ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА




Тифлопедагог дошкольного учреждения должен предоставить заведующей ДОУ самоанализ деятельности за прошедший учебный год. Мы предлагаем примерное содержание самоанализа:

I. Самообразование

II. Создание условий для коррекционного процесса

III. Планирование

IV. Результаты работы

V. О взаимосвязи в работе педагогических и медицинских специалистов

VI. Перспективы работы

 

I. Самообразование

1. Какую тему изучали в текущем учебном году (изучали самостоятельно, совместно с другими дефектологами)? Какие получили результаты и какие сделали выводы?

2. Прохождение курсов повышения квалификации:

· слушали;

· участвовали в проведении;

· проводили самостоятельно.

3. Участие в работе медико - психолого- педагогических совещаниях, семинарах (с какими темами выступали перед коллегами).

4. Проведение консультаций для педагогов, родителей, медицинского персонала.

5. Сколько провели в учебном году открытых занятий (Ваше мнение о результатах проведения, самоанализ)?

6. Смотры-конкурсы, в которых Вы непосредственно участвовали (Ваше участие, предложения по улучшению проведения).

7. Какой новой литературой пополнилась Ваша библиотека?

8. Ваши предложения по совершенствованию работы по данному разделу.

II. Создание условий для коррекционного процесса

1. Создание условий для проведения всех видов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных) (Ваше участие в этой работе).

2. Обеспечение коррекционного процесса с учетом реализуемой программы:

· по развитию зрительного восприятия;

· по ориентировке в пространстве;

· по социально-бытовой ориентировке

(Ваше участие и предложение по улучшению работы).

 

III. Планирование

1. Наличие тематического планирования (его целесообразность, объяснить).

2. Календарный план, особенности написания (осуществление или реализация дифференцированного подхода в обучении).

3. Индивидуальные планы с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей (Ваши предложения по улучшению работы по данному разделу).

4. Удалось ли реализовать все планы, если нет, объясните почему.

 

IV. Результаты работы

1. Сравнительный анализ (с прошлым годом) по успехам детей согласно реализуемой программе:

· по уровню зрительного восприятия;

· по ориентировке в пространстве;

· по социально-бытовой ориентировке.

2. Графики, диаграммы и текстовый анализ с выводами и определением задач на дельнейшую работу.

 

 

V. О взаимосвязи в работе педагогических и медицинских специалистов

1. О целесообразности тетрадей взаимосвязи:

· тифлопедагог- родители;

· тифлопедагог-воспитатель;

· тифлопедагог-логопед;

· тифлопедагог-психолог;

· тифлопедагог-врачи (офтальмолог, психоневролог).

(Ваши предложения.)

2. Основное в работе с каждым специалистом:

· значимость и нужность;

· своевременность;

· оказание помощи

и др.

 

VI. Перспективы работы

1. Ваши предложения и пожелания. Обоснуйте.

2. Что бы Вы хотели включить в содержание работы тифлопедагога?

3. Что, по Вашему мнению, может улучшить качество Вашей работы?

 

примеры

Тема: «Нравственное воспитание старших дошкольников с нарушениями зрения на музыкальных занятиях»

 

Содержание

ГЛАВА I Вопросы изучения нравственного воспитания дошкольников с нарушениями зрения в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие нравственного воспитания в современной литературе

1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

1.3. Особенности нравственного воспитания дошкольников с нормальным и нарушенным зрением

1.4. Музыкальные занятия как средство нравственного воспитания дошкольников с нарушениями зрения

ВЫВОДЫПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II Экспериментальная работа по нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями зрения

2.1. Особенности проявления нравственных качеству старших дошкольников с нарушениями зрения

2.2. Коррекционная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе музыкальных занятий

2.3. Результаты экспериментальной работы

ВЫВОДЫПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Тема: «Содержание коррекционной работы по формированию предметных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения»

 

Содержание

ГЛАВА I Теоретические вопросы формирования предметных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

1.1. Физиологические и психологические основы представлений

1.2. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у старших дошкольников

1.3. Особенности предметных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения

1.4. Компенсация зрительной недостаточности при знакомстве с предметным миром у детей с косоглазием и амблиопией

ВЫВОДЫПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II Экспериментальное изучение особенностей предметных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

2.1. Методики исследования предметных представлений у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией

2.2. Состояние представлений о предметах у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией

ВЫВОДЫПО II ГЛАВЕ

ГЛАВА III Коррекционная работа по формированию предметных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения

3.1. Содержание коррекционной работы по формированию предметных представлений у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией

3.2. Результаты экспериментальной работы

ВЫВОДЫПО III ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Тема: «Развитие мелкой моторики на занятиях рисованием и лепкой старших дошкольников с нарушениями зрения»

 

Содержание

ГЛАВА I Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по вопросу исследования

1.1. Понятие мелкой моторики в специальной литературе, основные характеристики

1.2. Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

1.3. Роль занятий рисованием и лепкой в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

ВЫВОДЫПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

2.1. Методики изучения и анализ исследования мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения

2.2. Состояние мелкой моторики старших дошкольников с нарушениями зрения

2.3. Использование дидактического пособия по предметному рисованию Л.И. Плаксиной на занятиях продуктивной деятельности

ВЫВОДЫПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 


ТЕЗАУРУС

 

Абилитация – это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, массаж, протезирование и т.д.).

Абсолютная слепота (тотальная) – полное отсут­ствие зрительных ощущений.

Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма, регуляции или другой биологической системы изменившимся условиям существования.

Адаптация глаза – изменение световой чувстви­тельности глаза при изменении освещенности.

Азбука Брайля – алфавит, созданный незрячим французским тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-1852) в 1837 г. В этом алфавите каждая буква представлена в виде определенного набора выпуклых точек. Во время чтения слепые нащупывают их кончиками пальцев. Это основной метод чтения, используемый слепыми и слабовидящими людьми сегодня.

Аккомодационный аппарат – структурно-функциональное образование, состоящее из хрусталика, цилиарнои мышцы и цинновой связки и обеспечивающий на основе ретинального рефлекса самонастройку глаза на четкое восприятие.

Аккомодация – способность глаза к рефлекторной перефокусировке оптической системы применительно к меняющимся расстояниям до объекта зрительной фикса­ции. Процесс приспособления глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях.

Аккомодация абсолютная – аккомодация од­ного глаза при изменении освещенности.

Акт видения – сложный многоэтапный нейрофизи­ологический процесс, обеспечивающий получение зри­тельной информации.

Алгоритм рассматривания – рациональный способ получения зрительной информации, предполагаю­щий планомерное обследование внешнего облика объекта, обеспечивающий целостность и детальность восприятия, объективность чувственного отражения. А. р., основанный на единстве зрительной и осязательной сенсорно-перцеп­тивной деятельности и мыслительной деятельности детей с нарушением зрения, выступает для них компенсаторным способом чувственного познания предметного мира.

Альбинизм – врожденная аномалия, характеризую­щаяся полным или частичным (в коже, волосах, оболоч­ках глаза) отсутствием пигмента.

Амблиопия – понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора.

Аметропия – аномальная клиническая рефракция.

Амовроз – полная слепота.

Амплитуда движения – величина пути переме­щения частей тела.

Анализатор – нервный аппарат, выполняющий функцию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.

Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. А. подразделяется по содержанию на медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.

Анизокария – неравенство диаметров зрачков.

Анизометропия – неодинаковая рефракция обоих глаз.

Аниридия – отсутствие радужной оболочки.

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.

Анофтальмия – отсутствие одного или обоих глаз.

Антиципация – свойство восприятия, обеспечива­ющее опережающее опознание объекта до того, как он будет воспринят, т. е. опережающее опознание, основанное на способности принимать решение об объекте с определен­ным пространственно-временным упреждением. У детей раннего возраста имеются врожденные механизмы антиципации.

Апперцепция – зависимость восприятия от про­шлого индивидуального опыта, от общего содержания психической деятельности, а также от интересов, привы­чек, внимания и т. п.

Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге восприятия, неустойчивости настроения, нарушениях сна, аппетита и др. Возникает в результате различных заболеваний, при умственных и физических перегрузках, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах, а также функциональной или органической неполноценности мозга (церебрастения).

Астенопия – утомляемость глаз при продолжитель­ной работе на близком расстоянии, различают аккомода­ционную и мышечную формы

Астигматизм глаза – сочетание в одном глазу разных степеней рефракций одного вида. А. чаще всего обусловлен неправильностью кривизны средней части ро­говицы. Проявляется в искажении зрения из-за различий в преломляющей силе в разных частях роговицы.

Атрофия зрительного нерва – дегенерация во­локон зрительного нерва.

Афакия – отсутствие хрусталика.

Ахромазия – тяжелая форма расстройства цветово­го зрения, которая характеризуется полной потерей спо­собности различать цвета.

Ахроматическое зрение – восприятие белого, серого и черного (всего около 200-300 оттенков).

Безусловные зрительные рефлексы – посто­янные и врожденные реакции зрительной системы на воз­действия внешнего мира и внутренней среды, осуществля­емые с помощью нервной системы и не требующие специальных условий. Например, безусловный ретинальный рефлекс состоит в том, что при попадании на сетчатку нечеткого изображения включаются все улучшающие его четкость механизмы.

Бельмо — интенсивно белый рубец роговицы, занима­ющий всю роговицу или часть ее.

Бинокулярное зрение – сложный динамический стереотип, зрение двумя глазами с соединением одновре­менно полученных двух изображений в один зрительный образ. Под нормальным бинокулярным зрением понимают совместную работу сенсорных и моторных систем правого и левого глаза, которая обеспечивает одновременную ори­ентацию обеих зрительных осей на объект фиксации, фор­мирует пару сходных монокулярных изображений этого объекта в центральных ямках на сетчатке парных глаз, способствует слиянию их в единый зрительный образ.

Блефарит – воспаление краев век.

Блефарофимоз – укорочение глазной щели вслед­ствие срастания краев век между собой у наружного угла.

Ближайшая точка ясного видения – точка, находящаяся на минимальном расстоянии от глаза, с ко­торого последний, аккомодируя, может отчетливо разли­чать какой-либо предмет. При расположении рассматри­ваемого предмета ближе 5 м происходит аккомодация в соответствии с расстоянием до него.

Близорукость – см. Миопия.

Болезни глаз – результат патологических измене­ний в различных частях глаза вследствие нарушения дея­тельности как самого глаза, так и других органов.

Брайлевский шрифт – см. Рельефно-точечный шрифт.

Веки – наружный отдел защитного и придаточного аппарата глаза: две складки кожи, закрывающие при смы­кании глазное яблоко.

Вергентные движения глаз – бинокулярные движения глазных яблок, при которых они синхронно и

Верзионные движения глаз – произвольные движения глаз, обеспечивающие синхронные и симмет­ричные смещения взора обоих глаз в одном и том же на­правлении.

Вестибулярная функция – выработка на основе условно-рефлекторной регуляции установок тела в целом и его анализаторных механизмов (в т. ч. зрительных осей, общей позы, координации рук и т. д.) любого сенсорного умения: видеть, слышать, ощупывать.

Внимание – форма организации психической дея­тельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов.

Внутриглазная жидкость – жидкость, проду­цируемая в цилиарном теле, заполняет переднюю и зад­нюю камеры.

Внутриглазное давление – давление жидкости внутри глаза, обеспечиваю­щее сохранность формы глазного яблока, создает условия для кровообращения во внутриглазных сосудах.

Водянистая влага камеры глаза – водоподобная жидкость, заполняющая пространство между рогови­цей и хрусталиком.

Воспаление симпатическое – тяжелое фиброз­ное воспаление радужки и ресничного тела в здоровом гла­зу вследствие проникающего ранения другого глаза.

Восприятие – субъективное отражение объектив­ной действительности, совершающееся и развивающееся при взаимодействии субъекта с окружающим миром в ходе познавательной деятельности, общения, игры и т. д.

Врожденная глаукома – болезнь новорожден­ных, характеризующаяся недоразвитием или аномалиями дренажных канальцев глаза. Характерным признаком за­болевания является растяжение оболочек глаза. Может развиваться во внутриутробном периоде или быть наслед­ственной.

Вторая сигнальная система – система, обеспе­чивающая реагирование на сигнальное значение при заме­не конкретного раздражителя словом, обозначающим его.

Вторичная глаукома – нарушение гидродинами­ки глаза как следствие первичных заболеваний глаз (воспа­ление сосудистой оболочки, смещение хрусталика и др.).

Выразительные признаки экспрессивного характера – яркие свойства объектов, привлекающие непосредственное внимание ребенка и вызывающие опре­деленные эмоции.

Гемералопия (куриная слепота) – резкое ухудше­ние зрения при слабом освещении.

Гемианопсия – нарушение полей зрения обоих глаз при поражении зрительных путей в области хиазмы или зрительного тракта.

Гемианопсия биназальная – выпадение внут­ренних полей зрения при поражении наружных отделов хиазмы.

Гемианопсия гомонимная – выпадение одно­именных полей зрения обоих глаз при поражении зритель­ного тракта.

Гемофтальм – кровоизлияние в стекловидное тело.

Гетерофория (скрытое косоглазие) – отклонение глазных яблок от симметричного положения.

Гетерохромия – различный цвет радужных оболо­чек или неодинаковое окрашивание различных участков радужной оболочки одного глаза.

Гигиена зрения – система мер, обеспечивающая оптимальные условия для деятельности глаз, способству­ющая их нормальному развитию, функционированию, по­вышению общей и зрительной работоспособности, препят­ствующая утомлению глаз и связанных с ним расстройств зрения. Г. з. базируется на данных психофизиологии зре­ния, клинической офтальмологии, общей гигиены, свето­техники и др. наук.

Гидродинамика глаза – продукция и отток вну­триглазной жидкости, находящихся в динамическом рав­новесии.

Гидрофтальм – увеличение глазного яблока при по­вышении внутриглазного давления.

Гиперактивность – чрезмерная активность, сла­бый контроль побуждений.

Гиперметропия – вариант аномалии клинической рефракции, слабая клиническая рефракция, при которой параллельные световые лучи, преломившись, образуют фокус за сетчаткой. Гиперметропия может быть разной степени.

Гипертензия глаза – расстройство регуляции ВГД в форме его повышения.

Гипертонус – неконтролируемое чрезмерное напря­жение мышц.

Гипоплазия – порок развития, заключающийся в недоразвитии тканей органа. Например, гипоплазия зри­тельного нерва.

Гипотензия глаза – расстройство регуляции ВГД в форме его понижения.

Гипотонус – неконтролируемая мышечная вялость.

Гиппус – быстро сменяющиеся ритмические суже­ния и расширения зрачка, не зависящие от изменения ос­вещенности.

Гифема – кровоизлияние в переднюю камеру глаза.

Глаз – орган периферического восприятия световых раздражений.

Глазница – глубокая впадина в черепе, в которой расположено глазное яблоко со вспомогательным аппара­том.

Глазное дно – внутренняя поверхность глазного яб­лока, видимая при офтальмоскопии.

Глазное яблоко – материальный субстрат перифе­рического отдела зрительного анализатора, входящий в состав органа зрения и обеспечивающий жизнь и функци­онирование сетчатой оболочки. Различают стенки и содер­жимое глазного яблока. Стенки состоят из трех оболочек: наружной, или фиброзной, сосудистого тракта, сетчатки. Содержимое представлено влагой передней и задней каме­ры, хрусталиком и стекловидным телом.

Глазодвигательный аппарат – моторный ап­парат, обеспечивающий подвижность глазного яблока и бинокулярного видения.

Глазомер – способность глаз без непосредственных измерений определять и сравнивать пространственные ве­личины, воспринимать форму, удаленность, размеры и движение предметов.

Глаукома – хроническое заболевание глаз, характе­ризующееся повышением ВГД с развитием атрофических изменений в сетчатке и диске зрительного нерва, обуслов­ливающих снижение зрения

Глаукома детская – приобретенная в возрасте 3-7 лет глаукома, которая отличается от врожденной меньшим и более медленным растяжением капсулы глаза с сохранением прозрачности роговицы.

Глаукома закрытоугольная – редкий тип гла­укомы, при которой канальцы, отводящие жидкость из глаза, полностью перекрываются.

Глаукома открытоугольная – наиболее частый тип глаукомы, при котором жидкость слишком медленно вытекает из глаза.

Глаукома юношеская – глаукома, появляющаяся в молодом возрасте. Различают три разновидности: 1 – глау­кома, клинически протекающая как первичная глаукома пожилого возраста; 2 – глаукома с врожденными измене­ниями переднего отрезка глаза; 3 – глаукома, развиваю­щаяся в миопическом глазу.

Глубинное зрение (глубинный глазомер) – способ­ность различить удаленность наблюдаемых предметов, их взаимное расположение в разных направлениях по отно­шению друг к другу.

Глубинное зрение (глубинный глазомер) — способ­ность различить удаленность наблюдаемых предметов, их взаимное расположение в разных направлениях по отно­шению друг к другу.

Границы поля зрения – величина поля зрения (монокулярного и бинокулярного).

Дакриоаденит – воспаление слезной железы.

Дакриоцистит – воспаление слезного мешка.

Дальнейшая точка ясного видения – точка на наибольшем удалении, характерная для каждого вида рефракции.

Дальнозоркость – см. Гиперметропия.

Дальтонизм – расстройство цветоощущения по типу протанопии, иногда обозначение всех видов цветовой слепоты.

Двигательная активность – удовлетворенная потребность организма в движении.

Движение руки у лица – самое низкое перифери­ческое зрение (предметное отсутствует), которое характе­ризуется остротой зрения 0,001.

ДВИЖЕНИЕ РУКИ У ЛИЦА — самое низкое перифери­ческое зрение (предметное отсутствует), которое характе­ризуется остротой зрения 0,001.

Двойственный аппарат световосприятия – аппарат (палочки и колбочки), обеспечивающий зритель­ное восприятие в любое время суток. Палочки используют­ся в условиях низкой освещенности. Колбочки работают при ярком свете.

Девиация – величина отклонения глаза (угол косо­глазия).

Дегенерация желтого пятна – повреждение и разрушение желтого пятна.

Дезадаптация – полярный адаптации и, по существу, деструктивный процесс, в ходе которого развитие психических процессов и поведенияиндивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих. Д. характеризуется поломкой, нарушением сформировавшихся адаптационных механизмов вследствие, например, изменений социальной ситуации индивида или возникших нарушений здоровья.

Дейтеранопия – частичная цветовая слепота пре­имущественно на зеленый цвет.

Декомпенсация – утрата, распад, регресс достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных факторов; недостаточность механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития. Следствием депривации в детском возрасте являются выраженные отклонения в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии.

Дети с крайне тяжелыми нарушениями зрения – группа детей с абсолютной слепотой, светоощущением и детей с практической слепотой.

Дети с функциональными расстройствами зрения – группа детей, имеющих неглубокие нарушения зрения в виде аметропии, полностью не корригируемых оч­ками, амблиопии и (или) косоглазия, проявившихся в пе­риод раннего или дошкольного детства, не вызывающих грубых вторичных нарушений в зрительном восприятии.

Дети слабовидящие – группа детей, имеющих выраженные нарушения в функционировании зрительно­го анализатора. Острота зрения на лучшем глазу с исполь­зованием обычных средств коррекции от 0,05 до 0,4, часто сочетании с нарушениями периферического или (и) цве­тового зрения. Слабовидящие регулярно и систематически используют оптический анализатор для таких зрительных работ, как чтение, письмо и некоторых других, но только в особо благоприятных условиях. Зрительное восприятие слабовидящих детей имеет выраженные особенности раз­вития и протекания.

Дети-инвалиды – дети, имеющие значительные ограничения в жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка. Способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Дефект зрения – количественная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне органиче­ских повреждений (в том числе смешанных) структур зри­тельного анализатора.

Дефект органический – повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей.

Дефект функциональный – нарушение функций органа или общих функций организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа), например психопатии.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Диабетическая ретинопатия – опасное для зре­ния, обычное при диабете, заболевание сосудов оболочки.

Диагноз – краткое врачебное заключение о характе­ре и сущности заболевания.

Дивергенция глаз – движения (произвольные или рефлекторные) глаз в обратных друг от друга направлени­ях. Расхождение зрительных осей.

Диоптрийный аппарат глаза – преломляющие среды глаза: роговица, хрусталик, стекловидное тело, жидкость камер глаза.

Диоптрия – единица измерения преломляющей спо­собности, равная оптической силе линзы с главным фокус­ным расстоянием в 1 м.

Диплоптика – метод восстановления фиксации предмета двумя глазами. Диплоптические упражнения проводят при симметричном положении глаз, достигну­том с помощью коррекции или ранней операции. Объек­тивным критерием назначения упражнений служит не словесный ответ, а появление бессознательного рефлекса (установочное движение глаз).

Дискория – зрачок в виде щели.

Дисплазия – неправильное развитие тканей и ор­ганов.

Дистрофия – патологическое состояние, характери­зующее различные проявления расстройства питания.

Дистрофия фукса – заболевание эндотелия рого­вицы, вызывающее отек роговицы и замутнение зрения.

Дифференциальный подход (пед.) – орга­низация и осуществление процессов воспитания и обуче­ния детей в соответствии с принципом учета возрастных и типологических особенностей развития, обусловленных влиянием на его ход эндогенных или экзогенных факторов или их совокупностью.

Дихромазия – частичная цветовая слепота.

Длина аккомодации – расстояние между даль­нейшей и ближайшей точками ясного видения.

Дневное зрение (фотопическое) – зрение, осуще­ствляемое колбочковым аппаратом глаза при большой ин­тенсивности освещения. Оно характеризуется высокой ос­тротой зрения и хорошим восприятием цвета.

Дополнительные цвета – цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга: например, красный и зеленый, желтый и голубой. При смешении в равных пропорциях дают ахроматический се­рый цвет.

Дукционные движения глаз – произвольные движения глаз, которые делятся на приводящие, отводя­щие, поднимающие, опускающие, вращающие.

Естественная освещенность – плотность пото­ка света, создаваемого солнечным и небесным излучени­ем, поступающего в помещение через застекленную пло­щадь окон.

Желтое пятно – участок сетчатки (снаружи от со­ска зрительного нерва), в центре которого располагается центральная ямка.

Заболевания век – нозологическая группа патоло­гий органа зрения, включающая в себя аномалии разви­тия, дистрофии, новообразования и воспаления, патоло­гию положения век. 3. в. могут быть симптомами местных болезней, а также являться следствием нарушений других органов и тканей.

Заболевания зрительного нерва – нозологи­ческая группа патологий в виде аномалий развития, опу­холей, дистрофий (атрофии), воспалений и нарушения кровообращения нервных волокон.

Заболевания конъюнктивы – нозологическая группа патологий органа зрения, включающая в себя дис­трофии и новообразования, повреждения и воспаления, крайне редко аномалии развития конъюнктивы.

Заболевания роговицы – нозологическая группа патологий наружной фиброзной оболочки глазного ябло­ка в виде дистрофий, воспалений, врожденных патологий (изменение величины роговицы, нарушение сферичности). Последствия 3. р. часто выражаются в виде стойкого сни­жения зрения и слепоты из-за нарушения прозрачности.

Заболевания сетчатки – нозологическая группа патологий внутренней оболочки глаза в виде дистрофий, воспалений, повреждений, патологических изменений со­судов и тканей сетчатки, нарушений кровообращения, реже в виде новообразований и крайне редко в виде ано­малий развития. Болевых ощущений при патологии сет­чатки не бывает, так как в ней отсутствуют чувствительные рецепторы.

Заболевания склеры – нозологическая группа патологий наружной фиброзной оболочки глазного ябло­ка, включающая либо повреждения, либо воспаления. Реже встречаются врожденные аномалии, дегенерации, опухоли склеры.

Заболевания слезных желез – нозологиче­ская группа патологий органа зрения, которая представле­на прежде всего воспалениями, повреждениями и их по­следствиями, реже аномалиями развития и новообразова­ниями.

Заболевания сосудистого тракта (увеального) – нозологическая группа патологий радужки, цилиарного тела, хориоидеи в виде воспалений, повреждений, дистрофий, новообразований, врожденных аномалий.

Заболевания стекловидного тела – нозологи­ческая группа патологий в виде аномалий развития, по­вреждений и дистрофий прозрачной студнеобразной мас­сы (живого геля). Основные клинические проявления: помутнение и снижение остроты зрения.

Заболевания хрусталика – нозологическая группа патологий хрусталика в виде аномалий развития, дистрофий и повреждений. Отсутствие сосудов и нервов исключает возможность воспалений и новообразований. Клинически патология проявляется его помутнением, из­менением формы, величины и положения.

Задержка психического развития (ЗПР) – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включаться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Задняя камера глаза – узкая щель между ра­дужкой и хрусталиком с цинновой связкой.

Закаливание – комплекс воздействий, направлен­ных на улучшение приспосабливаемости организма к рез­ким изменениям метеорологических факторов.

Застойный сосок зрительного нерва – невос­палительный отек зрительного нерва, обусловленный по­вышением внутричерепного давления.

Здоровье – состояние полного физического, психи­ческого и социального благополучия. Более упрощенное понятие – состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Здоровье нравственное – комплекс характерис­тик мотивационной и информативной сферы жизнедея­тельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Здоровье психическое – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего ду­шевного комфорта, обеспечивающее активную психиче­скую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологи­ческими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Здоровье соматическое – текущее состояние ор­ганов и систем организма человека, основу которого со­ставляет биологическая программа индивидуального раз­вития.

Здоровье физическое – уровень роста и развитие организма и систем организма, основу которого составля­ют морфологические и физиологические резервы, обеспе­чивающие адаптационные реакции.

Зрачковые реакции – реагирование зрачка на свет (световой рефлекс) и на установку оптики глаза на близкое расстояние (рефлекс на близкое расстояние).

Зрачок – отверстие в центре радужки с едва замет­ным смещением внутрь и книзу.

Зрение – интегральное свойство зрительной систе­мы, обеспечивающей преобразование энергии света, излу­ченного и отраженного различными объектами.

Зрительная информация – информация об объ­екте, содержащаяся в зрительном образе.

Зрительная работоспособность – один из по­казателей функциональной способности зрительного ана­лизатора. Способность продолжительно и результативно решать зрительные задачи без наступления быстрого утомления.

Зрительная сенсорная нагрузка – рабочая психическая нагрузка, предъявляющая требования к пси­хическим функциям человека в связи с характером рабо­ты, заключающаяся в приеме и переработке зрительной информации.

Зрительная система (псих.) – сенсорная система, интегрирующая и преобразующая сигналы любой модаль­ности. В любом акте зрительного восприятия можно обна­ружить сложнейший полимодальный механизм.

Зрительно-двигательная координация – двигательная координация, для осуществления которой необходимо участие, помимо проприоцептивной, также и зрительной информации. Можно говорить о З. д. к. в сис­теме «глаз – рука» и в системе «глаз – нога». Проприоцептивная информация поступает от движений и дей­ствий. Зрительная информация поступает от зрительной системы. Основными оценочными критериями развитости З. д. к. выступают: точность, скорость, результативность, ритмичность, мышечная выносливость в выполнении раз­ных видов предметно-практической и ориентировочно-исследовательской деятельности; в графических работах также – владение формообразующими движениями, ха­рактер пространственных взаимоотношений элементов изображений, техническое исполнение: наклон верти­кальной оси, двойные линии, прерывистые линии, прояв­ление дрожания и др.

Зрительно-двигательная система – единая функциональная система, обеспечивающая регуляцию произвольных движений на основе интегративной дея­тельности сенсорно-моторных к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: