КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование современного юриста, невозможно без приобретения последним определенных знаний, навыков и умений, а именно: понимать внутреннюю логику исторического процесса становления государственно-правовых институтов, умеющего творчески мыслить на основе знания закономерностей и случайностей возникновения и развития государства и права, анализировать современное состояние и тенденции развития государства и права, моделировать дальнейшее правовое развитие. Именно поэтому обязательной составной частью учебного плана по дисциплине «Римское право» для студентов заочной формы обучения является выполнение письменной контрольной работы.

По своему назначению контрольная работа выполняет познавательные, воспитательные и контрольные функции в их неразрывном единстве. Ее написание преследует не только подведение итогов самостоятельной работы студентов, но и закрепление, расширение и углубление последних, формированию самостоятельного мнения, выработке взглядов.

Выполнение контрольной работы способствует приобретению студентами навыков самостоятельной работы над источниками, умения отыскать в них главное, основное, прививая им навыки работы с нормативным и иным материалом, его обстоятельного анализа, умения пользоваться приобретенными знаниями на практике, в конкретной обстановке. Выполнение контрольной работы также тре­бует от студента творческого мышле­ния, аргументации и логики изложения, формулирования личной позиции.

Контрольная работа является отчетом о самостоятельных занятиях студентов. Она имеет своей задачей проверить, как идет усвоение отдельных разделов изучаемого учебного курса, также позволяет своевременно указывать на ошибки, давать необходимые рекомендации и иную методическую помощь.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующего вопроса на основе определенного минимума источников либо решение нескольких задач (заданий, казусов).

Цели контрольной работы:

- проверка и оценка знаний студентов;

- формирование навыков сравнительно-правового анализа документов, позиций историков, правоведов и обществоведов по различным историко-правовым проблемам; навыками формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения;

- получение информации об уровне самостоятельности и активности студентов, об эффективности форм и методов учебной работы.

Задачи, стоящими перед студентами во время выполнения контрольной работы:

- изучение существующей научной литературы по проблемам истории государства и права зарубежных стран;

- сопоставление различных точки зрения и выработка на этой основе собственных суждений и выводов;

- оперирование юридическими понятиями и категориями;

- самостоятельное изучение правовых актов различных исторических эпох, усвоение их содержания и анализ, аргументирование своих выводов по сути данных документов ссылками на их текст, проведение их сравнительного анализа;

- умение применять полученные знания при изучении общеюридических и отраслевых дисциплин и в практической деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Этапы выполнения контрольной работы:

1. Выбор варианта контрольной работы осуществляется студентом по первой букве своей фамилии следующим образом:

 

Первая буква фамилии Вариант контрольной работы
А, Э  
Б, Ю  
В, Я  
Г  
Д  
Е (Ё)  
Ж  
З  
И (Й)  
К  
Л  
М  
Н  
О  
П  
Р  
С  
Т  
У  
Ф  
Х  
Ц  
Ч  
Ш  
Щ  

 

Выбор варианта контрольной работы должен быть произведен в установленные сроки.

2. От­бор и тщательное изучение рекомендованной литерату­ры и источников. При подборе литературы и других источников, следует воспользоваться, прежде всего, учебно-методическими указаниями по данной учебной дисциплине и учебно-методическими указаниями по выполнению контрольных работ. Желательно использовать новейшую литературу.

В основе успешного выполнения контрольной работы лежит сбор научного и учебного материала. Помимо учебников и учебных пособий, рекомендованных по данному учебному курсу, полезную информацию можно почерпнуть из монографических исследований, а также таких журналов, как: «История государства и права», «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Вестник МГУ. Серия Право», «Российский юридический журнал», «Общественные науки и современность».

3. Анализ собранного материала, изложение содержания вопросов и выполнение разноуровневых заданий. Самый важный и ответственный момент в процессе подготовки контрольной работы – это изучение и анализ литературных источников. Для того, чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме, первоначально следует ознакомиться с соответствующей главой рекомендованных учебников (учебных пособий).

При выполнении контрольной работы особое место занимает изучение нормативно - правового материала (памятников права), его правильное применение при решении практических задач.

Собранная научная, учебная информация должна быть объективной, достаточно полной и отражать существо проблемы.

После продумывания и обработки изученного материала следует приступать к подготовке текста контрольной работы. Изложение должно быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным. Высокий теоретический уровень контрольной работы должен сочетаться с простотой и краткостью изложения материала.

Составление плана при написании рабо­ты не требуется.

4. Оформление списка использованных источников.

В конце контрольной работы указывается список использованной литературы, включающий разделы: 1) нормативные акты, 2) литературные источники. В раздел «Нормативные акты» включаются как действующие законодательные акты, так и памятники права. В раздел «Литературные источники» включаются монографии, учебники, учебные пособия, журнальные статьи, располагаемые в алфавитном порядке по первой букве автора, независимо от тог, опубликовал ли он монографию, учебник или журнальную статью. При описании монографии указываются фамилия автора с инициалами, полное название книги, город и издательство, год издания. Журнальная статья описывается следующим образом: указываются фамилия автора с инициалами, полное название статьи, название журнала, год и номер выпуска.

В контрольной работе следует приводить только те нормативные акты и литературные источники, которые лично читал автор и использовал в своей работе.

5. Предоставление ее в деканат (кафедру) для регистрации и дальнейшего рецензирования в соответствии с установленными сроками. Студенты, не предоставившие в установленный срок контрольную работу или получившие по ней оценку «не зачтено», к экзаменам не допускаются.

6. Работа с рецензией преподавателя и устранение указанных замечаний.

Получив рецензию на представленную контрольную работу, студент должен внимательно изучить ее, обратив внимание на указанные в ней замечания. Если работа не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыто содержание вопросов, не верно решена задача (казус), работа неправильно оформлена и т.д.) она возвращается студенту на доработку.

В написанной по результатам проверки работы рецензии преподаватель отмечает достоинства и недостатки изложения материала и оценивает контрольную работу («зачтено» или «не зачтено»). В случае если работа не будет зачтена, студент обязан выполнить работу вновь в соответствии с четкими и ясными указаниями рецензента. Работа с произведенными изменениями и дополнениями вновь представляется на кафедру в установленные сроки. Только в этом случае она может быть зачтена. При этом к повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на первую работу.

Структура контрольной работы: титульный лист, задание (вариант контрольной работы с заданиями), основная часть (текстовый материал), список использованных источников.

Вопросы и задания, представленные в вариантах контрольной работы, прежде всего, направлены на организацию активной учебной деятельности студентов; раскрытию причинно-следственных связей, установлению последовательности фактов, выделения главного, выявлению общего и отличного в явлениях, применению и объяснению понятий, оценке явлений, определения деятельности исторических лиц и тому подобное.

Вопросы, входящие в варианты контрольных работ, должны быть освещены на основе изучения рекомендованной литературы, как правило, шире и обстоятельнее, нежели они изложены в учебной литературе либо изучался в ходе учебных занятий.

В процессе подготовки контрольной работы, студенты должны овладеть системой научных знаний по соответствующим темам учебного курса, усвоить ключевые понятия и категории, характеризующие процесс эволюции римского правопорядка; приобрести навыки самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами, толкования и комментирования закона, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Работа должна выполняться самостоятельно и на высоком теоретическом уровне.

В контрольной работе необходимо учитывать особенности ее структуры (задачи (казусы); теоретические вопросы и др.).

Задачи (задания) реконструктивного уровня (решение задачи (казуса)) необходимо обосновывать правовыми нормами из соответствующих памятников права. Оно должно быть четким, ясным и мотивированным. Для этого нужно обязательно изучить соответствующие разделы учебника и другие источники.

Эта часть работы должна основываться на конкретных нормах (статьях) римских правовых текстов (Законы ХП таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана и др.) Более сокращенный вариант памятников права Древнего Рима можно найти в Хрестоматиях по всеобщей (истории государства и права зарубежных стран) истории государства и права.

Решение казуса представляется в форме судебного решения, состоящего из трех частей: описательной, мотивировочной, резолютивной. Для этого необходимо проделать следующую работу:

- дать юридическую оценку описанного случая, при этом выбрать только юридически значимые условия и детали, влияющие на решение казуса;

- подобрать норму (или нормы) римского права, в соответствии с которой решается казус, и обязательно сослаться на источник;

- сформулировать решение, возможно предложив несколько его вариантов, дополняя казус отдельными деталями;

- заявить окончательное судебное мотивированное суждение.

При выполнении задач (заданий) творческого уровня оценивается логика, творческий подход, умение самостоятельно мыслить. Основными критериями для выполнения заданий являются владение учебным материалом и правильность ответа.

Теоретическая часть работы должна быть написана на основе обстоятельного изучения рекомендованной литературы. Кроме указанной литературы, могут быть использованы и другие источники, которые студент найдет самостоятельно.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ 1

1. Охарактеризуйте римскую уголовную юстицию.

2. Римское право как система исков. Классификация исков. (Используйте Институции Гая).

3. Каковы основные понятия и категории наследственного права по римскому частному праву?

4. Кому предоставлялся Публицианов иск и какие условия для его представления предусматривались римским правом?

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: публичное право, ответы юристов, расторжение брака по воле одного из супругов, изменение в каком-либо из статусов римского гражданина, вполне правоспособное лицо, держание, опека, обман, ответственность должника по обязательству, скрепленная вещным обеспечением, кодициллы.

Казусы

1. Римский гражданин Луций Лициний купил лошадь в установленном порядке у несобственника, добросовестно ею владевшего. Спустя два года купленную лошадь опознал как свою римлянин Квин Свей. Он истребовал ее у Лициния в судебном порядке. Каково будет решение по квиритскому праву, по преторскому праву?

2. Авл Волузий продал соседу Марку Манилию свой дом и поле с урожаем на корню. Стороны договорились об уплате покупной цены в рассрочку. После внесения первого платежа буря с градом почти полностью уничтожила урожай. На этом основании Манлий потребовал расторжения сделки и возвращения ему уже уплаченных денег. Волузий отказался выполнить это требование. Дело перешло к претору. Какое решение должен вынести суд?

3. Антоний участвовал в качестве свидетеля сделки, а затем отказался засвидетельствовать факт ее заключения. Считался ли этот поступок противоправным и предусматривались ли за его совершение санкции соответствии с Институциями Гая и Дигестами Юстиниана?

 

ВАРИАНТ 2

1. Политические партии Древнего Рима: оптиматы и популяры.

2. Каково содержание и принципы установления алиментные обязательств в римском праве?

3. Чем ипотека отличается от других форм залога? Какие известны виды ипотек?

4. Плодами как результатом плодоносящей вещи пользуется собственник или тот, кому он уступил вещь в наем или в аренду. Что из нижеперечисленных вещей не может считаться «плодом»: молоко, фрукты, мясо животного, отданного внаем, валежник в лесу, выкорчеванное на арендуемом участке дерево, руда, добываемая в рудниках?

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: колонат, алиментация, добрая совесть, легитимация, пандектная система, прощение долга, капиталии, партикуляризм права, ручательство, муниципии, долус, договоры «строгого» права.

Казусы

1. Луций Ицилий взялся хранить принадлежащее Гаю Секстию имущество: партию пшеницы и картины. Пшеница была ссыпана в закрома вместе с зерном хозяина, в этом же сарае находились картины. Через некоторое время сарай сгорел от удара молнии. По возращении из похода Гай Секстий потребовал от Ицилия замены уничтоженного имущества. Каким должно быть решение суда?

2. Тиций остановился на постоялом дворе. Узнав, что его хозяин Памфил продает драгоценный ларчик, он договорился о покупке последнего. Ночью ларчик был похищен из комнаты Памфила. Последний потребовал, чтобы Тиций возместил ему убытки, но получил отказ. Как решить этот казус?

3. Мясник Фабий, задержан с поличным при краже драгоценностей в ювелирном магазине. За него семья внесла залог, но, тем не менее, стража по приказу эдила закрыла его лавку. Как вы оцените действия магистрата?

 

ВАРИАНТ 3

 

1. Охарактеризуйте основные принципы римского права.

2. Понятие и сущность брака в римском частном праве (содержание, виды, заключение, прекращение) (Используйте Институции Гая и Дигесты. Кн. 23-25).

3. Что означало понятие «особые средства преторской защиты» в римском праве? Как описывает эту категорию Гай в Институциях?

4. Охарактеризуйте линии и степени, присущие когнатическому родству.

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: строгое право, сборники мнений юристов, часть преторской формулы, которая содержит возражения ответчика против иска, формулярный процесс, наименьшее изменение в статусе лица, постановления сената Рима, вполне правоспособное лицо, держание, опека, обман, ответственность должника по обязательству, скрепленная вещным обеспечением, завещательная правоспособность.

Казусы

1. Гай нашел на улице золотую цепочку и взял ее себе. Спустя полтора года против него был предъявлен виндикационный иск Сеем, потерявшим эту цепочку. Что решит суд?

2. Стадо овец, принадлежавших Гаю Нигидию, паслось на обильных лугах Абруцких гор. Спасаясь от внезапно начавшегося бурана, овцы убежали в лес, где их нашел Луций Сей и тайком перегнал к себе. Вскоре три овцы принесли приплод. Только через четыре месяца Гай Нигидий, узнав, где находятся его овцы, предъявил Сею виндикационный иск. Однако Сей отклонил иск. В чью пользу должно быть принято решение?

3. Авл Рабирий пользовался участком на правах узуфрукта. Собрав богатый урожай с деревьев, он разделить его на две части: одну - для личного потребления, другую - для продажи. Узнав об этом, собственник участка Тиберий Семпроний потребовал предоставить ему партию плодов, предназначенную для продажи, мотивируя это тем, что плоды принадлежат собственнику плодоприносящей вещи. В чью пользу должно быть вынесено решение суда?

ВАРИАНТ 4

1. Избирательные технологии в Древнем Риме.

2. Проанализируйте виды личных сервитутов и определите права и обязанности сторон.

3. Изучите завещательное наследование, проанализируйте формы завещания, содержание, правомочность и ничтожность завещания, открытие завещания.

4. Охарактеризуйте основные способы прекращения обязательств.

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: завещательная опека, пекулий, акцессорный договор, гражданская смерть, владельческие интердикты, мнимый судебный спор, обязательная доля, юрисдикция, потестас, легитимация, грубая неосторожность, тетрархия.

Казусы

1. Римские граждане – супруги Марк и Агриппина были захвачены в плен средиземноморскими пиратами и 3 года находились у них, после чего были выкуплены родственниками. Незадолго до освобождения у них родился ребенок. Каковы последствия пленения и освобождения для Марка и Агриппины и их ребенка в соответствии с Институциями Гая и Дигестами Юстиниана?

2. Антоний вчинил иск соседу, где потребовал возместить ущерб от самовольной вырубки соседом плодовых кустарников на его участке. Однако претор иск отклонил. Правомерны ли действия претора в соответствии с Законами ХII таблиц?

3. Однажды ночью в усадьбу Гая Мария проникли воры. Разбуженный шумом Гай Марий вступил в схватку с ворами и убил одного из них. Какое наказание должен понести Гай Марий за убийство и какого рода в соответствии с Законами ХII таблиц?

 

ВАРИАНТ 5

1. Охарактеризуйте государственное право Древнего Рима.

2. Право владения и держание в римском праве.

3. Какими средствами осуществлялось обеспечение обязательств по римскому частному праву?

4. Чем отличаются посессорная и петиторная защита?

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: ответы юристов, конституции императоров, персекуторные иски, расторжение брака по воле одного из супругов, право вступать в римский брак, помолвка, пекулий, усыновление, приданное, «лежачее наследство», прекращение обязательства путем его исполнения, попечительство.

