Упражнение Разминка «Приветствие».
Всем членам Т-группы необходимо подойти друг к другу и поздороваться. Каждому с каждым по-особенному, не повторяясь. После этого все садятся в круг и обсуждают, что чувствовали во время приветствия, что было легко, что трудно, что необычно.
Упражнение «Подарок».
Участники тренинга по кругу дарят друг другу пожелания или чувства. После того, как последний подарит свой подарок первому, группа делится чувствами и впечатлениями об упражнении
Упражнение «Карандаши»
Участники встают парами и пытаются удержать карандаш прижав его подушечками пальцев, выполняя команды: шаг назад, два шага вперед, наклониться, присесть. Затем выполняют это упражнение встав в круг.
Упражнение «Линия»
Скажите группе: «Представьте линию проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующим образом. Если вы считаете, что конфликт это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что то и другое, то встаньте по середине линии ближе к одному или другому краю. Выбери себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту»
Упражнение «Хорошо то и другое плохо»
Когда все выбрали свое место, спросите: «Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?» Дайте слово несколько участникам с разных позиций.
Затем скажите:» Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и нечего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша типичная реакция? Если же вы сразу действуете- займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта – идите в левый угол, если вы выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии»Снова предложите объяснить их выбор.
|
Упражнение «Швейцар»
Работа в тех же парах, А- швейцар в здании куда В крайне необходимо войти, дайте В 4минуты попытаться его убедить А пропустить его. Затем определите, кто смог пройти, а кто оказался в ситуации все возрастающей перепалки.
Для тех, кто прошел: он смог это сделать(1) с помощью обмана или подкупа;(2)честным путем; (3)пытаясь войти в доверие службы охраны. Какие проблемы могут вам доставить обман и подкуп? Кто-нибудь пытался подружиться с А, стараясь проникнуть в здание?
Рефлексия
Игра «Испорченный телефон»
10участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участникам по очереди.
Текст 1
Вечером 18 сентября у дома № 5 по улице Сосновая между двумя подростками: учеником 9 класса школы № 16 и учеником 8 класса школы № 27 произошел конфликт. В результате завязалась драка и оба подростка были доставлены в ближайшее отделение полиции. При выяснении обстоятельств драки была получена следующая информация: один из подростков, а именно восьмиклассник, задолжал другому большую сумму денег- 570 рублей и девятиклассник за это забрал у него сотовый телефон марки «Сони эриксон». Всем кто был свидетелем данного проишествия, просьба обратиться в ближайшее отделение полиции или позвонить по телефону 8-11-51.
|
Текст 2.
Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал вращаться и ничего не мог поделать, т.к. в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой – его скафандр в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно на корабль. Проявив мастерство он протиснулся в люк.
Текст 3
Исполнительный директор ОАО «Косметикс Трейдинг Групп» Ираида Генриховна Оюшминальд просила сообщить всем акционерам общества, что собрание акционеров посвященное переизбранию членов правления, в связи с тяжелым финансовым положением, переносится со вторника 19 сентябряв 17-00 на четверг 22 сентября в 16-00. Место проведения собрания изменилось с актового зала Оперного театра на Зал заседаний ДК «Шинник»
Обсуждение: что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, котрые часто являются источником конфликтов.
Упражнение «Эскалатор»
Отметьте, что спор часто выходит из-под контроля(как на эскалаторе, став на который, вы уже не сможете сойти с него). Нарисуйте конфликтный эскалатор. Попросите кого-нибудь предложить фразу, с которой обычно начинается спор. Напишите её на первой ступеньке. Затем спросите, какой типичный ответ последует за ней, и какой фразой на неё ответят. Продолжите на несколько ступенек, показывая при этом, как спор становится все напряженней. Научите группу слову «усиливать»
«Получай!» Бац! | ||||
«Если это твоя ручка, почему ты её бросаешь, где попало? | ||||
« Если ты им не являешься, как она оказалась у тебя?» | ||||
«Ты хочешь сказать, что я вор?» | ||||
«Ты взял мою ручку» | ||||
|
Попросите группу предложить, как можно заставить двигаться эскалатор в обратную сторону перед тем, как кто-нибудь получит удар(путем обсуждения и замены фраз на разных этапах эскалатора)
Упражнение «Армрестлинг»
Цель: осознание абсурдности стиля
Конструктивность нашего поведения в конфликте во многом зависит от так называемого «вектора» интеллектуальных действий(мышления) в период развития конфликта
Давайте попробуем вместе осознать, что происходит с нашим мышлением в конфликтных ситуациях. Предлагаю вам поучаствовать
В соревновании по армрестлингу.
Инструкция-задание: «Сядьте друг против друга. Поставьте правую руку на стол, упершись в него локтем. Сцепите кисти рук с соперником и приготовьтесь для борьбы. Внимание! Вы должны постараться за одну минуту максимальное количество раз побороть друг друга. Готовы? Начали!»
После окончания борьбы тренер спрашивает счет у каждой пары. Побеждает не те пары, которые изо всех сил старались побороть друг друга, а те, которые набрал максимальное количество очков совокупности. Для этого надо было поддаваться друг другу по взаимной договоренности
Обсуждение
Что сейчас произошло? Вы боролись друг против друга, вы упирались изо всех сил, вы рассматривали вашего партнера как соперника к достижению вашей цели, вы пытались победить. Вот точно также мы видим себя в конфликте. Мы навязываем или принимаем борьбу, оказываем друг другу противодействие, вместо того, чтобы объединиться.
Какова была начальная инструкция? Кто сможет её повторить?
Тренер выслушивает версии участников и вновь зачитывает текст инструкции. Идеальный вариант работы пары это маятник Надо было договориться, подойти креативно к инструкции. Точно также мы поступаем в конфликте. Наше когнитивное пространство сужается и мы рассматриваем, только один и самый лучший путь решения проблемы – противоборствование(соперничество, соревнование, подавление
Смотрите, как выглядит вектор распределения наших ресурсов в конфликте.
Тренер рисует.
1. При противоборстве 2. При разрыве
3. При сотрудничестве
Итак:
1.Для конструктивного разрешения конфликтной ситуации, не надо спешить вступать в борьбу, а надо взглянуть на ситуацию как на проблему, которую надо решать.
2. Её надо решать обеим сторонам, поэтому лучше объединить свои усилия
3. Не рассматривайте конфликтную ситуацию как соревнование друг с другом. В ней нет победителей. В ней оба или выигрывают или оба проигрывают
Игра «Я в конфликтной ситуации» (20 мин)
[Главный ведущий 1]
Хорошо, ассоциации мы выработали, знаем, с чем у нас связан тот или иной конфликт. Давайте теперь посмотрим, поведение различных людей в конфликтной ситуации и причины конфликтов. Итак сейчас мы выберем одного человека, здесь есть «Чёрная метка», кто её вытянет, кхм, пойдёт на определённое время за дверь. *группа тянет жребий*
Хорошо, теперь всем вам нужно загадь одного человека, человека, которого мы хорошо знаем, можно загадать кого-то из присутствующих или отсутствующих согрупников. Можно загадать ведущих сегодняшнего тренинга или нашего преподавателя. Хорошо, теперь каждый представляет, как этот человек ведёт себя в следующей конфликтной ситуации (выбираем одну):
· Не допущен до экзамена
· Не дали сдачи в магазине
· Вы ушли на перерыв, перерыв закончился, преподаватель закрыл дверь от опаздывающих с перерыва
· Столкнулся на улице плечом к плечу с другим человеком, выронил из рук определённый предмет, например телефон
· Взломали страничку вконтакте и разослали всем друзьям ссылки на приличные сайты
· Производили покупку, продавец выдаёт просроченный продукт
Хорошо, теперь все придумают, как загаданный нами человек поведёт себя в нашей конфликтной ситуации. У вас 1 минута. Загадали?
Хорошо давайте пригласим *имя*. Вот смотри, у нас конфликтная ситуация звучит так ****, сейчас все присутствующие здесь будут высказывать, как определённый человек поведёт себя в конфликтной ситуации, твоя задача угадать данного человека.
Упражнение проводится два три раза, с двумя тремя людьми.
Игра «Замороженный»
Участники объединяются в пары. 1-й –замороженный, 2-й –пытается жестами и мимикой его разморозить
Обсуждение: удалось ли разморозить партнера?
Что помогало не реагировать на происходящее вокруг? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык?