Великий американский писатель Вильям Сароян ( William Saroyan )




Исторический факт

Описание обычая/праздника

Еда

Одежда/украшения/утварь

Картина

Цитата

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Одной строкой

В государстве Тиграна II Великого говорили на 15 языках.

С картинками

Аревахач ("Солнечный крест"), также Патеразмахач ("Крест войны"), Кер хач ("Кривой крест") или просто Армянская свастика — один из традиционных армянских символов. Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно 7000-5000 лет до н.э.).

Главным значением аревахача является Солнце, а отсюда и свет, движение жизни, благополучия, радости, вечности и удачи. Аревахач в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей и домов. Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, буквы армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача - армянской свастики. Для армян свастика была также символом борьбы с захватчиками.

Аревахач олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом.

* * *

На гравюре Иосифа Роттера «Арам и Нюкар Мадес» Арам, в армянской мифологии герой, предок — эпоним армян, отражает нашествие войск мидян под предводительством Нюкара Мадеса. Этот миф отражает воспоминание о борьбе армян с враждебными племенами.

 

 

* * *

 

Армяне одними из первых приручили лошадей и начали их разводить. Для древних армян лошадь была животным от бога.

Армения была крупнейшим экспортёром коней на всём Ближнем Востоке. Наибольших успехов коневодство в Армении достигло в разведении лошадей, которых использовали в военном деле. Армянская конница считалась одной из мощнейших в Азии. Само название конницы – «Айрудзи», означает «человек и конь»

Впоследствии среди стран, плативших дань Ахеменидской Персии, только Армения платила дань лошадьми – эти животные ценились наравне с драгоценными металлами и служили своеобразной валютой.

 

 

ОБЫЧАИ И ПРАЗДНИКИ

Знатность, близость к трону – чем ее измерить? Как понять, насколько один род древнее и благороднее другого? Человечество давно изощряется в придумывании различных систем и иерархий. Не стала исключением и Армения.

Гахнамак (gahnamak, "тронная грамота") – это официальная грамота, порядковый список мест-тронов и бардзов ("подушек"), занимаемых армянскими князьями или нахарарами при царском дворе Армении.

Трон нахарара или князя определялся его экономической и военной (по Зоранамаку) мощью, а также в соответствии с древнейшей традицией. Гахнамак составлялся и закреплялся решением царя, вассалами которого были нахарары (князья). Нахарарские троны (т.е. позиции при дворе) изменялись крайне редко и передавались по наследству. Только в исключительных случаях (государственная измена, прекращение рода и т.п.) царь мог внести некоторые изменения в Гахнамаке.

"Зоранамак" (букв. Воинская грамота) -документ, во многом сходный с "Гахнамаком". Разница заключалась в том, что в "Зоранамаке" все роды подразделяются на четыре группы (Восточные, Западные, Северные и Южные) и напротив каждой фамилии указано число воинов, которое семья обязана содержать и выставлять в случае войны.

 

Зоранамак дошел до нас в двух экземплярах, а Гахнамак, как минимум в 4. Самая ранняя из версий Гахнамака отражена в труде Агафангела. Однако самым полным Гахнамаком все же считается Гахнамак, авторство которого приписывается Католикосу Сааку Партеву (387-439 гг.).

ЕДА

Один из столпов армянской кухни – это МАЦУН.

Своя типичная кисломолочка есть во многих странах. В России это простокваша, в Болгарии йогурт, в Грузии – мацони… А в Армении испокон веков это был мацун.

Мацун готовится из коровьего, овечьего и козьего молока. В отличие от кефира, это довольно густой продукт, его едят ложкой.

 

Готовится он довольно просто (проверено МГ – МГJ). Итак, литр молока и примерно 150 гр. сметаны или мацуна для закваски.

Молоко довести до кипения. Перелить в литровую банку (оставив немного места для закваски) и оставить остывать... Молоко должно быть теплое, но в сторону приятно горячего.

Вот тогда добавить сметану (лучше комнатной температуры, не из холодильника, а то молоко сразу слишком охладится), хорошенечко перемешать, плотно закрыть крышкой (любой - пластмассовой или винтовой) и очень хорошо укутать! Ставим это сооружение в недоступное и теплое место и больше НЕ ТРОГАЕМ!!! Примерно на 12 часов, оптимально - на ночь.