Казусы

1. Некто заказал скульптору портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Между тем скульптор получил более выгодный заказ - изваять скульптурный портрет императора. Не имея под рукой материала, он использовал мрамор первого заказчика. Тот, увидев результат, согласился принять и оплатить скульптуру императора. Скульптор возражал, упирая на то, что собственником изделия должно считать мастера, “вдохнувшего в безжизненный камень душу”. Заказчик настаивал на том, что собственность должна принадлежать тому, кто предоставил материал, ибо в основе всякой духовной деятельности лежит “грубая материя”. Как решали этот спор римские юристы? Что думаете об этом вы?

2. Марк Туллий, пользовавшийся на правах узуфрукта садом Гая Семпрония, решил продать урожай. Семпроний, узнав об этом, потребовал передачи урожая ему. Марк Туллий отказался. Какое решение должно быть вынесено судом?

3. Луций Нигидий, нанявший дом Авла Рабирия, внес ему по взаимному соглашению плату вперед. На другой же день в дом ударила молния, и он сгорел дотла. Нигидий потребовал возвратить ему плату. Рабирий отказался, ссылаясь на то, что он не повинен в пожаре. Как будет решено дело?

ВАРИАНТ 6

1. Разрешение коллизии прав и конкуренция исков в римском праве.

2. Составьте перечень видов частных деликтов по цивильному праву, по преторскому и императорскому.

3. В сервитутных отношениях устанавливались понятия «господствующий участок» и «служащий участок». Как следует это понимать? Что происходит с сервитутом при смене собственника господствующего или служащего имения?

4. Выявите соотношение понятий «права на чужие вещи» и «сервитуты» и определите, до какой степени сервитут может препятствовать свободе собственника.

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: ссуда, мнимая сделка, народные интердикты, законные пакты, алиментация, бесчестье, делегация, задаток, инсигнии, клиентела, манумиссия, нобилитет.

Казусы

1. Судья Флавий был уличен в том, что получил богатые подарки в связи с тем, что вынес решение в пользу одной из сторон спора. Должен ли Флавий понести наказание и какого рода в соответствии с Законами ХII таблиц?

2. Авл Волузий построил дом рядом с домом Луция Сея, закрыв при этом Сею вид на море. Сей предъявил иск Волузию. Как решить спор в суде?

3. После смерти Клавдия Альбы ему наследовали сыновья Публий, Сикст и Тиберий. В наследственную массу входил и драгоценный камень - сапфир в 18 каратов, имевший огромную ценность. За исключением сапфира, наследство было разделено без спора. Публий и Тиберий предложили разбить драгоценный камень на три части. Сикст запротестовал. Как должен разрешиться данный спор?

 

ВАРИАНТ 7

1. Коллегия фециалов и развитие принципов и процедур международного права.

2. Охарактеризуйте положение внебрачных детей в римском праве.

3. Какую ответственность несли перед собственником добросовестный и недобросовестный владельцы, а также держатель?

4. Если сдан на хранение запечатанный ящик, то является ли предметом требования только ящик или же требование охватывает и содержащиеся в ящике отдельные предметы? Хранитель не знает, что имеется в ящике.

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: фиск, хабитацио, муниципии, квестионес, грубая неосторожность, вето, аброгация, вечный эдикт, добросовестный приобретатель, литеральные договоры, обман кредиторов, кондиция.

Казусы

1. Теренций взял подряд на строительство дома, но вскоре заболел и не смог работать. Для выполнения заказа он нанял Прокла и Тита. Дом был построен в срок. Однако рабочие возвели непрочный фундамент и здание пошло трещинами. Заказчик потребовал у Теренция компенсации и устранения ущерба, но Теренций отказался, мотивируя, что он был болен, а работу выполняли Прокл и Тит. С них и надо спрашивать. Как должен разрешиться этот спор в соответствии с Институциями Гая и Дигестами Юстиниана?

