В фильме можно рассказать историю всей жизни, но если вы не сделаете акцент на одной ясной цели, то картина провалится в прокате.




Правила успешной экранизации

Майкл Хэйг,

преподаватель сценарного мастерства

 

Ваша любимая книга, пьеса или газетная статья вовсе не обязательно станет хорошим фильмом. Лучшие картины не копируют оригинал, а следуют законам кинематографа. Майкл Хэйг вывел общие правила, которые подходят как для экранизации заметок из криминальной хроники, так и знаменитого романа.

Автор романа может придумать для героя огромное количество целей. Задача сценариста – выбрать самые захватывающие из них.

В основе всех хороших историй лежит простая формула. Интересный зрителю герой должен справиться с, казалось бы, непреодолимым препятствием, чтобы достичь своей цели. Эти три компонента должны лежать в основе вашего сценария, если вы надеетесь продать его в Голливуде.

Герой

Если вы взялись за экранизацию романа, который охватывает продолжительное время, или в котором действует несколько героев, то попытайтесь свести историю к одному персонажу, к одной цели. Сделайте выбор. Чем сильнее вы сфокусируетесь, чем четче будет идея фильма, тем больше будет коммерческий потенциал сценария.

Сложно адаптировать биографии, которые рассказывают, как герой достигает нескольких целей, проходит через несколько важных событий. Да, такая структура может быть уместна в документальном кино, но в прокате эти фильмы почти всегда терпят неудачу. Фильмы «Чаплин» (Chaplin), «Бэйб был только один» (The Babe), «Кобб» (Cobb) и «Хоффа» (Hoffa) рассказывают об уникальных, грандиозных личностях, но зрителю тяжело понять суть этих историй. Все они провалились.

Если вы взялись за экранизацию романа, в котором действует несколько героев, то попытайтесь свести историю к одному персонажу, к одной цели.

Эту проблему можно решить: выбирайте для экранизации жизни, посвященные достижению одной видимой цели (освобождение Индии в «Ганди» (Gandhi), освобождение Шотландии в «Храбром сердце» (Braveheart)); или же выберите один конкретный случай из жизни вашего героя. В биографии Джона Нэша было много интересных событий, конфликтов, но фильм «Игры разума» (The Beautiful Mind) рассказывает в первую очередь о том, как он и его жена боролись с шизофренией Нэша. Фильм «Эрин Брокович» (Erin Brokovich) рассказывает только о попытках героини выиграть дело против компании «PG&E» — другие события в ее жизни опущены.

Цель

Следующая сложность экранизаций — поиск внешней цели. Повести, пьесы, реальные истории из жизни могут охватывать нескольких персонажей на протяжении долгого времени, и целей может быть несколько. Они бывают внутренними — герои могут искать понимания, или избавления от страданий. В биографиях часто описываются многочисленные периоды взлетов и падений.

Однако успешные голливудские фильмы подчиняются более строгим формулам. Вам нужно определить одну внешнюю цель, чтобы зритель понимал, к чему стремится протагонист и добивается ли он успеха. Это своего рода финишная черта, которую герой должен пересечь в конце фильма. На этой идее строится логлайн — описание сюжета в одном предложении.

В фильме можно рассказать историю всей жизни, но если вы не сделаете акцент на одной ясной цели, то картина провалится в прокате.

Да, герои фильмов тоже хотят, чтобы их понимали, они жаждут мести, пытаются разобраться в себе. Но если эти желания не связаны с внешней целью, такие фильмы не снимают, а если и снимают, то не для массового зрителя.

В «Титанике» (Titanic) Роза ищет страсти и приключений; «Шрек» (Shrek) ищет понимания и настоящей любви; а герои «Звездных войн» (Star Wars) и «Останься со мной» (Stand by Me) сначала должны разобраться кто они, а потом отстоять право быть собой. Но невидимые внутренние мотивы не смогли бы увлечь зрителя, не будь в этих историях четких внешних целей: добраться с Джеком до Америки; доставить герцогу принцессу и вернуть свои земли; остановить Императора; найти труп.

В фильме можно рассказать историю всей жизни, но если вы не сделаете акцент на одной ясной цели (например, завоевать любовь Дженни в «Форресте Гампе»), то, скорее всего, картина провалится в прокате.

На момент написания статьи десять самых успешных экранизаций (опуская сиквелы) это: «Парк Юрского периода» (Jurassic Park), «Форрест Гамп» (Forrest Gump), «Гарри Поттер и Философский камень» (Harry Potter and the Sorcerer’s Stone), «Шрек» (Shrek), «Гринч — похититель Рождества» (How the Grinch Stole Christmas), «Челюсти» (Jaws), «Бэтмен» (Batman), «Властелин колец» (Lord of the Rings), «Миссис Даутфайр» (Mrs. Doubtfire) и «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist). В каждой из этих историй понятна внешняя цель героя и легко сформулировать логлайн. Мы понимаем, что должен сделать герой: остановить динозавров; завоевать любовь Дженни; добраться до философского камня; найти (и влюбить в себя) принцессу; не допустить Рождества в Ктограде; остановить акулу; остановить Джокера; бросить кольцо в жерло вулкана; сохранить возможность общаться с детьми; изгнать дьявола из девочки.

Верность оригиналу

Принесите присягу верности вашему фильму, а не исходному материалу. Многие считают, что из любой интересной истории легко сделать интересный сценарий. Но романы, пьесы и газетные статьи подчиняются правилам, отличным от правил кинематографа. Поэтому придется вычеркнуть из сценария обширные описательные пассажи, уместные в прозе, и долгие глубокомысленные монологи, которые так хорошо звучат со сцены.

Не стоит писать сценарий по собственным книгам и пьесам. Практически невозможно сохранить безжалостность и объективность, без которых вы не сможете изменить некоторые части оригинала.

Не задумывайтесь и о том, чтобы доставить удовольствие автору или поклонникам оригинала. Ваш фильм должен заинтересовать продюсеров, даже если для этого придется изменить сюжет любимой книги или даже полностью удалить какие-то из сцен. Поэтому, скорее всего, не стоит писать сценарий по собственным книгам и пьесам. Практически невозможно сохранить безжалостность и объективность, без которых вы не сможете изменить некоторые значимые лично для вас части оригинала. Иначе подогнать его под структуру фильма не получится. А если ваша книга еще не опубликована, а пьеса не поставлена — добиться успеха в мире голливудской конкуренции будет еще сложнее.

Конечно, если ваша работа доказывает свою состоятельность в оригинальном виде, вы можете написать сценарий в расчете на то, что успех вызовет интерес кинокомпаний.

Есть и исключения из правил: «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption), «Зеленая Миля» (The Green Mile), «Корабельные новости» (The Shipping News), «Шофер Мисс Дэйзи» (Driving Miss Daisy), «Язык нежности» (Terms of Endearment), «Там, где течет река» (A River Runs Through It), «Обыкновенные люди» (Ordinary People) — в этих фильмах у героев нет видимой внешней цели, некоторые из них сильно растянуты во времени, но, тем не менее, покорили зрителей. Однако не забывайте, что они основаны на книгах или пьесах, написанных известными авторами, или в этих проектах принимали участие звезды и режиссеры первой величины, готовые защищать исходный материал. Таких фильмов снимают единицы.

Если вы молодой сценарист и надеетесь на успешное начало карьеры, я бы порекомендовал вам сосредоточиться на историях, дающих максимальную вероятность успеха, историях, в которых уже есть основные составляющие большинства успешных голливудских фильмов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: