Образ России в глазах россиян определяется не столько национальными интересами, сколько их соответствием национальной идее и насущным потребностям граждан.
Для русских переживание своих этнических истоков никогда не являлось значимой составляющей самоидентификации. Идея национальной идентичности прочно увязывалась с государственностью. Поэтому "российское" и "русское" как не нагруженные этническими смыслами понятия продолжают восприниматься за рубежом как синонимы. Этническое переживалось в рамках повседневного опыта как народная традиция. Нередко фольклорные традиции сознательно подменяли символы и образы национальной идентичности, и в советский период русское народное искусство не случайно было объектом внимания культурной политики государства. Наиболее стойкие фольклорные образы и символы народной (или псевдонародной) традиции, такие, как пресловутая матрешка, стали символами страны. [6]
Стандартный набор представлений о России бытует в мире и сегодня. В него входят и мифы о бытовых привычках (баня, водка и тому подобное), и объективные характеристики "неизвестной и далекой" России (просторы, холод, Сибирь), и уверенность в неисчерпаемости ее природных ресурсов. Язык и русское литературное наследие как воплощение достижений языковой культуры остаются важными ориентирами национальной идентичности самих россиян. Важнейшей культурной "скрепой" была и остается православная самоидентификация большинства населения.
Наиболее значимыми элементами позитивной российской самоидентификации сегодня являются:
- территория ("русская земля");
- природные богатства ("кладовая мира");
|
- язык;
- религиозные традиции и обычаи;
- духовное и культурное наследие и высшие достижения культуры;
- исторические вехи, в первую очередь победа в Великой Отечественной войне;
- общие представления о национальном характере (открытость, гостеприимство, бескорыстие и другие).
Содержательное наполнение этих "элементов" формирует "внутренний" образ страны. Отсутствие в этом ряду общезначимых политических и культурных ориентиров указывает на незавершенность периода трансформации общественных институтов. Тем более важным представляется анализ динамики как представлений россиян о своей стране, так и отношения к России в мире. Он позволяет выявить те составляющие, которые могут задавать позитивный вектор восприятия, ключевой с точки зрения "социального самочувствия" нации.
Все перчисленные инициативы повышают уровень социального самочувствия в обществе, от которого, в конечном итоге, и зависит положительное мироощущение граждан и позитивный образ страны в мире. Современная российская действительность дает для этого широкие возможности.
Заключение
Итак, имидж страны аккумулирует в себе различные культурно-исторические смыслы. Изучение и систематизация информации, представленной в различных аналитических материалах российских и зарубежных авторов, позволяют в свете основных положений теории массовой коммуникации сформировать направления, в разрезе которых должен создаваться позитивный образ России в глобальном пространстве:
1. Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемость России и ее идеологическая открытость, способствующая формированию о России только тех представлений, которые соответствуют действительности.
|
2. Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов, связанная не только с совершенствованием государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, но и с правильным преподнесением потенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания на объективных преимуществах работы с Россией.
3. Высокая образованность, нравственность российского общества, несопоставимые с его характеристикой как отсталого, «вечно догоняющего».
4. Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира и являющаяся надежным проводником идеологии демократизации общества.
Принципиальная позиция состоит в том, что нейтрализация негативных репутационных характеристик России в глобальном информационном пространстве и задача формирования нового образа Федерации является стратегически важным направлением государственного строительства и лежит в плоскости адаптации приемов и технологий PR. Здесь нельзя суетиться, но и не следует медлить далее.
В настоящее время накоплен богатый практический опыт использования приемов и технологий PR в деятельности органов государственной власти по позиционированию страны. Исходя из оценки субъектов коммуникативных связей, имидж государства следует строить на следующих трех основаниях:
|
Во-первых, он должен подаваться как некий субъект, выполняющий определенный набор функций, главная из которых – власть. Поэтому необходимо как можно лучше показывать людям, чем в действительности занимаются президент и правительство. В этой связи важнейшим направлением формирования имиджа страны становится информированность граждан.
Во-вторых, стране необходимо иметь свою «репутацию», т. е. постоянно позиционировать положительные черты своего имиджа.
В-третьих, требуется утвердить в общественном мнении характер, сущность страны — т. е. то, чем на самом деле она является, т.е. чёткого формулирования национальной идеи, консолидирующей нацию.
Список литературы
1. Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 2005
2. Журнал "Секрет фирмы" - Как подать родину
3. Заславская Т. И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России. Вестник ЗГНФ, №3, 2008;
4. Семененко И. - Культура, общество и образ России
5. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999.
6. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.,1986
[1] Журнал "Секрет фирмы" - Как подать родину
[2] Заславская Т. И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России. Вестник ЗГНФ, №3, 2008
[3] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999.
[4] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999.
[5] Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 2005
[6] Семененко И. - Культура, общество и образ России