Утром осторожно, не встряхивая(!), ставим баночку в холодильник еще на несколько часов (или даже сутки). Так он станет покрепче и приятнее на вкус. В холодильнике он может стоять несколько дней, постепенно становясь плотнее по консистенции и немного кислее на вкус.

Его используют в выпечке, для приготовления супов (танапур, спас – о нем мы расскажем в следующем выпуске), напитков (тан), и даже десертов. Но вот для соусов и заправок сам мацун слишком жидкий. И здесь нужен сцеженный мацун.

Он называется “КАМАЦ-МАЦУН”. Дословно переводится как «выжатый мацун».

Делается он элементарно, как домашний творог – надо повесить мацун в марле или мешочке на некоторое время (на ночь, например), чтоб из него «откапалась» сыворотка.

И вот уже этот довольно плотный комочек камац мацуна можно использовать для заправок, соусов, выпечки, десертов.

Самый знаменитый соус из него – СХТОРМАЦУН. С ним даже элементарные макароны очень вкусны.

Схтор (чеснок) выдавить чеснокодавкой, (или натереть на мелкой терке, или раздавить в деревняной ступке) добавить в мацун и оставить пропитываться.

Макароны, не спагетти, обжарить на сковороде на растительном или сливочном масле,чтобы получились румяные через один. Залить кипятком полностью, посолить и варить до готовности, пока выпарится вся вода, а макароны не станут мягкими. Полить схтормацуном. И все:)

ПРЕДМЕТЫБЫТА

Тонир

Армянский тонир, в отличие от тандыра, тандура, тендира, тенира и иже с ними, роют в земле. Таким образом, разжигая ли костер, готовя ли там еду, ему фактически кланяются. Дело в том, что в языческие времена он являлся символом солнца на земле и им пользовались не только для приготовления пищи, обогрева жилища и лечения больных, обжига глиняной посуды, но и в ритуальных целях.

 

Тонир - основная часть крестьянского жилища, им же обусловлено шатрообразное перекрытие туна (дома), вершина которого имеет дымовое отверстие - «ердик», оттуда выходит дым и в то же время проникает дневной свет в жилище. В тонире пекут хлеб и прочие мучные изделия, варят, жарят и тушат мясную, молочную и растительную пищу. Здесь же коптят мясо и сушат на зиму различные фрукты.

В условиях малолесной или безлесной Армении тонир нагревают либо кизяком, либо обрезками виноградной лозы. Этим, в частности, объясняется специфическая форма армянского хлеба - лаваша. Лаваш представляет собой длинную и тонкую, легко свертываемую полосу теста длиной около одного метра. Тонир быстро нагревается кизяком или хворостом, и налепленный на горячие стенки тонира слой теста быстро выпекается.

Создавали тонир сельские гончары, среди которых были и женщины. Они изготовляли на гончарном круге, а иногда и без него, разнообразные изделия, необходимые в быту: карасы, кувшины, миски, а также черепицу для кровли и плитки для пола. Но создание тонира - традиционной печи, служащей для приготовления пищи и обогрева - требовало особого мастерства

Выкладывала тонир обычно женщина. Стоя в вырытой в земле яме, она накладывала кругами друг на друга жгуты из глины, давая время нижним рядам подсохнуть и окрепнуть. Затем в этом цилиндре разводился огонь для обжига глины.

Интересно, что около тонира проходили церемонии венчания тех пар, которые отказывались соединять жрецы, а позже — Церковь.

ЦИТАТА ВЫПУСКА

«Хотел бы я знать, найдется ли в мире сила, которая способна уничтожить этот народ - это малое племя скромных людей, чьи войны все отыграны и проиграны, чье государство полностью уничтожено, чья литература не прочитана, музыка не услышана, а на молитвы больше нет ответа. Ну же, вперед! Уничтожьте Армению! Увидите, удастся это вам? Пошлите их в пустыню без пищи и воды. Сожгите их дома и церкви. А потом посмотрите, не окажется ли, что будут они смеяться, петь и снова возносить молитвы. Потому что, если хотя бы двоим из них, доведется встретиться в этом мире, увидите, они создадут новую Армению!»

Великий американский писатель Вильям Сароян (William Saroyan)

Растворяясь в Арарате. Меружан Хачатрян



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: