заметно повлиял на облик с.-с. произведений Шуберта; порой он появляется там под видом менуэта или скерцо (как, например, в трио из 9 симфонии).
В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно легко попадали в печать. Они издавались сериями, 12,15,17 пьес в каждой. Это очень небольшие пьески в простой 2х-частной форме. Очень известен – вальс си минор (прослушать)
Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши. Подавляющее большинство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки. Целеустремленности движения в крайних частях репризной 3х-частной формы здесь противопоставляется песенное трио.
Послушать
Ф.Шуберт. Марш Ре мажор
Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знаменитые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).
Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы формы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом. Например, в экспромте Ми-бемоль мажор (прослушать) два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ.
Фридерик Шопен — великий польский композитор и пианист, новатор в области содержания, музыкального языка, форм, жанров, гармонии, основоположник польской классической музыки. Он обогатил музыку новым содержанием, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Его творчество совпадает с эпохой романтизма, для которой характерен жанр миниатюры. Творчество Шопена тесно связано с событиями его жизни: разлукой с горячо любимой родиной, мечтами о свободной стране. Шопен одним из первых привнес в западную музыку славянские интонационные и ладовые элементы. Блестяще раскрыл технические и выразительные возможности фортепиано-инструмента, для которого написаны почти все его произведения. Его музыка признана была еще при жизни, и в наши дни проходят конкурсы имени Шопена.
Главная тема фортепианного творчества Шопена – тонкая романтическая лирика, человеческие чувства, эмоции, переживания.
Шопен создал новый фортепианный жанр баллады, хотя первоначально свое название она получила как провансальская плясовая песня, потом как литературно-поэтический жанр, а с начала XIX века как вокальные и инструментальные пьесы повествовательного склада.
Шопен объединил различные жанры:
- хорал, полонез звучат в ноктюрнах
- полонез в мазурке
- мазурка в финале фортепианного концерта
- прелюдия звучит как марш, мазурка, пастораль, элегия
Основные произведения: 58 мазурок, 16 полонезов, 17 вальсов, 21 ноктюрн, 25 прелюдий, 27 этюдов, 4 экспромта, 3 сонаты, 4 баллады, 4 скерцо, фантазии, концерты.
Шопен значительно расширил выразительные возможности многих жанров (таких как мазурка, полонез, этюд, вальс и др.), превратив их в концертные произведения.
Шопен обладал уникальным мелодическим даром, индивидуальность его мелодий – в органичном сочетании вокальной кантилены, декламационных, речевых интонациях, танцевальных элементов.
Многообразные украшения (мелизмы) – важный элемент тем. Они не просто виртуозны, а интонационно выразительны. Истоки богатой мелодической орнаментики — от итальянских оперных мелодий и народных инструментальных наигрышей.
В гармонии и фактуре мы слышим богатство и разнообразий, использование выразительных возможностей различных регистров («тембров»). Смелые красочные тональные сопоставления. Обертоновые звучания.
Особой популярностью цикл из 24 прелюдий (Шопен первым стал трактовать прелюдию как самостоятельную пьесу), сочиненный в 30е годы. Многие прелюдии написаны в одночастной форме, в форме периода.
Прелюдии Шопена это откровенные лирические высказывания. Этот цикл представляет собой своеобразную энциклопедию чувств и эмоций.
Написаны прелюдии во всех 24 тональностях, расположенных по квинтовому кругу. Ладотональный и темповый контрасты подчеркивают контраст образов.
Ф. Шопен Прелюдия Ля-мажор (прослушать)
Прелюдия ля мажор (№ 7) — одна из самых миниатюрных в цикле (всего 16 тактов). В ней явственно проступает ритм мазурки. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтическое воспоминание о нем. Оно слышится в мечтательных восклицаниях, заканчивающих каждую фразу:
Ф. Шопен Прелюдия до-минор (прослушать)
Прелюдия до минор (№ 20) еще более миниатюрна (13 тактов). Но в ней поступь траурного шествия впечатляюще воссоздается плавным движением полнозвучных аккордов в низком регистре фортепиано. Одновременно, кажется, что слышится скорбное величавое пение хора
Ф. Шопен Вальс до-диез минор (прослушать)
Вальс до-диез минор Вальсы Шопена (всего их семнадцать, не считая трех пьес, сочиненных в детском возрасте) разделяются на две основные группы. Одна из групп — полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала. Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем. Ко вторым принадлежит элегический Вальс до-диез минор, одно из последних сочинений Шопена. Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой. Форма здесь оригинальна. Ее можно определить как трехчастную с припевом; появляясь трижды, припев придает форме черты рондо. Темы первой и третьей частей (в до-диез миноре и ре-бемоль мажоре) соединяют в себе проникновенную напевность с прихотливостью ритмического рисунка при мерном вальсовом аккомпанементе:
Задание:
Сделать краткий конспект лекции.