2. Марк Марий предоставил Квинту Тицию имение на правах пожизненного узуфрукта. Вскоре после смерти Мария его наследник Гай Марий продал имение Луцию Луцинию. Новый собственник стал требовать удаления узуфруктуария Тиция. Последний обратился в суд. Каким должно быть решение суда?

3. 10-летний Марк залез в соседский огород и из хулиганских побуждений вытоптал рассаду. Возможно ли привлечь Марка к ответственности и какое наказание он должен понести в соответствии с Законами ХII таблиц?

 

ВАРИАНТ 8

1. Государственное устройство Древнего Рима.

2. Понятие права собственности и виды собственности в Древнем Риме. Защита прав собственности по римскому частному праву. (Используйте Институции Гая, Дигесты кн. 6)

3. Каковы способы установления и условия прекращения отцовской власти по римскому частному праву? (Используйте Институции Гая).

4. Охарактеризуйте интердикты о возвращении насильственно или тайно утраченного владения.

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: правоспособность, расторжение брака по соглашению супругов, экстраординарный процесс, интердикт, владение, наследование по завещанию, держание, вольноотпущенники, договор хранения, обман или мошенничество, залог, синограф.

Казусы

1. Луций Секстий купил у Тиберия Кассия лошадь. Через некоторое время, узнав, что лошадь принесла жеребенка, Кассий потребовал у Секстия передачи жеребенка ему. Секстий отказался удовлетворить требование Кассия. В чью пользу следует решить спор?

2. Марк Манилий, путешествуя по Италии, отдал вещи на хранение в трактир Гая Туллия, где поселился. Ночью от неосторожного обращения постояльцев с огнем в трактире вспыхнул пожар. Во время пожара неизвестные лица похитили вещи Марка Манилия. Марк Манилий обратился в суд. Обязан ли трактирщик возместить Манилию ущерб, нанесенный кражей, по римскому праву классического периода?

3. При купле-продаже раба присутствовало 4 надлежащих свидетеля, удар по весам был произведен слитком железа. Через несколько дней в связи со смертью жены покупатель потребовал расторжения сделки. Продавец отказался. Как будет решен спор в суде?

ВАРИАНТ 9

1. Институт доверительной собственности в римском праве.

2. Охарактеризуйте способы приобретения и утраты римского гражданства.

3. Когда опекуна назначал претор, требовалось, чтобы с выбранной кандидатурой согласились не менее шести из плебейских трибунов. Что стояло за такой строгостью?

4. Момент открытия наследства и момент вступления в него совпадал для обязательных наследников, для добровольных же наследников между этими юридическими действиями предполагался определенный срок. Цивильное право не знало срока для принятия наследства. Каким образом он мог быть установлен судом?

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: нексум, постоянный эдикт, реституция, постум, узус, триумвират, эвокация, юратория, дедитиции, ауспиции, делинктвент, завещательная субституция.

Казусы

1. Ростовщик Тулий Ораций ссужал деньги клиентам под проценты в размере 5 % с занятой суммы в месяц, хотя Законами ХII Таблиц разрешалось брать не более 1 %. Какая мера ответственности могла быть применена к ростовщику?

2. Тиций усыновил Павла. Через некоторое время Памфил предъявил ему иск в связи с кражей золотой сережки, совершенной Павлом еще до усыновления. Как решить этот казус?

3. Гай представил Люцию узуфрукт на 20 коров. Последний, справляя свадьбу сына, забил часть из них. Гай потребовал немедленного возвращения узуфрукта, на что получил отказ. Как решить этот казус?

 

ВАРИАНТ 10

1. Древнеримская адвокатура: истоки формирования и эволюция.

2. Каковы основные источники рабства на разных этапах развития института рабства в Древнем Риме?

3. Охарактеризуйте виды наследования по Законам XII таблиц, сославшись на конкретные нормы этого источника.

4. Когда опекуна назначал претор, требовалось, чтобы с выбранной кандидатурой согласились не менее шести из плебейских трибунов. Что стояло за такой строгостью?

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: досрочное выполнение обязательства, апелляция, вето, опекун, постум, реституция, наследование, померарий, демонстрация, обещание приданого, сакральное право, стипендия.

Казусы

1. Продий оставил завещание, согласно которому 50% имущества получал старший сын, а две дочери получали по 25 % наследства. После его смерти стало известно, что долги Продия составили 800 ассов. Кто и в каком объеме должен будет погасить долги в соответствии с Законами ХII таблиц?

2. После победы Рима над варварами один из легионеров Вителлий был освобожден по ранению от военной службы и в 162 г. н.э. вернулся домой в Италию после пятилетнего отсутствия. По возвращению домой он обнаружил, что его земельный участок захвачен неким Марком. Последний объяснил, что он завладел участком полтора года назад, считая его бесхозным. За это время он возвел на участке хозяйственные постройки, посеял хлеб. Марк отказался возвратить участок, надеясь на защиту претора, Вителлий обратился в суд. Как решится дело по римскому праву?

3. Действуя по поручению патерфамилиас, сын оккупировал пустующую землю, присоединив ее к своему пекулию. Через год патерфамилиас умер, и сын унаследовал имущество фамилии. С какого времени будет исчисляться давностный срок в отношении владельческой земли – с момента завладения или со смертью отца?

 

 

ВАРИАНТ 11

1. Политическая юстиция в Древнем Риме.

2. Охарактеризуйте виды воинских преступлений в римском праве.

3. Используя нормы римского права, рассмотрите договор купли-продажи во всей совокупности и объясните, почему этот договор считают универсальным и наиболее удобным способом перехода вещей в собственность от одного лица (продавец) к другому (покупатель).

4. Как соотносились римские «potestas» и «imperium»? В чем состояло основное отличие?

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: плебисциты, апелляция, вето, капиталии, наследование, депозит, обременение имущества, пользование, рецепция права, спонсия, титул приобретения, узуфрукт.

Казусы

1. Мясник Фабий, задержан с поличным при краже драгоценностей в ювелирном магазине. За него семья внесла залог, но, тем не менее, стража по приказу эдила закрыла его лавку. Как вы оцените действия магистрата?

2. Кораблем на правах собственности владеют четверо лиц. Их обязанности распределены следующим образом: первый – капитан, отвечающий за навигацию и действия команды; второй занимается поддержанием судна в исправности и ремонтом; третий – заключением договоров о перевозке грузов; четвертый отвечает за транспортировку, погрузку и доставку товаров. Во время шторма на море судно дало течь, и часть груза пришлось выбросить за борт. Какова будет ответственность владельцев корабля – солидарная или долевая?

3. Гай Тиций передал своему зятю Луцию Ливию, состоявшему в браке sinе manu, в пользование земельный участок со строе­нием, пару волов, раба, несколько овец. Спустя полтора года, когда брак дочери был расторгнут по свободному соглашению суп­ругов, Тиций потребовал возвращения всех данных Ливию во вла­дение вещей. Ливии отказался, ссылаясь на то, что в отношении некоторых вещей истек срок приобретательской давности и он стад их собственником. Как решиться дело в суде?

 

ВАРИАНТ 12

1. Поземельные отношения в Древнем Риме и их правовое урегулирование.

2. Зачем в завещании обязательно указывался наследник? Как происходило наследование, если завещатель объявил имена всех лиц, кому достанется часть его имущества, но забыл подчеркнуть, кто из них является его преемником?

3. Согласно закону «О наделении властью» (принятый куриатной комицией) для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо было еще особое посвящение. О каком посвящении идет речь. Проведите аналогии с современностью.

4. Установите отличие деликтных обязательств от договорных.

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: тетрархия, померарий, стипуляция, обещание приданого, узус, стипендия, фециальное право, триба, эрарий, эвикция вещи, кауза, право народов.

Казусы

1. В завещании, оставленном Сципионом Гаем, говорилось, что он лишает наследства свою дочь Пульхерию, вышедшую против его воли замуж. Последняя оспорила данное завещание. Каково будет решение в соответствии с «Законами ХII таблиц»?

