ВВЕДЕНИЕ
Тема дипломной работы «Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия» является актуальной на текущем этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации и представляет интерес как для теоретиков, так как в ней рассматриваются основы эффективной маркетинговой деятельности предприятия, так и для маркетологов, осуществляющих свою деятельность.
Значимость темы вызвана тем, что исходным пунктом деятельности любого предприятия должны быть потребности и нужды его потребителей. Это именуется рыночной ориентацией - адаптация финансовых, кадровых и материальных ресурсов компании к потребности потребителей. Во многих компаниях имеется специальный отдел маркетинга, который и занимается рыночной ориентацией.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой созидательную административную деятельность, цель которой заключается в формировании и развитии рынка товаров, рабочей силы и услуг, посредством оценки нужд потребителей, а также в проведении плановых мероприятий для удовлетворения данных потребностей. С помощью этой деятельности сопоставляются возможности и способы производства и распределения товаров и услуг, а так же определяется, какие шаги необходимо пройти, чтобы реализовать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль, - что в соответствии с российским законодательством означает понятие «предприятие» и является его главной целью.
Нужный элемент реализации маркетинговой деятельности компанией – исследование маркетинговой сферы компании.
Маркетинговая среда предприятия представляет собой комплекс условий и обстоятельств, которые есть как на самом предприятии, так и вне его, а также оказывающих большое влияние на финансовую результативность деятельности компании.
Маркетинговая среда складывается из микросреды и макросреды. Микросреда - это комплекс разных обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию покупателей. К примеру, тип продукта, его качественные характеристики, методика изготовления, высокая квалификация персонала, структура и методы управления предприятием, осуществление научных исследований, реклама и т.д.
Компания, её поставщики, клиенты, маркетинговые посредники, конкуренты пребывают в рамках макросреды компании, и относятся к таким обстоятельствам, которые либо раскрывают новые возможности, либо создают предприятию новые преграды. Эти элементы внешней среды относятся к неконтролируемым факторам: законы, таможенные правила и тарифы, действия конкурентов, рыночная конъюнктура, природные условия, государственные обычаи.
Ключевыми проблемами компании считаются действия по изменению в нужном направлении, поддающихся управлению условий и адаптацию к деятельности неподдающихся, неконтролируемых условий.
Компании пересматривают свои стратегические шаги и позиции для того, чтобы быстро реагировать на перемены финансовой, политической, конкурентной и социально-культурной среды без ущерба для себя.
Целью написания дипломной работы является изучение теоретических аспектов формирования эффективной маркетинговой деятельности, а также анализ эффективности организации системы маркетинга на предприятии сферы услуг.
Для достижения поставленной цели автором разработаны следующие задачи:
- определить сущность, значение, принципы формирования и управления маркетинговой деятельностью в сфере услуг
- проанализировать эффективность функционирования системы маркетинга на предприятии.
- на основании проведенного анализа предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности системы маркетинга.
Предметом написания дипломной работы является процесс формирования и управления системой маркетинга на предприятии.
Объектом исследования является система маркетинговой деятельности предприятия.
Методологией исследования являются труды зарубежных и российских ученых. Вопрос относительно планирования маркетинговой деятельности в странах с рыночными отношениями освещен в работах зарубежных авторов Ф. Котлера, Г. Армстронга, Дж. Сондерса, В. Вонг.
Особенности развития маркетинговой деятельности на предприятии рассматривали в последнее время А. П. Дурович, Е. П. Голубков, И. Л. Акулич, М. С. Абрютина.
В работе использованы следующие методы исследования:
- анализа
- синтеза
- сравнения
- табличный
- графический.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава – теоретическая, в которой рассмотрены теоретические аспекты организации системы маркетинга, изучены особенности управления маркетинговой деятельностью на отечественных предприятиях;
Вторая глава – аналитическая, дана характеристика деятельности предприятия, изучены финансовая и хозяйственная стороны деятельности, а также проведено исследование эффективности системы управления маркетинговой деятельностью частного предприятия ООО;
Третья глава – рекомендательная, здесь на основании проведенного анализа предложены меры, направленные на повышение эффективности функционирования системы управления маркетинговой деятельностью.
Практическая ценность дипломной работы состоит в том, что она освещает процесс организации системы маркетинга, рассмотрена методика обоснования мероприятий, а также определено влияние предложений, направленных на повышение эффективности управления маркетинговой деятельностью.
Работа может быть использована в отделах маркетинга на предприятиях сферы услуг.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