2. Под угрозой расправы некто Вителлий написал Марку расписку с обязательством уплатить ему 5000 сестерциев, но не сделал этого. Марк подал в суд. Вителлий отрицал, что им было принято на себя какое-то обязательство, и, следовательно, правомерность самого иска. Он проиграл формулярный процесс и был присужден к уплате. Почему?

3. Тиций заказал ювелиру Памфилу кубок из серебра. Мастер, выполнив заказ, заявил, что сосуд принадлежит ему, а за серебро он заплатит заказчику. Правомерны ли действия Памфила?

ВАРИАНТ 13

1. Система «сдержек и противовесов» в государственном строе Древнего Рима в период республики.

2. Установите сходства и различия в деятельности претора в формулярном и легисакционном процессах.

3. В чем состоит отличие двух основных школ римских юристов – прокулианской и сабинианской?

4. Охарактеризуйте основные отличия между условиями, сроками и модусами как элементов договоров.

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: ауспиции, манумиссия, инсигнии, обязательная доля, абсолютные права, «одетые» пакты, коэмпция, мнимая сделка, неустойка, приращение, субституция, фидеипромиссия.

Казусы

1. Марк Туллий, пользовавшийся на правах узуфрукта садом Гая Семпрония, решил продать урожай. Семпроний, узнав об этом, потребовал передачи урожая ему. Марк Туллий отказался. Какое решение должно быть вынесено судом?

2. Некий бездетный гражданин оставил в наследство соседу дом с приусадебным участком общей стоимостью в 3 млн. сестерциев. Обрадовавшись такой удаче, сосед поспешил вступить во владение в наследство, дабы исключить возможность появления претензий со стороны каких-либо дальних родственников наследодателя. Однако со временем выяснилось, что принятое в наследство имущество оказалось обременено долгом в 4 млн. сестерциев. Должен ли сосед отвечать по этому долгу? Если да – то, сколько он должен уплатить? Может ли он избавиться от этого долга и сохранить за собой дом?

3. Тиций в присутствии четырех свидетелей заключил договор о покупке у Мария 10 коров. Но когда Тиций пришел к Марию внести деньги и забрать коров, Марий отказался, мотивируя это тем, что сделка недействительна. Правомерен ли отказ от сделки Мария в соответствии с Законами ХII таблиц?

ВАРИАНТ 14

 

1. Принцип объективного вменения в праве Древнего Рима.

2. Определите причины смены догосударственных форм защиты нарушенных прав государственной защитой.

3. Охарактеризуйте способы защиты потерпевшего от частных деликтов.

4. Перечислите виды обязательств и основания возникновения обязательств. Можно ли согласиться с основаниями, предложенными Гаем в его Институциях?

5. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям и кратко поясните их содержание: аброгация, право постлиминия, авгуральное право, бонитарная собственность, деляция, клиент, либеллярное производство, нобилитет, неустойка, пандектная система, уступка права, предиальный сервитут.

Казусы

1. Гай взял заказ на постройку корабля для Сея, включив в смету стоимость необходимого материала, который он закупил полностью самостоятельно. За ночь до сдачи работы на верфи случился пожар, и корабль сгорел. Заказчик отказался оплатить работу, сославшись на неполучение им результата. Правомерен ли этот отказ?

2. Кредитор принял в залог овцу, которая оказалась больной и заразила все стадо. Может ли кредитор заявить должнику о возмещении вреда? Будет ли принята эксцепция должника, что овцу выбирал сам кредитор?

3. Во время продажи партии скота Павлом Цельзу сделку удостоверяли четыре свидетеля и весодержатель, а требуемый удар по весам был произведен слитком золота. На следующий день в связи с внезапной смертью жены Цельз потребовал расторжения договора. Павел отказался. Прав ли он?

ВАРИАНТ 15

1. Охарактеризуйте налоговое и военное право Древнего Рима.

2. Прекращен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: